Оглавление
1#2009
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Поколение
Политика и власть
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Кадровый потенциал экономики

— Самара
 

Изменившаяся социально-экономическая ситуация в нашей стране требует модернизации системы образования. Базовой идеей такой модернизации в Самарской области стало превращение системы образования в ресурс социально-экономического развития региона. О развитии кадрового потенциала экономики Самарской области, об инновационных подходах к подготовке молодых специалистов и управленческих кадров в современных условиях мы беседуем с министром образования и науки Самарской области Дмитрием Евгеньевичем Овчинниковым. 

– В отношении внедрения инновационных подходов в систему профессионального образования Самарской области мы работаем в нескольких направлениях. Во-первых, этому процессу способствует формирование в образовательных учреждениях качественной материально-технической базы, прежде всего оснащение их современным компьютерным и высокотехнологичным учебно-производственным оборудованием. Во-вторых, деятельность министерства направлена на создание в образовательных учреждениях информационной среды, позволяющей студентам и преподавателям иметь доступ к современным отечественным источникам учебной и научной информации. Создание такой среды включает в себя обеспечение учебного процесса лицензионным учебным и научным программным материалом, широкое внедрение электронных учебников, подключение учреждений к электронным информационным базам данных, обеспечение образовательных учреждений широкополосным доступом в Интернет. В-третьих, внедрению инновационных подходов способствует привлечение работодателей к образовательному процессу. Для этого учебные заведения организуют практику на базе различных предприятий, готовят специалистов по договорам с работодателями. Со своей стороны, мы содействуем созданию гибкой системы специализаций, которые отвечают современным потребностям региональной экономики. Наконец, развитие системы дистанционного образования также имеет большое значение для внедрения инновационных подходов. Это позволяет повысить доступность качественного образования для работающего населения, для жителей сельской местности, для людей с ограниченными возможностями здоровья.

– Существует ли программа подготовки профессиональных кадров по техническим специальностям для предприятий области?  

– Да, такая целевая программа разработана министерством и находится в стадии согласования. Ее мероприятия нацелены на развитие кадрового потенциала экономики Самарской области в целом. Особое внимание в этой программе направлено на формирование эффективной системы подготовки кадров для таких реальных отраслей экономики, как машиностроение, строительство, транспорт и транспортная инфраструктура, нефтехимическая и газовая промышленность. Реализация этой программы позволит обеспечить необходимыми кадрами экономику региона в ситуации экономического кризиса и посткризисного развития Самарской области. 

– Насколько соответствует качество подготовки специалистов, выпускаемых в средних специальных учебных заведениях, запросам рынка труда?  

– За последние несколько лет министерство образования и науки Самарской области совместно с заинтересованными ведомствами, объединениями работодателей предприняло значительные усилия, чтобы сократить разрыв между кадровым спросом и предложением на рынке труда. Эта проблема решается несколькими путями. В соответствии с государственным региональным заданием в учреждениях профессионального образования ведется подготовка специалистов по 105 профессиям НПО и 134 специальностям СПО. Экономике региона сегодня требуются специалисты в промышленности, строительстве, транспорте и сельском хозяйстве. Учреждения НПО и СПО договорились с такими крупными предприятиями, как ЦСКБ «Прогресс», Самарский металлургический завод, ОАО «Моторостроитель», УК «Электрощит» о том, что выпускникам 2009 года будет предоставлена работа по профессиям металлообработки, машиностроения и др. В условиях сложной экономической ситуации, складывающейся в этом году, ожидается, что из 14,7 тыс. выпускников учреждений СПО будут трудоустроены более 10 тыс. человек (69%), призваны в ряды вооружённых сил 5,2% выпускников, продолжат обучение в вузах 5,9% выпускников. Таким образом, доля незанятых выпускников учреждений СПО составит около 20%.  

– Каким образом вузы решают проблемы трудоустройства своих выпускников? 

– Мы предполагаем, что в этом году не менее 90% выпускников по инженерным специальностям найдут себе работу. Выпускникам специальностей «Экономика», «Менеджмент» и «Право» будет непросто трудоустроиться. Выпуск таких специалистов давно превышает потребности экономики региона. В государственных вузах по ним обучается более 30 тыс. студентов, в негосударственных – более 22 тыс. студентов. Выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием в 2008 году составил более 30 тыс. человек, при этом трудоустроиться смогли 92%. Такой высокий процент объясняется тем, что вузы имеют налаженные контакты с предприятиями соответствующего вузу профиля. Высшие учебные заведения получают от предприятий заказы на целевую подготовку специалистов, студенты проходят производственную практику на базе предприятий, в ряде случаев предприятия осуществляют финансирование отдельных вузовских проектов. Высшие учебные заведения проводят работу по активному привлечению работодателей к формированию регионального компонента высшего образования, оценке качества подготовки в вузах. Также широко распространена практика трудоустройства студентов через студенческие центры содействия занятости. 

– В каких направлениях проводится воспитательная работа в процессе обучения специалистов? 

– Практически во всех вузах Самарской области разработаны и утверждены программа и концепция воспитательной работы. Во всех образовательных учреждениях существует должность проректора по воспитательной работе, который координирует воспитательные мероприятия и контролирует их реализацию. Приоритетное внимание уделяется вопросам социально-политического, патриотического и нравственного воспитания. Воспитательному процессу также способствует научно-исследовательская деятельность студентов, которую они осуществляют в рамках творческих объединений. Студенты старших курсов участвуют в работе научных коллективов вместе с преподавателями вуза. Совместно с научными руководителями они готовят публикации, выступления на научных конференциях, в том числе международных и всероссийских. Немалое внимание в высших учебных заведениях уделяется организации досуга студентов. В образовательных учреждениях регулярно проводятся тематические вечера: «Посвящение в студенты», «Новый год», «Студенческая весна», «Выпускной бал» и т. д. Во многих учреждениях существуют театральные кружки, музыкальные коллективы, разнообразные студенческие общества. В последние годы при поддержке Правительства Самарской области активно развивается движение стройотрядов, в рамках которого студенты имеют возможность получить определенный опыт работы. Крупные государственные вузы много внимания уделяют развитию спортивного движения, имеют свои спортивные команды.  

– Существуют ли сегодня альтернативные варианты получения образования? 

– «Альтернативным» вариантом получения образования можно назвать «экстернат», который предполагает самостоятельное освоение образовательной программы. «Экстернат» лицензирован в 4 вузах Самарской области: в Самарском государственном экономическом университете, Самарском институте бизнеса и управления, Самарском муниципальном институте управления и Тольяттинской академии управления. В настоящее время по этой форме обучаются около 50 человек. 

– В каких направлениях осуществляется международное сотрудничество? 

– В сфере образования и науки министерство сотрудничает с 10 государствами мира и 15 международными и иностранными организациями научно-технического и образовательного профиля. При содействии министерства в нашем регионе начали свою работу международная некоммерческая организация «Технологический центр «Общество ремесленного труда», международная культурно-лингвистическая организация «Французский Альянс» и Германский информационно-культурный центр в Самаре. Мы также обеспечиваем сегодня поддержку экспорта услуг образовательных учреждений нашего региона. В рамках этого направления министерство привлекает иностранных учащихся для получения образования в региональных учебных заведениях. Экспорт образовательных услуг положительно влияет на имидж региона, а следовательно, повышает его инвестиционную привлекательность. Благодаря этой работе привлекаются дополнительные средства для развития Самарской области, реализуется грамотная иммиграционная политика, снижаются негативные последствия демографического спада в региональной системе высшего образования. В 2008 году на финансирование плана мероприятий по экспорту услуг образовательных учреждений Самарской области было выделено 3,3 млн. рублей. 

– Каким образом учебные заведения взаимодействуют с властью и бизнесом в процессе подготовки молодых специалистов? 

– Подготовка высококвалифицированных кадров для экономики региона невозможна без взаимодействия работодателей, образовательных учреждений и органов государственной власти региона. Такая модель была апробирована в рамках ассоциации «Аграрный образовательный комплекс Самарской области». Это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе 2 вуза (Самарскую государственную сельскохозяйственную академию и Самарский государственный экономический университет), а также учреждения НПО и СПО, учреждения дополнительного профессионального образования, научно-исследовательские и научно-производственные организации. В учреждениях НПО и СПО, входящих в ассоциацию, ежегодно проводится целевой прием студентов на основе трехстороннего договора между учебным заведением, учащимся и работодателем. Кроме того, ассоциация нацелена на закрепление выпускников учреждений профессионального образования в АПК, поскольку эта отрасль испытывает сегодня высокую потребность в квалифицированных кадрах. Благодаря ассоциации студенты проходят практику на базе высокорентабельных сельскохозяйственных организаций, где получают неоценимый опыт. Если рассматривать другие отрасли, то, как уже было сказано выше, многие ССУЗы и вузы Самарской области тесно сотрудничают с профильными предприятиями и компаниями региона. Это обеспечивает гарантированное трудоустройство выпускников по ряду наиболее востребованных сегодня специальностей.