Оглавление
5#2008
Оглавление
О главном
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Поколение
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экономика и финансы

Как воспитать настоящего врача?

 

Щукин Юрий Владимирович, проректор по учебно­воспитательной и социальной работе, заведующий кафедрой пропедевтической терапии, доктор медицинских наук. В 1976 году окончил Куйбышевский медицинский институт – лечебно­-профилактический факультет, ординатуру, аспирантуру. С 1990 года заместитель декана лечебного факультета, с 1999 – декан лечебного факультета. С 2007 года проректор по учебно­-воспитательной и социальной работе Самарского государственного медицинского университета

  Ю.В. Щукин

Личных мнений и профессиональных теорий на тему того, как правильно воспитывать ребенка, существует множество. А как воспитать взрослого человека, например, студента? И главное – зачем?  

Придя на очередной прием к участковому врачу, в районную поликлинику, но не застав его по каким­то причинам на рабочем месте, с каким недоверием и осторожностью мы идем к другому, «не своему» врачу. Ведь тот, свой, и роднее и привычнее. Многие лечатся у одного специалиста годами, а то и всю жизнь. Семейный доктор становится традицией и нормой для многих семей. По каким же принципам мы выбираем своего врача, за что ценим? Наверное, не только за выписанные рецепты, а за человечность, за понимание и сострадание, с которым он, доктор, относится к нам.

Профессор Юрий Владимирович Щукин, проректор по учебно­воспитательной и социальной работе Самарского государственного медицинского университета, считает, что человек, решивший однажды стать врачом и посвятить свою жизнь служению людям, – особенный.

 – Я всегда был и остаюсь при убеждении, что в медицину посторонний человек не придет. Для того, чтобы быть врачом, нужно иметь какое­то особое внутреннее состояние, стержень. Ведь иногда, беседуя со студентом, спрашиваешь: почему ты пришел в наш университет? Ответы могут быть разные. Кто­то из родственников болел, поэтому сам решил лечить людей. Или родители – врачи, очень нравилось, как они работают, и тоже захотелось быть врачом. Но надо понимать, что общение врача и пациента – это очень большая ответственность. Это, прежде всего, человеколюбие. Странно звучит «любовь к пациенту», но именно любить человека надо, без этого сложно увидеть проблему, с которой он к тебе приходит».

 Еще недавно, в середине позапрошлого века (а что для России сто­двести лет!) система образования и обучения были неразрывно связаны между собой. Существовавшая в царской России целая школа куратор­ства перекочевала в вузы СССР. Выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский писал: «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием». Однако в перестроечный период у этого цветика­семицветика всё­таки оторвали «лепесток», именуемый воспитательным процессом в высшей школе. Кто­то умный и большой решил, что воспитывать студентов – это совершенно лишнее, а вскоре и должность проректора по воспитательной работе была упразднена. 

– В нашем университете этого никогда не было, – продолжает Юрий Владимирович, – отделить учебный процесс от воспитательной работы невозможно. Этого и не нужно делать, поскольку они тесно взаимосвязаны, и субъект процесса один – студент. Для студентов процесс воспитания в них Врача начинается на лекциях и практических занятиях. И осуществляют его преподаватели. В этом году мы организовали совет кураторов, который занимается именно воспитательной работой, координирует её, вырабатывает единые цели и задачи, чтобы в итоге дело не сводилась к каким­то простейшим вопросам, которые должна решать семья. Мы – на другом уровне. Мы готовим специалиста, преданного своей профессии, вузу, нашему городу, стране и ее людям.

– Учеба это труд, поэтому учебный процесс необходимо рассматривать как составную часть воспитательного процесса. Педагогический процесс, при котором воспитание идет впереди обучения, хорош тем, что помогает студенту более глубоко и осознанно осваивать знания, необходимые для дальнейшего профессионального роста.  

– Воспитательная работа в вузе – это целый комплекс мероприятий. На младших курсах функционирует школа кураторства. Всех студентов I и II курсов мы распределяем по группам, по кафедрам. За каждой группой закреплен свой преподаватель, он проводит собрания, различные мероприятия со студентами в свободное от учебы время. Это необходимо, ведь у нас почти 60% студентов – иногородние. Можно себе представить, как 17­летнему подростку сложно адаптироваться к новой ситуации. Задача кураторов – сделать процесс адаптации менее болезненным, научить ориентироваться в своих правах и обязанностях, познакомить с организацией учебного и внеучебного процесса, сплотить коллектив.

Следующее направление касается развития творчества. Благодаря совместной работе ректората и студенческого профкома в университете развита сеть творческих клубов: КВН, вокальное объединение, танцы. Там, за пределами вуза, неспокойно – алкоголизм, наркомания. И наша задача в том и состоит, чтобы отвлечь, занять молодых людей. Самодеятельность никогда не мешала учебе – таким образом в них тоже воспитывается ответственность. Мы проводим множество творческих мероприятий, участниками и разработчиками которых являются сами студенты. Я говорю не о банальном Дне Первокурсника, а о красочном празднике, где они проявляют свою самостоятельность и инициативу.  

Это тоже необходимо будущему врачу? 

– Поверьте, не менее, чем в науке. Студенческая наука – это тоже воспитание. В вузе есть студенческое научное общество, со своим председателем, но, безусловно, его работу курирует опытный педагог. На каждой кафедре работает студенческий научный кружок, где под контролем преподавателя студенты занимаются научной работой, причем уже с I­го курса. Это приучает к труду, и не только научному, а также дает практические навыки. И эти ребята в первую очередь становятся кадровым резервом вуза. 

– Потребность вести здоровый образ жизни в студентах медицинского вуза, я думаю, тоже воспитывается… 

– Конечно! И следующее направление в воспитании студентов – это как раз занятия спортом. У нас на кафедре физического воспитания работает вице­чемпион Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта Романовский. Пример такого выдающегося спортсмена важен для студентов. 

– Все это не только удовольствие, но и труд… 

– Да. Поэтому, как один из основных методов воспитания патриотизма, мы организуем студенческие строительные отряды. Эта традиция, пришедшая из советских времен, реанимирована нами с учетом нашей специфики. В летний период возобновили трудовой семестр, причем каждый имеет определенную направленность. Из студентов, которые заканчивают I курс, формируют строительные отряды, они готовят вуз к следующему учебному году: производят ремонт в общежитиях, моют, белят, красят помещения, ухаживают за территорией студенческого городка. Есть отряды, которые работают в клиниках нашего университета. Они занимаются не только благоустройством территории, но и непосредственно оказывают медицинскую помощь пациентам наших клиник. И это тоже воспитывает. В том­то и состоит суть воспитательной работы, чтобы создать единое пространство, понимание взаимной необходимости. 

Прав Юрий Владимирович. И его правоту на деле подтверждают выпускники СамГМУ, выходя из стен вуза компетентными специалистами, верными своей профессии. В следующем году Университету исполнится 90 лет. Красивая, важная дата – 90 лет истории одного из лучших вузов Самары, России и мирового научного медицинского сообщества.  

– Я горжусь своим Университетом, – подводит итог беседе Юрий Владимирович Щукин, произнося эти слова искренне, твердо и со спокойным достоинством человека, влюбленного в дело всей своей жизни.

 

Автор: Елена Васина


Автор:Елена Васина