Оглавление
6#2008
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Замечательные женщины Самарской области
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Здоровье
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Экология

Многоцветье жанров

— Самара
 

Приближающийся к своему 80­-летию Самарский театр юного зрителя «СамАрт» – одна из визитных карточек нашего города. Он известен далеко за пределами Самарского региона, являясь одним из ярких творческих коллективов страны, в котором гармонично сочетается идея так называемого «директорского» театра с безупречным художественным руководством.

 

Сегодняшняя афиша «СамАрта», адресованная как детской, так и взрослой аудитории, на редкость разнообразна по жанрам. В ней представлена классика и современная драматургия, есть откровенно экспериментальные постановки, есть и мюзиклы. В «СамАрте» ставят режиссеры разных поколений, у каждого из которых собственный почерк, своя неповторимая индивидуальность, свое видение окружающего мира.

Известный санкт­петербургский режиссер Анатолий Праудин поставил в «СамАрте» «Таланты и поклонники» А. Островского. Художник­постановщик спектакля – знаковая персона российского театра Юрий Хариков, благодаря которому два спектакля театра – мюзикл «Бумбараш» и «Мамаша Кураж» по Б. Брехту, стали лауреатами Национальной премии «Золотая маска».

Комедия «Таланты и поклонники», посвященная драматургом столь любимой им актерской братии, в интерпретации Праудина воспринимается шире – как «комедия жизни», не исключающая и подлинного драматизма, и даже трагедии. Спектакль решен в традициях русского психологического театра и в то же время современен. Все происходящее на сцене логично, оправданно – не только потому, что мудро задумано режиссером, но и великолепно сыграно актерами.

Новаторство Праудина безусловно, но оно не сопряжено с излишествами постмодернистского мудрствования, с ребусами­загадками, насилующими здравый смысл ради самоутверждения режиссера­постановщика. Чтобы быть по­настоящему современным, достаточно, оказывается, даже небольшого набора сценических условностей, и совсем не обязательно переставлять все с ног на голову.

Декорация представляет собой выполненный в классическом стиле абсолютно белый интерьер, который по ходу действия мгновенно трансформируется то в скромную квартиру провинциальной актрисы, то в уголок театрального закулисья, то в привокзальный ресторан. Эпоха безошибочно ощущается – и в манере поведения персонажей, и в их неспешной, выверенной до мельчайших интонаций речи, и в покрое костюмов. Практически каждый из занятых в спектакле артистов сыграл свою лучшую роль, смог проявить себя в полной мере независимо от того, играет он одного из главных или второстепенного персонажа.

Негина Татьяны Михайловой – тонкая, нервная и по существу закрытая для окружающих натура. Она безусловно талантлива, но поначалу не умеетпо­настоящему постоять за себя. Однако в ней таится мощный вулкан чувств, который вырывается в финале. Михайлова играет не падение своей героини, а вознесение ее духа. Веришь, что такую натуру сломить непросто.

Сергей Захаров безупречен в роли помещика­миллионера Великатова. Этот вальяжный, невозмутимый и даже ироничный человек –
матерый хищник. Он прекрасно знает, чего хочет, подобно азартному игроку точно просчитывает все ходы далеко вперед и уверенно, шаг за шагом приближается к намеченной цели. Один из обожателей Негиной князь Дулебов Юрия Долгих – себе на уме. Добиваясь своего, он обыденно деловит и циничен. Артист добавляет своему персонажу тонкую острохарактерность, что свойственно его собственной актерской индивидуальности. Другой поклонник Негиной чиновник Бакин – Алексей Меженный откровенно бесцеремонен и нагл в своих домогательствах. Людмила Гаврилова играет мать Негиной Домну Пантелевну без надрыва и ерничества, создавая колоритный характер, в котором сочетаются и любовь к дочери, и страстное желание вырваться из нищеты, и умение ладить с разными людьми.

Петр Мелузов, влюбленный в Негину молодой человек – превосходная работа Павла Маркелова. Актер абсолютно органичен в образе внешне нескладного, наивного роман­тика­очкарика. Неподражаем патриарх труппы Алексей Симкович в роли Мартына Прокофьича Нарокова, по­детски наивного, безумно влюбленного в театр человека. «Таланты и по­клонники» – спектакль о безграничной любви к театру. Только ради театра идет на жертву главная героиня, порывая со своим женихом. У нее просто нет другого выхода: она должна принадлежать сцене.

