Оглавление
2#2009
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Молочные реки, кисельные берега

— Новокуйбышевск
 

А.Н. Сорокин

В детстве, слушая бабушкины сказки, нам хотелось попасть в мир, где текут молочные реки, а берега сделаны из киселя. Нам казалось, что лучше этой страны просто нет. Но, как оказалось, кефирно-сметанная сказка не всегда так беззаботна, как представлялось. И для того, чтобы получить вкусное молоко, нужно приложить массу усилий. О трудностях молочного производства нам рассказал генеральный директор ОАО «Новокуйбышевскмолоко» Алексей Николаевич Сорокин.

– Алексей Николаевич, бренд «Новокуйбышевскмолоко» на какое-то время пропал с прилавков магазинов. В 2007 году «Вимм-Билль-Данн» продал завод, по словам представителей холдинга, по причине нерентабельности. Казалось бы, предприятие должно было сделать прощальный жест и развалиться. Такая судьба постигла многие небольшие заводы. Вы же процветаете. Почему?

– Насчет процветания говорить пока рано. «Вимм-Билль-Данн» действительно продал предприятие из-за его нерентабельности. Но со времени приобретения завода мы вывели его на нулевую отметку, то есть уже не работаем в минус, и на сегодняшний день пытаемся завоевать свою нишу на рынке. Ежемесячно, в течение двух лет у нас происходит постепенный рост объема продаж. На данный момент мы производим 32 тонны продукции ежедневно. Завоевать покупательское доверие мы пытаемся, демонстрируя качество своего продукта. Три кита нашего производства – это использование только натуральных ингредиентов, отсутствие консервантов и модифицированных продуктов, аккуратность и чистота производства. Мы изготавливаем всю продукцию без сухого молока, без растительных жиров, которые очень любят добавлять некоторые производители. Это удешевляет продукцию, но пагубно сказывается на ее качестве и безопасности. Мы также не используем сухие смеси для закваски. У нас есть «материнская» закваска собственного изготовления. Кроме того, вся продукция у нас получила сертификат соответствия на ГОСТ, не многие предприятия могут себе это позволить. И если бы 88 Федеральный закон (технический регламент на молоко и молочную продукцию), уже вступивший в силу, стал действительно руководством для всех предприятий, мы бы от этого только выиграли. Но некоторые изготовители молока лукавят и вопреки всему работают по-старинке. Ведь очевидно, что натуральное молоко дешево стоить не может, так как процесс его приготовления трудоемкий. А вот разбавить сухой порошок за 50 рублей с истекающим сроком годности водой и продать его по демпинговым ценам гораздо проще, но непорядочно как по отношению к покупателям, так и по отношению к другим производителям, радеющим за качество продукции.

Еще одна гордость нашего производства – автоматическая мойка завода. Круглосуточно она промывает все трубы и приборы, что позволяет поддерживать благоприятную бактериальную среду в течение всего производственного процесса.

Замечу, что мы не строим воздушные замки и не говорим, что нами совершен колоссальный рывок. Мы движемся медленно, но верно, стараясь не идти на сделки с совестью. И в результате завоевали три медали на московской выставке «Золотая осень – 2008», где представляли молочную промышленность Самарской области.  

– Как отразился кризис на работе предприятия?

– Напрямую кризис наше предприятие не затронул. Дело в том, что мы выпускаем продукцию, которая имеет ежедневный спрос, без нее человеку трудно жить. Но мы почувствовали его отголоски. Это выразилось в снижении покупательской способности населения. Ухудшились условия работы с поставщиками оборудования, упаковки, ингредиентов. Если раньше у нас были договоры с отсрочкой платежа, то с учетом непростой финансовой ситуации все поставщики перешли на предоплату. Это заставляет нас затянуть пояса, но, что бы ни произошло, на людях напряженная ситуация не должна отражаться. Мы по-прежнему обеспечиваем всем работникам соцпакет, платим вовремя зарплату, организуем летний отдых. Даже потихоньку пополняем кадровый состав: расширяется отдел продаж, так как мы должны постоянно напоминать о себе. Наш штат вырос со 170 до 240 человек.  

– Правительство области прилагает все усилия, для того чтобы облегчить кризисное положение граждан. Поддерживаете ли вы такую политику, и если да, то каким образом?

– Мы безоговорочно поддерживаем такую политику. Ведь от того, насколько люди будут уверены в своей покупательской способности, зависит и наше будущее. Так, у нас есть социальные проекты: в Самаре совместно со «Справедливой Россией» установлено 23 тонара, в которых действуют социальные цены, более низкие, чем отпускные; ежедневно восемь обурудованных холодильными установками машин выезжает в Самару и Новокуйбышевск для уличной торговли по отпускным ценам. Также мы участвуем во всех сельхозярмарках в Самаре и Тольятти и таким образом пытаемся помочь гражданам.  

– Какие изменения произошли на заводе за последнее время: планируется ли выпуск новой продукции, изменения в техническом оснащении?

– Как развивающееся предприятие, мы стараемся улучшить свои технические показатели. На сегодняшний день мы получили большой кредит в «Россельхозбанке» на приобретение нового американского оборудования. Станки «Tetra Rex» позволят нам освоить новый вид упаковки – картонную, с закручивающейся крышкой. Эта упаковка более удобна, чем пакет, она не протекает, а также технологична, что позволит защитить молоко от солнечных лучей, губительных для многих полезных веществ, находящихся в нем. При этом мы не собираемся отказываться и от старой упаковки. «Новокуйбышевскмолоко» выиграло много социальных тендеров: мы обслуживаем комбинаты детского питания Промышленного и Железнодорожного районов, Онкологический центр, больницу им. Калинина, госпиталь ветеранов, клиники медуниверситета. Таким социальным объектам необходима и бюджетная упаковка, и качественный продукт.

В целом, наша программа-минимум – не отсиживаться за спинами конкурентов, а занять среди них лидирующую позицию. У нас есть возможности для того, чтобы развиваться: во-первых, предприятие достаточно молодое, износ оборудования и строительного фонда невелик; во-вторых, еще один наш козырь – новая линейка продукции. Помимо оригинальной марки «Новокуйбышевскмолоко», разработана брендованная продукция «Млексико». Для нее уже есть станок Дойпак, который выпускает сметану в пакетах с впаянной крышкой, и новый станок Tetra Rex, о котором говорилось выше, тоже будет обслуживать эту линию. 

ОАО "Новокуйбышевскмолоко"

– Каким образом реализуете свою продукцию?

– Около 20% продукции мы реализуем через сетевые магазины, 30% – социальные заказы, а все остальное – традиционная розница. Это магазины у дома, обслуживающие людей, живущих рядом. Надежды на сети мы не возлагаем, хотя, с точки зрения рекламы нашего товара, представленность в крупных магазинах необходима. Но из-за длительных отсрочек платежей, огромных накруток на нашу продукцию и совсем не маленьких входных бонусов мы порой не можем воспользоваться их услугами. Кроме того, хозяйства, с которыми мы расплачиваемся этими деньгами, не могут ждать так долго – на эти средства они поддерживают работу ферм. Особенно это важно потому, что среди наших многочисленных поставщиков есть совсем небольшие (хозяйства Безенчукского, Большеглушицкого, Алексеевского и других районов). Мы не делаем градацию по объему принимаемой продукции: если хозяйство предлагает нам 200 литров, то мы их забираем. Это политика перспективная и гуманная. Почему? Потому что эти маленькие хозяйства через некоторое время при поддержке со стороны производителей могут разрастись, и тогда мы получим в партнеры крепко стоящих на ногах хозяйственников. Но для того, чтобы они окрепли, им нужны эти средства. Поэтому мы вынуждены лавировать между интересами двух сторон, иногда оставаясь в убытке. Политика сетевых гигантов неблагоприятным образом отражается на работе местных производителей и, если не оказывать им помощь, то производственные монстры «дожмут» все небольшие заводы, что приведет не только к разорению мелких предприятий, но и к ухудшению благосостояния губернии, так как налоги этих торговых исполинов идут не в областную копилку. Стоит задуматься над этим. В настоящее время находится в разработке проект по созданию Ассоциации переработчиков Самарской области, надеемся, что это поможет как-то облегчить ситуацию. А пока, следуя нашему главному принципу качества, мы делаем все, чтобы молочная продукция «Новокуйбышевскмолоко» стала самой любимой и популярной у жителей нашей области.

 

Автор: Юлия Литвинова


Автор:Юлия Литвинова