Оглавление
1#2009
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Поколение
Политика и власть
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Там, где живет детство

— Самара
 

Детский сад №121Детский сад №121

Детство... В этом слове запечатлелось все самое доброе и теплое, что мы принесли из своего прош-лого: ласка маминых рук, первые друзья по забавам, радость открытий и, конечно, детский сад, в который мы ходили. И как для каждого из нас было важно знать, что там нас ждут, позаботятся о нас. Подобную атмосферу понимания и добра для малышей вот уже на протяжении 20 лет создает детский сад №121. Возглавляет эту «страну детства» Свешникова Тамара Дмитриевна.

– Тамара Дмитриевна, расскажите, пожалуйста, какие изменения происходят в современной системе дошкольного воспитания и как это отражается на работе вашего детского сада?

– Современное воспитание организуется таким образом, что требует индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его возможностями и потребностями. Наше дошкольное учреждение старается следовать этому принципу соизмеримости требований к детям и способностей детей. Поэтому помимо того, что в нашем саду восемь групп общеразвивающего вида, уже второй год мы работаем в режиме эксперимента с двумя группами детей с задержкой психического развития. С данной категорией воспитанников работают специалисты: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, методист, специально подготовленные для работы с этими детьми. Руководит группой кандидат педагогических наук, доцент института коррекционной педагогики Ремизова Лариса Асхатовна. Проводится лабораторное исследование по данной теме под названием «Социализация в системе воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития». Сейчас эксперимент находится на втором этапе – диагностики, который показывает, что у детей уже есть улучшения в их деятельности. 

– Кому пришла идея создать подобные группы?

– Инициатива создания таких груп исходила от работников детского сада. На очередном педагогическом совете, подводя итоги наблюдений за детьми, участники совета пришли к выводу, что необходимо организовать коррекционные группы, где бы работали с ребятами, имеющими проблемы в психическом и эмоциональном развитии для того, чтобы адаптировать эту категорию детей к нормальному функционированию в социуме и поступлению в обычную школу. Наши специалисты подготовили соответствующее обоснование и отправили его на рассмотрение в Центр развития образования (ЦРО) при Департаменте образования. Там очень быстро откликнулись и помогли: составили штатное расписание, направили специалистов – методиста, психолога, логопеда для работы с такими детьми. Хотелось бы выразить признательность за то, что нам была оказана такая важная поддержка. Так, 27 февраля состоялся городской семинар, посвященный коррекционной работе с детьми с задержками в развитии, и ЦРО, конечно, принимал в нем активное участие. Присутствовала Сырова Ирина Анатольевна, главный методист Отдела сопровождения инноваций и педагогического эксперимента ЦРО, которая как раз курирует это направление. Наши специалисты демонстрировали достижения, наработки, рассказывали о разработанной диагностической программе, делились планами по проектированию следующего этапа, который будет коррекционным, развивающим. И новые идеи, предложенные нашими сотрудниками, были восприняты с большим интересом, нашли отклик у представителей департамента, за что мы им очень благодарны.

– Какие результаты получены в ходе эксперимента? На Ваш взгляд, он проходит успешно?

– Говорить об окончательном результате еще рано, потому что продолжается диагностический период эксперимента, но положительная динамика, безусловно, наблюдается. У детей улучшается коммуникативный компонент общения, поведенческий компонент. Если родители своевременно позаботились о своих детях, то ребята в большинстве своем идут в обычные школы, совершенно не чувствуя себя ущемленными или недостаточно подготовленными. Это главный показатель успешности нашей работы. Главное – вовремя обратить внимание на проблему ребенка, отвести его к специалисту и дать возможность профессионалам проводить коррекционную работу. В 6 лет, уже перед школой, сделать это гораздо сложнее, чем в возрасте 2 – 3 лет.  

– А как проходит работа в других группах? Что интересного предлагает детский сад детям и их родителям?

– У нас не просто детский сад, где воспитатели осуществляют присмотр и уход, мы стараемся предлагать новое нашим детям. Например, наряду с обычной программой, мы предлагаем парциальные программы, углубляя определенное направление знаний и развития ребенка, например оздоровительное или экологическое.

Вместе с детьми активно участвуем в различных мероприятиях. Среди последних – фестиваль детского творчества «Веселая карусель», посвященный 75-летию Ленинского района. Ребята выступали в праздничном концерте, также состоялся конкурс детских рисунков, из которых на площади им. Куйбышева была сформирована выставка. Детские работы мы демонстрировали и на конкурсе «Моя Родина – Россия», где заняли призовые места. Ежегодно принимаем участие в Празднике цветов. Это ежегодный городской конкурс цветов, который проходит в Струковском парке. Отрадно, что и родители принимают в нем активное участие: шьют костюмы, приходят поддержать детей в день праздника.

Кроме того, мы стараемся идти в ногу со временем: организовали новую программу по подготовке к школе – «Предшкольная пора». На базе нашего учреждения детям предоставляются дополнительные услуги на коммерческой основе за рамками программы: хореография, изо, английский язык. То есть я хочу сказать, что жизнь у детей насыщенная и активная.  

– А что является предметом Вашей гордости как директора?

– Являясь руководителем, я горжусь тем, что у меня очень хороший коллектив. Так получается, что коллектив сейчас омолаживается, очень много приходит молодых специалистов. Мы принимаем их с радостью, оказываем всяческую поддержку. Если я вижу, что человек хочет работать, старается, у него есть потенциал, то отправляю и на повышение квалификации, и на получение высшего образования и, конечно, стараюсь изыскать стимулирующие надбавки. Действует среди сотрудников традиция наставничества. Молодежь учится, набирается опыта у старших товарищей, не считается зазорным о чем-то спросить, попросить помощи, отношения строятся на взаимопонимании и доверии.  

– Вам знакомы все потайные уголки детской души. Скажите, на что бы Вы посоветовали современным родителям обратить внимание в воспитании своих детей? Чего не хватает современному ребенку?

– Современные родители отличаются от предыдущих поколений большей образованностью, высоким уровнем требований и амбициозностью. С одной стороны, это хорошо, потому что знание тех процессов, которые происходят с твоим ребенком, очень важно для интеграции воспитания дома и в детском саду. Если родители в курсе нашей работы, они могут правильно помочь своему ребенку, поддержать его. Кроме того, это стимул для введения новых образовательных услуг в рамках работы детского сада. С другой стороны, сильное желание как можно больше «образовать», развить своего ребенка иногда приводит к редукции более важных вещей. Иногда в погоне за детскими достижениями родители меньше общаются со своими детьми, а им так необходима родительская ласка, внимание. Если ребенок в четыре года не будет изучать английский язык, то он сможет с успехом освоить его позднее, но если он в таком возрасте недополучил тепла и заботы от мамы и папы, это останется с ним на всю жизнь. Поэтому родителям стоит подумать, нужно ли делать из детей роботов. Может быть, лучше заменить посещение очередной секции совместной прогулкой или разговором по душам со своим чадом.

 

Автор: Юлия Литвинова


Автор:Юлия Литвинова