Оглавление
5#2008
Оглавление
О главном
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Поколение
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экономика и финансы

Ваган Гайкович Каркарьян

 

В.Г. Каркарьян

Ваган Гайкович Каркарьян родился в Баку в 1934 году. Закончив в 1958 г. Московский архитектурный институт, навсегда связал свою творческую жизнь с городом на Волге и положил начало династии архитекторов. Молодой выпускник был приглашен директором «Куйбышевгорпроекта» М.А. Труфа­ новым в группу, работавшую над генеральным планом област­ного центра, который был утвержден правительством в 1967 г. 

Ваган Гайкович признает элитарность своей профессии, но чуждается присущего ей снобизма, многим более ценя в работе архитектора масштаб реализации творческого замысла. Он хорошо знает весь путь создания строительного объекта – от идеи, через утверждение ее в многочисленных чиновничьих кабинетах до воплощения. Именно благодаря ему, часто неудобному и несговорчивому, Самара обязана сохранением ипподрома, композиционного ансамбля на пл. Куйбышева, в который органично включился построенный в 1973 г. Дом актера (в соавторстве с А.Н. Красько), а также архитектурного ансамбля по ул. Молодогвардейской, куда вошли жилые дома и Дворец бракосочетаний (совместно с А.Н. Герасимовым, А.Г. Моргуном, В.Н. Блохиным, В.А. Голосовым, Ю.И. Мусатовым).

Проект здания в рисунке

Проектирование и строительство большинства знаковых для Самары объектов проходило при участии В.Г. Каркарьяна, работавшего в составе творческих групп: Дом Правительства, ныне здание Областной Администрации (совместно с А.Г. Моргуном и В. Черняком), фонтан «Победа»(с В. Борисовым, Р. Барановым), здание института «Гражданпроект» (с А.Г. Моргуном, Н. Дегтяревым), 2­я очередь набережной р. Волги и гостиница «Волга» (с А. Гордзевичем), жилые дома по проспекту Ленина, здание аэровокзала в аэропорту «Курумоч» (с Г. Васильевым) и реконструкция здания Губернской Думы. Не все задуманные проекты были реализованы: например, комплекс железнодорожного вокзала с попыткой сохранить все постройки эпохи модерна, жилой район в Самарском Заречье, городской аэровокзал – все это лишь малая часть в этом списке. Каркарьян сочетает в себе талантливого художника, организатора и руководителя. В тридцать лет, только что принятый в члены Союза архитекторов СССР, он становится заместителем председателя, а затем председателем правления Куйбышевского отделения этой организации. В 1965 году – главный архитектор «Куйбышевгражданпроекта», а в 1971–1986 гг. – главный архитектор «Куйбышевгорпроекта». С 1970 по 1995 гг. – председатель Совета организаций Союза архитекторов Поволжья, член секретариата правления Союза архитекторов СССР.

Дом актера

Много сил отдает В.Г. Каркарьян деятельности по сохранению архитектурного наследия Самары. Для него неоспорима ценность объектов деревянного зодчества, которые постепенно исчезают с улиц, уступая натиску безликих высоток. К сожалению, многие уникальные памятники домового строительства, украшенные уникальной резьбой по дереву, сохранились лишь в рисунках мастера, опубликованных в ряде изданий, среди которых путеводитель «По улицам старой Самары», написанный совместно с журналисткой Валентиной Неверовой (1988 г.), монография «Старая Самара: история, дома, люди» (1998 г.), книга «Деревянное зодчество Самары, или Осень патриархов» (2002 г.), а также серия открыток «Графическая летопись Самары». Ваган Гайкович занял активную позицию при обсуждении проекта Генерального плана г. Самары: без сохранения прошлого наследия у города не будет своего облика. Он частый гость тематических диспутов, организованных СМИ, находит своих единомышленников или воспитывает их в студенческой среде, являясь профессором СГАСУ. Спустя 50 лет, остается верен своему творческому принципу – noli nocere, не навреди. Не стареющая в веках мудрость древних врачей как нельзя лучше определяет его кредо, кредо современного архитектора: «Работать так, чтобы не навредить тому, что уже сложилось в Самаре. Войдя в историческую часть города, нужно действовать осторожно и работать, как нейрохирург, и даже не скальпелем, а лазерным лучом».