Оглавление
1#2009
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Поколение
Политика и власть
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Служба ранней помощи

— Самара
 

Центр Специального Образования Самарской области создан в 2003 году в рамках областной программы развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии. Зинаида Петровна Антонова, вот уже шесть лет возглавляющая Центр Специального Образования, рассказала нам о важности работы лаборатории, о проблемах современной семьи и о роли творчества в воспитании подрастающего поколения.

Антонова Зинаида Петровна 

– Зинаида Петровна, какова принципиальная позиция ЦСО по отношению к проблеме социальной интеграции людей с ограниченными возможностями?
– Повышение квалификации и подготовка квалифицированных педагогических работников – это важнейшая задача Центра Специального Образования. На сегодняшний момент наиболее остро стоит проблема образования детей с сочетанными (сложными) нарушениями. Раньше даже в специализированных школах они находились, в лучшем случае, на индивидуальном обучении (на дому) и были фактически выключены из социума, но исследования показали, что возможности таких детей нельзя искусственно ограничивать. Плюсы постепенно меняющейся ситуации очевидны: посещение класса позволяет им получить бесценный опыт человеческого общения, проявить себя, изменить свой собственный статус, который очень зависит от отношения окружающих.

– Какова роль лаборатории ЦСО в этом процессе?

– Основной целью областной лаборатории является обеспечение более ранней и полной интеграции ребенка в социум через оказание квалифицированной помощи не только ребенку, но и его родителям.

Готовя специалистов, курируя все службы районов, координируя деятельность дошкольных учреждений, мы не можем обойтись без нашей лаборатории, в которой принимаем детей до трех лет, а при серьезных нарушениях и старше, наблюдая за их развитием. Период от рождения до трех лет самый важный: в это время есть возможность изменить структуру дефекта, после чего более успешно идет коррекция. Не подготовленный подобным образом семилетка, осваиваясь в группе одноклассников специальной или общеобразовательной школы, испытывает намного больше затруднений. На сегодняшний момент ни в одном из регионов РФ нет такой системы, которая создана в Самарской области, где существует целая сеть: ЦСО, служба ранней помощи в каждом округе, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания. В них много времени уделяют обучению родителей, на которых ложится задача ежедневного и кропотливого выполнения рекомендаций специалистов. И на каждом этапе нашей совместной работы ребенок и его родители имеют возможность выбора: получить помощь в головном центре или поближе, в районном; определить пребывание малыша после коррекционной поддержки логопеда, дефектолога, олигофренопедагога в специализированный детский сад или обычный. И выбирать школу для своего ребенка, с которым они систематически занимаются, родители тоже могут сами.

Служба ранней помощи

– А насколько активно родители ваших подопечных взаимодействуют друг с другом?

– Среди наших родителей работает система оповещения о собраниях группы, куда они приходят для того, чтобы поддержать дру друга, получить консультацию специалиста и просто поделиться своим опытом общения с ребенком. Этот диалог дает семье возможность выйти из замкнутого круга, продолжая полноценно жить.

 

Автор: Галина Бочкарева


Автор:Галина Бочкарева