Комедия Гоголя «Ревизор» не шла на самарских подмостках более двух десятилетий. Режиссер­постановщик спектакля Александр Кузин остался верен своему кредо, в основе которого традиции российского психологического театра. В его спектакле главное не трюк, а подлинность актерского переживания.

Традиционность самартовского «Ревизорa» хотя бы в том, что персонажи Гоголя не поют, не вываливаются по ходу действия в грязи, не плавают в бассейне, не катаются на велосипедах и роликах, не обитают в некоем фантасмагорическом пространстве. И тем не менее спектакль не воспринимается как какой­то анахронизм. Он абсолютно современен – по своему стремительному, вихревому темпоритму, по оригинальной, остроумной постановочной «механике», которая позволяет с почти кинематографической быстротой осуществлять сценические перемены, по лаконичному и в то же время стильному оформлению.

Кузин отошел от подчеркнутой внешней характерности, смачного обыгрывания деталей поведения, повадок и внешних примет ставших почти нарицательными героев гоголевской комедии. В их речи отсутствует нарочитость интонаций, излишнее комикование. В действие привнесена жесткость, подчас даже жестокость.

Не секрет, что «Ревизора» часто ставят на определенного актера – исполнителя роли Хлестакова, реже – Городничего. Так было и в этот раз. На роль мелкого чиновника из Петербурга, которого по недоразумению и со страшного перепугу приняли за важную птицу, был заведомо определен Павел Маркелов.
Талантливый молодой актер блестяще справился с этой ролью, которая на сегодняшний день, пожалуй, лучшая в его творческой биографии. Глядя на Маркелова, не задумываешься ни о какой технике, настолько органично и естественно его сценическое поведение. Маркелов идеально соответствует гоголевскому персонажу. Его худенький Хлестаков в петушином камзоле откровенно молод, безусловно глуповат – об этом красноречивее всего свидетельствуют огромные наивные глазищи, отражающие абсолютную внутреннюю пустоту и невозможность ни на мгновение сосредоточиться на чем­либо серьезном. Поведение Хлестакова­-Маркелова – череда хаотичных, ничем не мотивированных поступков, а слова вылетают из его уст как бы сами собой. И при всем при этом он абсолютно искренен, чистосердечен и прост, как того и желал автор. Замечательна отделанная до мелочей пластика артиста, его сценическая свобода и внутренняя раскрепощенность.

В спектакле целая череда прекрасных актерских работ, благодаря чему в совершенно неожиданном – и не только в традиционном острохарактерном – ключе, раскрылись и другие персонажи пьесы. Хорош городничий Сергея Захарова – матерый
«хозяин»­-хищник и в то же время человек не с такими уж «грубо­развитыми склонностями души», как того желал автор. Чем-­то он неуловимо напоминает не столь удаленного от нашего времени субъекта. Актер играет широко, свободно, с подлинным мастерством. Хочется особо отметить Юрия Землякова – великолепного судью Ляпкина­Тяпкина. Этот персонаж очень не прост, знает себе цену, в его поведении, манере говорить – некое язвительное резонерство и даже, как показалось, сознание собственного превосходства – все­таки судья!

Практически каждый из актеров получил свой бенефисный выход – в сцене представления петербургскому чиновнику. Все эти эпизоды разработаны режиссером и отыграны актерами с ювелирным мастерством, с массой находок, и в то же время без излишнего педалирования на комизм ситуации – он присут­ствует сам по себе как данность. Гоголевский «Ревизор» – безусловная удача «СамАрта».

Еще один поставленный Кузиным спектакль – «Очень простая история» по пьесе молодого драматурга Марии Ладо. Действие разворачивается в деревенском сарае, среди персонажей на равных соседствуют и люди, обитающие здесь же, в сарае, и представители деревенского подворья – животные. Быт людей предстает в совершенно неожиданных ракурсах в восприятии наделенных речью, одушевленных и даже одухотворенных по воле автора представителей животного мира, которые рассуждают, спорят, радуются, страдают и даже мечтают. События пьесы просты, но в них отражен тот предопределенный свыше жизненный круговорот, который начинается с рождения и заканчивается неизбежным уходом всех и каждого в мир иной.

