- Анатолий Пушков: Тольятти вернет передовые позиции
- Условия успеха – не выживать, а развиваться
- "Самарский хлебозавод №9" – 70 лет
- Великие души Малой Малышевки
- Светильники нового поколения
- Право на воображение
- Надежность и профессионализм
- Работаем для России
- Машиностроительный колледж: среднему профессиональному образованию – высшее качество
- Если зовут тебя речные и морские просторы...
- Профессионализму – да!
- СОМЛИ – прекрасен наш союз!
- Там, где живет детство
- Самарская молодежь за здоровый образ жизни
- COCA-COLA на страже здоровья
- История о трех кубках, одном городе и 350 долларах
- Разговор с миллионером или куда заводят «бесправильные танцы»
- VII региональный конкурс "Лучшие люди и предприятия Самарской области"
- Сергей Соловьев: «Кино – не рыночная игрушка»
Служба ранней помощи
Центр Специального Образования Самарской области создан в 2003 году в рамках областной программы развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии. Зинаида Петровна Антонова, вот уже шесть лет возглавляющая Центр Специального Образования, рассказала нам о важности работы лаборатории, о проблемах современной семьи и о роли творчества в воспитании подрастающего поколения.
– Зинаида Петровна, какова принципиальная позиция ЦСО по отношению к проблеме социальной интеграции людей с ограниченными возможностями?
– Повышение квалификации и подготовка квалифицированных педагогических работников – это важнейшая задача Центра Специального Образования. На сегодняшний момент наиболее остро стоит проблема образования детей с сочетанными (сложными) нарушениями. Раньше даже в специализированных школах они находились, в лучшем случае, на индивидуальном обучении (на дому) и были фактически выключены из социума, но исследования показали, что возможности таких детей нельзя искусственно ограничивать. Плюсы постепенно меняющейся ситуации очевидны: посещение класса позволяет им получить бесценный опыт человеческого общения, проявить себя, изменить свой собственный статус, который очень зависит от отношения окружающих.
– Какова роль лаборатории ЦСО в этом процессе?
– Основной целью областной лаборатории является обеспечение более ранней и полной интеграции ребенка в социум через оказание квалифицированной помощи не только ребенку, но и его родителям.
Готовя специалистов, курируя все службы районов, координируя деятельность дошкольных учреждений, мы не можем обойтись без нашей лаборатории, в которой принимаем детей до трех лет, а при серьезных нарушениях и старше, наблюдая за их развитием. Период от рождения до трех лет самый важный: в это время есть возможность изменить структуру дефекта, после чего более успешно идет коррекция. Не подготовленный подобным образом семилетка, осваиваясь в группе одноклассников специальной или общеобразовательной школы, испытывает намного больше затруднений. На сегодняшний момент ни в одном из регионов РФ нет такой системы, которая создана в Самарской области, где существует целая сеть: ЦСО, служба ранней помощи в каждом округе, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания. В них много времени уделяют обучению родителей, на которых ложится задача ежедневного и кропотливого выполнения рекомендаций специалистов. И на каждом этапе нашей совместной работы ребенок и его родители имеют возможность выбора: получить помощь в головном центре или поближе, в районном; определить пребывание малыша после коррекционной поддержки логопеда, дефектолога, олигофренопедагога в специализированный детский сад или обычный. И выбирать школу для своего ребенка, с которым они систематически занимаются, родители тоже могут сами.
– А насколько активно родители ваших подопечных взаимодействуют друг с другом?
– Среди наших родителей работает система оповещения о собраниях группы, куда они приходят для того, чтобы поддержать дру друга, получить консультацию специалиста и просто поделиться своим опытом общения с ребенком. Этот диалог дает семье возможность выйти из замкнутого круга, продолжая полноценно жить.
Автор: Галина Бочкарева