Оглавление
12#2008
Оглавление
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Женское дело
Замечательные женщины Самарской области
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Поколение
Пресс-служба
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Басы ХХI века - 2008

— Самара
 На сцене

С 7 по 13 декабря Самару можно было считать басовой столицей не только нашей страны, но и Европы. В наш город на фирменный, шестой по счету Международный фестиваль «Басы ХХI века» съехались лучшие представители этого почитаемого исконно русским типа голоса из России, Украины, Белоруссии, Польши и Сербии. 

Идея басового фестиваля принадлежит пианисту-концертмейстеру дипломанту всероссийских и международных конкурсов Дмитрию Сибирцеву, возглавляющему ныне московское концертное агентство «Артисты ХХI века». Она родилась ровно десять лет назад – в 1998 году в дни проведения международного конкурса «Бельведер» в Австрии. Услышав подряд выступления трех участников-басов, в числе которых был и наш земляк Андрей Антонов, Сибирцев решил представить этого незаурядного певца-актера самарской публике в компании с другими басами в концертных программах, в которых с наибольшей полнотой могло бы проявиться мастерство каждого исполнителя.

Мастер сцены

Первый фестиваль прошел уже в ноябре 1998 года. Тогда он назывался «Молодые басы России», что соответствовало возрасту участников: Андрея Антонова и солистов Большого театра Александра Киселева и Максима Михайлова. Второй фестиваль был проведен в марте 2000 года. Наряду с Антоновым в нем участвовали солист Мариинского театра Юрий Шкляр и латышский бас солист Рижской оперы и Венской Штаатсопер Кришьянис Норвелис. Прошедшие с большим успехом эти фестивали явились как бы «пробой пера».

Третий фестиваль прошел в 2001 году на другом качественном уровне. Его коллективными участниками стали оркестр Самарского оперного театра – им дирижировал народный артист России Юрий Кочнев (Саратов), и новый коллектив – камерный оркестр «Симфониетта» под управлением Вадима Венедиктова. Число участников возросло до десяти. Это были басы из городов России, Украины, Грузии и Азербайджана, что и придало фестивалю международный статус. Именно с этого года самарский фестиваль обрел нынешнее название – «Басы ХХI века».

Четвертый фестиваль, прошедший в марте 2002 года, оказался еще более интересным. В нем также приняли участие десять басов. В афише фестиваля были не только концертные программы, но и оперные спектакли, в которых зрители смогли оценить как вокальное, так и актерское мастерство участников. Кроме того, в фестивале принял участие весь коллектив Самарского академического театра оперы и балета. За дирижерским пультом стояли Георгий Клементьев и гости – Юрий Кочнев и Ярема Скибинский (Одесса). Пятый фестиваль 2005 года был более камерным, он прошел на филармонических подмостках с участием пяти басов.

В фестивале «Басы ХХI века» в разные годы принимали участие многие выдающиеся мастера сцены и совсем молодые талантливые артисты, которые сегодня занимают ведущее положение на многих известных театральных подмостках.

Шестой басовый фестиваль, который прошел спустя десять лет со дня первого, стал, пожалуй, самым звездным и по составу, и по художественному уровню. Его участниками были лауреаты международных конкурсов, лауреаты премии Фонда Ирины Архиповой солист Самарского академического театра оперы и балета заслуженный артист России Андрей Антонов, солисты Московского театра «Геликон-опера» Михаил Гужов и Михаил Давыдов, солисты Большого театра России заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан Михаил Казаков и Андрей Валентий, солист Московского театра «Новая опера» Виталий Ефанов, солист Варшавской национальной оперы Яцек Янишевский, солист Большого театра России и Национальной оперы Украины народный артист Украины Тарас Штонда и солист Сербской оперы профессор Бранислав Ятич.

Фестиваль открылся концертным исполнением оперы А.Бородина «Князь Игорь». Все, кто пришел в этот вечер в Клуб имени
Ф. Дзержинского, были свидетелями нескольких блистательных исполнительских откровений. Первое – дебют Тараса Штонды в баритональной партии князя Игоря. Такого насыщенного, выразительного, эмоционального пения давно не доводилось слышать. Вершиной певца стала знаменитая ария «Ни сна, ни отдыха измученной душе», после которой спектакль на несколько минут остановился: в зале бушевала овация. Второе откровение – партия Владимира Галицкого в исполнении Бронислава Ятича, не только превосходно спетая, но и предельно емкая по своей психологической глубине. Мощный, густой с крепким нижним регистром бас Михаила Гужова как нельзя лучше подошел партии Кончака. В этом спектакле-концерте были на высоте и самарские солисты Михаил Губский – Владимир Игоревич, Наталья Ефанова – Кончаковна и Лариса Городилина – Ярославна. В эпизодических ролях запомнились Галина Арковенко и Лия Габриелян. Хорошо звучали хор и оркестр. Дирижировал Владимир Коваленко.

В афише фестиваля были две обширные камерные программы. Первую – «Басы ХХI века о любви», составили народные песни и старинные романсы. Участники фестиваля посвятили ее памяти недавно ушедшего из жизни коллеги-баса нашего земляка Юрия Шкляра. Исполненная во Дворце культуры железнодорожников, эта программа была повторена в благотворительном концерте для ветеранов самарской сцены в Мраморном зале художественного музея. Там же прозвучал концерт «Шедевры камерной вокальной лирики» – романсы русских композиторов от М.Глинки до Г.Свиридова.

Настоящими певческими и актерскими шедеврами стали русская народная песня «Ах ты, степь широкая» и романс Н.Римского-Корсакова «Пророк» в исполнении Тараса Штонды, «Червяк» и «Титулярный советник» А. Даргомыжского в исполнении Михаила Давыдова, свиридовский цикл в исполнении Бранислава Ятича, романс С.Рахманинова «Не верь мне, друг» в исполнении Михаила Гужова, «Семинарист» М.Мусоргского в исполнении Андрея Антонова. Партию фортепиано блистательно исполнил Дмитрий Сибирцев.

Праздник музыки и пения завершился прошедшим в Клубе имени Ф.Дзержинского грандиозным вечером «Гала-опера», в котором участники фестиваля блеснули в своих лучших оперных номерах. В концерте принял участие оркестр Самарского академического театра оперы и балета, которым дирижировал Юрий Кочнев.

Мнение маэстро о фестивале: «Мне кажется, такие фестивали чрезвычайно полезны. Они служат популяризации оперного искусства и, что очень важно, дают возможность публике познакомиться с артистами из других городов и даже стран. Все это служит во благо искусства. Фестиваль басов представляет принципиальный интерес. Это очень ценное начинание. Обычно в концертах стараются чередовать исполнителей-вокалистов с разными голосами, после мужчины выпускают на сцену женщину и так далее. Но самарский фестиваль доказал, что и выступление певцов одного и того же по типу голоса может быть очень интересным. Во-первых, все участники фестиваля – хорошие певцы. Кроме того, они разные по тембру. Большое значение имеет и удачно подобранная программа. В этой связи нельзя не отметить автора концепции фестиваля и его художественного руководителя Дмитрия Сибирцева, которому удается собрать такое яркое созвездие участников. Самарский фестиваль басов уникален. Прецедентов ему нет ни в России, ни за рубежом».

Хочется надеяться, что шестой по счету фестиваль не будет последним и что у «Басов ХХI века» долгая и счастливая жизнь.

 

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов