Оглавление
5#2008
Оглавление
О главном
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Поколение
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экономика и финансы

От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь

 

Сегодня экономика России и Самарской области в частности, преодолевает тяжелое наследие 90­х годов. Но залог дальнейшего успеха – тот потенциал, который заложен в подрастающем поколении, тех ребятах, что должны прийти на смену старшему поколению. Будут ли они готовы к этому, как помочь выбрать путь, совмещающий интересы личности и страны в целом? Об этом и о роли профессионального образования и значении его для развития экономики региона мы беседуем с министром науки и образования Самарской области Дмитрием Евгеньевичем Овчинниковым.

Д.Е. Овчинников

 

– Дмитрий Евгеньевич, как Вы оцениваете современный рынок труда в Самарской области?

– Если говорить кратко, то налицо дисбаланс спроса и предложения. Количественный – предприятия ждут большее число специалистов, чем туда готовы прийти. И качественный – работодателей не удовлетворяет качество подготовки кадров. Два­три­четыре года человек учится в училище, техникуме, колледже, но полученная им подготовка далеко не всегда соответствует требованиям, необходимым для работы на современном производстве. К сожалению, это отражение ситуации, сложившейся на протяжении последних пятнадцати лет.

 – Но есть ли здесь выход?

– Конечно. И, прежде всего, нужно решить проблему качества   профессионального образования. Нельзя, чтобы сама система образования давала оценку собственной работе. Работодателю важно, чтобы человек умел решать сложные задачи. А значит, должна существовать независимая система оценки качества образования. Здесь у Самарской области есть интересный опыт – квалификационная сертификация, когда независимая комиссия оценивает профессиональные качества выпускника. Основная роль при этом отводится работодателю. По итогам работы совместной комиссии решается вопрос о присвоении выпускнику повышенного разряда. Например, 4-­й вместо 3-­его.

Конечно, здесь есть определенные проблемы. Хотя сертификат подписывают президент Торгово­промышленной палаты Самарской области и председатель комиссии училища или техникума, он не имеет юридической силы. Да, добровольная сертификация позволяет выпускнику претендовать на более высокий разряд при поступлении на работу. Но здесь еще остаются нерешенные вопросы.

 – А много ли специальностей сегодня можно сертифицировать?

– Сейчас уровень профессиональной компетентности определяется для 20 профессий, прежде всего, наиболее массовых и востребованных на рынке труда: станочник широкого профиля, токарь, слесарь­ремонтник и другие. Заинтересованность в этой системе уже проявили 30 социальных партнеров из числа работодателей в различных областях.

Конечно, сертификация специалистов пока не стала общепринятой на предприятиях нашей области. Но после вхождения в ВТО сертификация персонала станет обязательной для всех. А до того момента нашему министерству предстоит создать и развить региональную систему сертификации не только выпускников учреждений профобразования, но и давно работающего персонала.

– Дмитрий Евгеньевич, Вы говорили о количественном дисбалансе. В чем он выражается в Самарской области?

– По самым грубым подсчетам, сегодня предприятиям области требуется 10000 квалифицированных рабочих. А план приема 2008 года в училища, колледжи, техникумы – 8500 человек. Прежде всего, причина такого разрыва в том, что число выпускников 9­х классов в этом году резко упало. Для этого есть и объективные причины – во многих школах 9­е классы попросту отсутствовали. Сказались послед­ствия произошедшего в 2000 году перехода от 3­летней к 4­летней начальной школе. В 2010 году эти последствия скажутся уже на вузах, когда будет мало выпускников 11­х классов.

И другое. Большая часть 11­классников ориентирована на получение высшего образования, и лишь незначительная доля их идет получать рабочие профессии. И это тоже вступает в противоречие с потребностями экономики.

 – Ни для кого не секрет, что многие техникумы и колледжи заявляют о том, что они готовят юристов, лингвистов и так далее. Но вряд ли можно говорить о качественной подготовке юристов в каждом из этих учебных заведений.

– Действительно, непрофильное образование стало в последние годы распространенным явлением. Не будем говорить о качестве, в каждом случае это отдельный вопрос. Но, согласитесь, это не дело, когда одинаковый набор специальностей предлагают и многие государственные вузы, и их филиалы, и коммерческие, и учреждения среднего специального образования. И здесь у нашего министерства есть рычаги влияния. С этого года прекратили устанавливать на некоторые специальности контрольные цифры приема на бюджет. Да, прием может продолжаться, но на коммерческой основе, при этом мы должны учитывать специфику каждого учреждения. Например, техникум в Рождествено на протяжении всей своей истории готовил экономистов и бухгалтеров именно для сельского хозяйства. Они и сегодня очень востребованы, а значит, здесь и дальше будут обучать таких специалистов и будет сохранен набор на бюджет.

 – Дмитрий Евгеньевич, давайте вернемся к рынку труда и роли профессионального образования.