Трио Свиньи – Влады Филипповой, Коровы Зорьки – Екатерины Фроловой и Лошади – Розы Хайруллиной на редкость слаженно и поэтично. Мечтательница Свинья спит и видит себя летающей по небу, Корова ждет потомства и что­то вяжет, и только старая мудрая Лошадь уже ничего не ждет в этой жизни: у нее все позади. В числе персонажей взъерошенный, бесшабашный Пес – Олег Белов и Петух – Павел Маркелов – существо в высшей степени эксцентричное и комичное. Происходящее на сцене – это, по существу, слепок с реальной жизни – такой, какой она предстает за театральным порогом. В ней бывают светлые, радостные эпизоды, но немало откровенно жестокого и трагичного.

Не так давно «СамАрту» было предложено создать спектакль, преодолевающий языковые и звуковые барьеры и без перевода понятный людям любой национальности. В числе инициаторов проекта – известный московский драматург Михаил Бартенев, постановщик – один из самых «модных» молодых столичных режиссеров Константин Богомолов. Ему в компании с самартовскими актерами Ольгой Агаповой и Алексеем Меженным удалось создать необычное действо, почти философскую притчу, которую назвали греческим словом Palimpseston, что в переводе означает «вновь соскобленная книга». Это название не случайно. За час с небольшим действо совершает «полное вращение вокруг своей оси и возвращается в свое положение», после чего актеры готовы сыграть тот же спектакль снова.

По существу зрители являются свидетелями нескольких сюжетов­этюдов, глубинно связанных один с другим. В продолжение всего спектакля актеры не произносят ни единого слова, все происходящее держится на их сценической органике, внутренней отдаче, правдивости и искренности мимики, жестов, поз. На сцене, плавно перетекая и как бы «соскабливая» одна другую, разворачиваются три истории о зарождении и утрате любви, о человечности и варварстве, наконец, о физиологической совместимости живых существ, а в целом – о вечном круговороте жизни.

Palimpseston – действительно эксперимент. Спектакль дает возможность в чем­то по­новому раскрыться способным актерам, будоражит зрительскую фантазию. И кроме того, он одинаково понятен любому жителю планеты.

Мюзикл «Вино из одуванчиков» создан специально для «СамАрта». Практически вся его творческая группа – москвичи: автор пьесы по одноименной повести американского писателя Рея Брэдбери драматург Михаил Бартенев, композитор – Алексей Шелыгин, автор сценической редакции, режиссер­постановщик и балетмейстер – Михаил Кисляров, пригласивший из Вильнюса художника Юрате Рачинскайте.

Главный герой спектакля – житель небольшого американского городка, вспоминает эпизоды своего детства, населенные дорогими его сердцу людьми, и это сообщает спектаклю аромат ретро, настраивает зрителей на особую лирическую волну. Отсутствие стройного сюжета делает по­особому самоценными отдельные эпизоды действия. В каждом из них своя эмоционально­смысловая нагрузка, свой «узловой» персонаж.

Спектакль поставил хореограф, и поэтому пластика является его важнейшей выразительной доминантой. В спектакле множество сольных и массовых танцевальных эпизодов. В спектакле занята практически вся труппа театра. Зигзаги воспоминаний главного героя уносят его то в Каир, то в парижский «Мулен Руж», то в знойный Буэнос­Айрес.

Действие построено на эмоциональных контрастах. Рядом с радостью –
невозвратные потери: постепенно уходят близкие, друзья, да и детство не вернуть. Таким образом, спектакль – никакая не розовая сказка о беззаботности бытия. В нем юные персонажи познают драматизм жизни…

В этих заметках речь шла лишь о нескольких спектаклях, составляющих сегодняшнюю афишу «СамАрта». Но и они свидетельствуют о плодотворных поисках театра, постоянно расширяющего свои творческие горизонты.

 

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов