Оглавление
12#2008
Оглавление
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Женское дело
Замечательные женщины Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Поколение
Пресс-служба
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Самара, губерния и ее зодчие

— Самара
 

Самара

В 1851 году Самара становится центром огромной губернии, что приносит в ее жизнь большие перемены: поднимаются ее политический и экономический статусы, а следом их догоняет и архитектура. Образовывается Самарская губернская строительная и дорожная комиссия, в состав которой вошли губернский архитектор и губернский инженер, каждый со своими помощниками. Кроме них, в Комиссии числился еще и архитектор «для производства работ».

фото

Первым назначенным в Самару губернским инженером стал Андрей Иванович Мейснер. Занимая этот ответственный пост, он руководил восстановительными работами после пожаров середины 1850-х годов, проектировал общественно значимые для города сооружения – деревянные корпуса гостиного двора на Алексеевской площади (пл. Революции).

Кроме выполнения чиновничьих обязанностей Мейснер известен и небольшим количеством особняков, сохранившихся на самарских улицах до нашего времени. Наиболее яркая его работа – особняк А.А. Путилова, купленный впоследствии губернским дворянским собранием (1856, ул. А.Толстого, 50). Классический портик входа подчеркивает симметричность классики главного фасада. Но важное достоинство особняка видно только со стороны Волги – фасад, раньше впечатляюще смотревшийся среди низкой застройки панорамы Самары. Колонны, скупой классический декор подчеркивают четкую геометричность объема. Еще один особняк Путилова был построен годом раньше на углу улиц Л. Толстого и Куйбышева.

Губернским архитектором в этот период был Константин Григорьевич Макер. В первой половине 1850-х годов Макер занимался надзором за строительством общественных сооружений в Бузулуке, Бугуруслане, Бугульме. Кроме того, он проектировал жилые, общественные и культовые сооружения в Самаре. Под его надзором строились сооружения Иверского женского монастыря, единоверческая Казанско-Богородицкая церковь.

В 1856 году архитектор разработал проект монастырской церкви, на который была получена высочайшая резолюция Департамента проектов и смет главного управления путей сообщения и публичных зданий и который соответствовал утвержденным чертежам архитектора Константина Тона. В Петербурге он был одобрен без изменений, а относительно колокольни из столицы написали следующее: «Что же до проекта колокольни, которую предназначается возвести высотою в 40 сажень, на что может потребоваться расхода примерно около 95 тысяч рублей, то департамент, не одобрив этого проекта, признал необходимым переделать оный в 2-х видах, как показано на представляемых знаменательных проектах, по которым, для обеспечения благонадежности и устойчивости постройки, уменьшены размеры колокольни вообще и в особенности высота ее на 10 сажень, так что на выполнение нового на сей предмет проекта может понадобиться сумма до 40 тысяч рублей». Таким образом, к 1867 году был достроен Сретенский храм в Иверском монастыре (его отделка заняла почти 10 лет), а в 1882 отдельно от храма – колокольня.

В 1857 году рассматривался еще один проект Макера – каменный единоверческий храм на углу Некрасовской и Фрунзе, но его не рекомендовали к осуществлению – Департамент отклонил проект. 

Вместе с ним в первые годы образования губернии работал Николай Николаевич Еремеев в должности помощника губернского архитектора. Основа его работы заключалась в выдаче разрешений владельцам на производство работ по образцовым (типовым) фасадам. Как помощник архитектора он участвовал в проекте благоустройства набережной реки Волги, разрабатывал проекты церквей и общественных зданий в городах губернии. Спустя 12 лет он занимает уже должность губернского инженера. В городе остался яркий след его творчества – здание кирхи (ул. Куйбышева, 115-117). Известно, что кроме этой работы в 1855 – 1856 годах он разработал проект деревянного дома для священника Самарской женской общины (впоследствии Иверский женский монастырь), выполнил деревянную башню с часами, стоявшую довольно долго на Алексеевской площади. 