– Рынок труда – понятие динамичное. Сейчас в вузы поступает много абитуриентов на так называемые «престижные» специальности: юристов, экономистов, менеджеров и т. д. Год от года все большее число выпускников, получив эти профессии, пополняют рынок труда. Но такое количество подобных специалистов в ближайшие годы не требуется Самарской области, да и стране в целом. Об этом свидетельствует и статистика службы занятости. Получение «престижного» образования – далеко не гарантия будущей хорошей работы и не ведет к успешной карьере. Затратив силы и средства, зачастую немалые, молодые люди, вместо привлекательной и высокооплачиваемой работы, оказываются невостребованными и переживают сильнейший шок. Хотя, в то же время, в нашей области наблюдается острейший дефицит рабочих рук на многих производствах, в сельском хозяйстве.

 – Что же необходимо делать, чтобы преодолеть этот дисбаланс?

– У нас разработана и уже действует программа «Управление кадровым потенциалом Самарской области». Она предусматривает публикацию в СМИ прогнозов по рынку труда, анализ и формирование государственного регионального задания на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования. В рамках этой программы разрабатываются предложения по изменению списка тех специальностей, которым обучают в учреждениях профессионального образования Самарской области. Также предусмотрена организация опережающей подготовки кадров по стратегически перспективным профессиям, специальностям и видам деятельности. То есть мы стараемся смотреть вперед и сегодня готовить тех специалистов, которые потребуются предприятиям через 2­3 года.

 – Но Вы сами отметили, что ребята пока не очень стремятся к получению рабочих профессий.

– Увы! Стереотип массового сознания – необходимость получения высшего образования. Здесь сказываются два фактора. Первый: традиционно высокий научно­промышленный потенциал Самарской области, наличие вузов российского и даже мирового уровня. Второй: оставшаяся после развальных 90­х психологическая боязнь нестабильности работы на производстве. Понятно, что те, кто в то время не получал зарплату, а потом и вовсе оказывался без работы, потому что заводы закрывались один за другим, стремятся во что бы то ни стало дать своим детям высшее образование и тем уберечь их от безработицы.

Но высшее образование – не гарантия успеха. Определяющими должны быть умения и профессионализм человека. И его готовность отзываться на потребности рынка, готовность к получению новой профессии, если возникнет такая необходимость.

В то же время экономика области сегодня динамично развивается, и система профтехобразования готова осуществлять подготовку специалистов для предприятий и их переподготовку. Разумеется, при взаимной заинтересованности в качестве и активном участии предприятий в этом процессе. Ведь невозможно за старым верстаком научить работать на высокоточном станке. А значит, это наша общая проблема!

 – Дмитрий Евгеньевич, кроме системы начального и среднего профессионального образования, сегодня предлагают свои услуги и многие негосударственные образовательные учреждения. А как проверить их качество подготовки?

– Действительно, сегодня эта сфера услуг достаточно развита, но качест­во подготовки никем не гарантировано. Именно поэтому в структуре областного министерства создано Управление по надзору и контролю за качеством образования. Оно призвано решать вопросы лицензий, государственной аккредитации и наблюдения за качеством образования в учреждениях начального и среднего специального образования, за исключением федерального подчинения. Деятельность негосударственных учреждений тоже должна быть приведена в соответствие с требованиями законодательства, для чего выработаны критерии оценки. В этом случае подобный сертификат будет являться юридическим документом.

 – И все же, подскажите, – как помочь ребятам выбрать свою дорогу в жизни?  

– Необходимо сделать систему профобразования привлекательной для выпускников, работодателей и т. д. Свою роль в этом должен сыграть проект «Открытый урок». Его задача – информировать учеников о мире профессий, реально помочь старшеклассникам в самоопределении и выборе профессии. В основе этого проекта – прямой диалог учащихся с работодателями. В конце сентября прошла первая интернет­конференция, в которой приняли участие ребята из нескольких школ Самары, Тольятти, Новокуйбышевска. Надеемся, что такие конференции станут традицией и в них смогут со временем участвовать все школы. Проект призван помочь ребятам грамотно выстроить свой образовательный и профессиональный путь. Участие работодателей в этом проекте – залог его успеха. Ведь ученики не только могут узнать о предприятии и профессии, что называется, «из первых рук», но и задать напрямую все интересующие их вопросы и получить ответы.

 

– Но ведь только интернет­конференциями этой проблемы не решить?
– Конечно. Здесь важно использовать ресурсы школьного образования. Мы прекрасно понимаем, что без соответствующего развития профориентации в школе не обойтись. Поэтому мы и проводим эксперимент по внедрению в школе на старшей ступени профильной и предпрофильной подготовки. Это значит, что, выявив склонности ребят, общее образование в школе необходимо сочетать с углубленным изучением необходимых для освоения профессии школьных предметов, естественно­научных или гуманитарных.

Профильное обучение – это ориентация не на конкретную профессию, а на умение гибко реагировать и даже менять профессию по мере необходимости.

Во время учебы в школе надо сформировать в ребятах установку на постоянное получение знаний и навыков в течение всей их жизни. Они не должны бояться сменить работу, если в этом возникнет необходимость.

Мы должны идти от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь. Перспектива дальнейшего развития профессионального образования – это система непрерывного образования плюс широкий спектр образовательных программ.

Для этого нам нужно побороть стереотип боязни связать будущую карьеру с производством. Однако без развития реального сектора экономики страна не сможет возродиться. От органов управления образованием требуется создать для этого условия – институционные, правовые, психологические и т. д. Над этим мы и работаем.