Адамсон Карл Тимофеевич. С февраля 1851 года работал помощником архитектора в Комиссии. В его обязанности входило осуществление архитекторского надзора за строительством и ремонтом общественных, культовых и жилых зданий в Самарской губернии. В 1860 г. он руководил ремонтом здания присутственных мест в г. Николаевске и помещений для ярмарок в Бузулуке. Также он осуществлял надзор за строительством винных магазинов в Ставрополе, провиантских магазинов в Сергиевске, проектировал городские казармы в Бугульме. 

Муратов Михаил Сергеевич. С 1864 по 1874 гг. работал на должности губернского архитектора. Он принимал деятельное участие в строительстве кафедрального собора, занимался возведением построек при архиерейском доме (ул. Вилоновская, 22), здания духовной семинарии (1871 – 1872 гг., ул. Молодогвардейская, 133), проводил надзор за строительством Смоленской церкви (1868 – 1870, не сохранилась, была на Хлебной площади). 

фон Блосфельдт Отто Федорович. С 1856 по 1860 гг работал помощником архитектора Самарской губернской и строительной дорожной комиссии. Проектировал жилые дома в Самаре. По его проекту построен дом М.Ю. Шишковой (1859), позднее приобретенный городской управой для полицейского управления и пожарной части (ул. Фрунзе, 112, перестроен). 

Иностранцев Павел Александрович. С 1875 по 1886 гг. был губернским архитектором. Его практический опыт огромен – он работал губернским архитектором в четырех губерниях: Астраханской, Вологодской, Новгородской и Самарской. Делал проекты зимнего храма в Иверском женском монастыре, церквей в селах Васильевке и Александровке Ставропольского уезда, с. Дубовый Умет Самарского уезда, Сорочинцах Бузулукского уезда, Борисоглебске Новоузенского уезда, хуторе Казаков Николаевского уезда, селе Кохановке и слободе Сарбайской Бугурусланского уезда. 

Езеровский (Сатурнин) Войцех Францевич. Занимал должность сначала начальника искусственного стола, затем младшего инженера (1864), младшего архитектора (с 1865) Строительного отделения Губернского правления (1863 – 1874). В 1876 году он был удостоен звания инженера-архитектора за проект водоснабжения города Самары. Из ряда проектов жилых и общественных зданий по всей губернии, в том числе и в Самаре, можно выделить дом-особняк Радицкого, реконструкцию дома Плотникова, каменный 3-этажный дом Санина, дом Замбржицкого и пристрой к курзалу Н.В. Постникова. В губернии по его проекту были построены каменные церкви в селах Борской крепости и Покровском, перестроены тюрьмы в городах Бугульме и Бугуруслане, выстроено уездное казначейство в г. Новоузенске. Кроме того, он занимался реконструкцией военного лазарета на Сергиевских минеральных водах. 

Хилинский Тадеуш Северинович, работал в Самаре на посту губернского архитектора с 1883 по 1905 г. Его постройки в разных направлениях эклектики украшают главные улицы Самары: дом мещанина С.П. Суховского (1904, ул. Самарская, 100), здание больницы Ольгинской общины Красного Креста (1902, ул. Л. Толстого, 136/11), здание консистории (реконструкция 1903, ул. Галактионовская, 102).

Тадеуш Северинович был архитектором, способным работать над объектами с разным функциональным назначением – он разработал проекты здания винокуренно-дрожжевого завода, пристроя к зданию казенной палаты, каменный корпус для магазинов и склада купца Константинова.

Он является автором деревянного молитвенного дома католической общины, построенного в 1880-х годах на ул. Саратовской (Фрунзе). Здание это сохранилось и находится позади каменного костела.

Еще одно крупное здание, расположенное на углу Арцыбушевской и Полевой – «Самарские кресты» (тюремный замок на 969 человек) – возводилось под наблюдением Т.С. Хилинского. Ему же пришлось и проектировать дополнительные небольшие отдельно стоящие здания. Этим архитектор занимался в 1896 – 98 гг., но наблюдение за строительством здания тюрьмы не снимало с него другие обязанности.

Как епархиальный архитектор в 1881 – 1893 гг. он спроектировал и построил деревянный свечной паровой епархиальный завод, особой системы ледники при Самарском епархиальных мужском и женском училищах, выполнил реконструкцию с расширением 3-этажного каменного здания самарского епархиального женского училища (ул. Фрунзе, 96), в 1899 г.– церковь-школу при епархиальной богадельне.

Хилинский выполнил несколько проектов церквей в селах губернии – в с. Новая Бинарадка (1896), д. Дергачи Николаевского уезда (1900-06 гг.), в Самаре по его проекту была построена каменная церковь Св. Пантелеймона при Земской больнице (ныне им. Пирогова). В 1903 – 1904 годах он строил церковь возле церковно-учительской мужской семинарии у Молоканского сада (ныне это территория военного госпиталя на ул. Осипенко). В 1908 году при завершении постройки и водружении крестов своды рухнули. Во всем обвинили строителей и Хилинского, церковь разобрали на кирпич и на ее месте больше храм не строили. 

Лях-Невинский Константин Осипович занимал должность младшего архитектора (1875 – 1879) и губернского архитектора (1887 – 1889). Сведения о его практической деятельности показывают, что инженер делал проекты генеральных планов сел Богдановка и Якобьевка в Самарском уезде (1875), технических сооружений – плашкоутного моста через р. Самару (1878) и осуществлял техническое наблюдение за строительством промышленных зданий – мельницы Башкирова (1887, ул. Крупской, 1). 

Левенштерн Адальберт Карлович, с 1890 г. по 1902 г. работал на должности инженера в Строительном отделении Губернского правления. По его проектам построены жилые, общественные, промышленные и культовые здания. Известно, что в 1901 году он вел техническое наблюдение за строительством Пантелеймоновской церкви на территории Земской больницы. 

Засухин Филарет Петрович работал на должности помощника архитектора в Строительном отделении Губернского правления с 1896 по 1904 г.; одновременно – на должности архитектора в Земской управе (1902 – 1904).

Проект Пушкинского Народного дома (1899 – 1903, ул. Л. Толстого, 94/118), одной из первых такого рода построек в России, характеризует лаконичная отделка двух фасадов, крупные спокойные детали, связанные в единое целое металлическими украшениями ворот, и крылец, напоминающий образцы западноевропейского Art Nouveau. Еще один проект последнего активного периода творчества зодчего – реконструкция здания окружного суда на Алексеевской пл. (1903, ул. Куйбышева, 60). Обилие лепных украшений карниза, искривленный абрис фронтонов, растительный орнамент рисунка ограждения балкона позволяет составить представление об умении Засухина работать в декоративном направлении модерна. Обилие лепных деталей коренным образом изменило эклектичный облик здания.

Русский стиль Засухина отличается от щербачевского неожиданным сочетанием привычных мелких деталей – кокошников, балясин, всевозможных шатровых башен и башенок и т. п. с классическими треугольными фронтонами над окнами и рустованной плоскостью стены, как правило, первого этажа. Обилие деталей создает яркий нарядный образ здания, выделяя его из окружающей застройки: особняки А.И. Кириллова и С.А. Плеханова (1900 оба, ул. Дворянская, 63 и ул. Ст. Разина, 47).

Немногочисленность построек архитектора объясняется малым периодом работы в городе, а также тем, что он производил техническое наблюдение за строительством объектов общественного назначения и культовых зданий не только в Самаре, но и в губернии. 

Шаманский Платон Васильевич начал работать в Самаре с 1903 г. на должности архитектора, затем инженера (с 1906) в Строительном отделении Губернского правления. С 1910 г. параллельно он занимал должность епархиального архитектора.

Его проекты, выполненные между 1906 и 1916 гг., раскрывают творческие возможности зодчего, работавшего в модерне и неоклассицизме. Практически в «чистом» модерне выполнен лишь театр-цирк «Олимп» (1907, ул. Фрунзе, 141). Реконструкция реального училища (1906 – 1909, ул. А. Толстого, 31-33), которую он проводил совместно с М.Ф. Квятковским, обработка конкурсных проектов на здание инфекционной больницы Л.С. Аржанова (до 1914, ул. Л. Толстого, 138/2) тяготеют к неоклассицизму – здесь архитектор решает композицию фасадов характерными классическими элементами, но в этих работах еще чувствуется влияние модерна. Здание резиденции губернатора (1915, ул. Фрунзе, 167) и его собственный доходный дом (1915 – 1916, ул. С. Разина, 108) уже более свободны от декоративных исканий модерна: их отличает строгое, практически аскетичное решение фасадов, близкое к рационализму. 

Волошинов Алексей Алексеевич был приглашен на должность инженера в Самарскую Земскую управу, где и проработал до 1903 г. Затем он был младшим архитектором в строительном отделении Губернского правления, с 1908 г. – и. о. губернского архитектора, а с 1911 г. по 1918 г. – губернским архитектором.

Из его работ очень мало построек выполнено непосредственно в Самаре, так как по роду работы Волошинов строил и в Самарской губернии. Точно определено авторство архитектора по особняку М.А. Волковой (1905, ул. Куйбышева, 22); предположительно к его работам относятся еще два аналогичных по планировке и композиции фасадов дома В.А. Михайлова (1900-е, ул. Л. Толстого, 89) и доходного дома во дворе по ул. Самарской, 179. Характерная декоративная деталь портала входной двери с плавным очертанием линий стиля модерн украшает аскетичные фасады. На границе модерна и неоклассицизма выполнен проект собственного дома архитектора (1900-е, ул. Венцека, 21, восстановлен заново). 

Клейнерман Зельман (Зульрих) Вениаминович (Беньяминович) работал в Строительном отделении Губернского правления с 1892 г. по 1917 г. младшим инженером. Он проектировал и строил жилые и общественные здания. В его первых проектах хоральной синагоги (1903 – 1908, ул. Садовая, 49), дома Н.В. Батюшковой (1910-е, ул. А. Толстого, 26) архитектор еще находился под влиянием эклектики, но с явной тягой к модерну. Окончательный поворот к модерну проявился в проектах доходных домов С.А. Гринберга и М.А. Гринберга (1909 – 1910 и 1912, ул. Молодогвардейская, 98/55 и ул. Самарская, 138). Фасады первого украшены лаконичным растительным декором и масками кариатид; мелкая деталировка фасадов второго здания подчеркивает мерный ритм оконных проемов.

В совершенно другом ключе выполнен проект дома И.Е. Савельева (1913, ул. Молодогвардейская, 128) – рациональном направлении стиля модерн. К этому проекту тяготеет и здание типографии И.А. Федорова (1911, ул. Галактионовская). Более поздние проекты 1910-х гг. отличаются приверженностью неоклассике – это здания пожарной части (1914, ул. Чернореченская) и Общества взаимного кредита (1916 – 1917, ул. Куйбышева, 93).

По роду своей деятельности и занимаемой должности Клейнерман принимал участие в проведении экспертизы по строительству зданий и сооружений общественного назначения. Так в 1912 г. он являлся техническим наблюдателем за строящимся зданием Русского для Внешней торговли банка по проекту петербургского зодчего П.И. Балинского. Вполне вероятно, этот проект явился для Клейнермана поворотным к дальнейшим работам в стиле неоклассицизм.

После Октябрьской революции он остается работать в строительных организациях. 

Шмелев Александр Иванович работал в Самаре с 1909 г. на должности младшего архитектора Строительного отделения Губернского правления вплоть до 1920-х гг. Из его проектов известна лишь реконструкция дома Т.С. Докучаевой (1912, ул. Куйбышева угол ул. Ленинградской). В послереволюционный период, так же как и Клейнерман, он работает представителем губернского инженера, а в 1930 году – числится инженером-инспектором областного управления строительного контроля. 

Текст и фото: Наталья Басс

 

Автор: Наталья Басс


Автор:Наталья Басс