Оглавление
2#2009
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Первым делом звездолеты

— Самара
 

Первым делом звездолеты

Накануне Дня космонавтики, с 7 по 9 апреля, в Самаре прошло масштабное мероприятие, приуроченное к этому выдающемуся празднику – «Самарский авиационно-космический форум». Торжественное открытие выставки-конгресса прошло в стенах Самарского государственного аэрокосмического университета, а затем действие переместилось в выставочный центр «Экспо-Волга».

Самара для проведения форума была выбрана не случайно. Наш регион – уже давно является базовой площадкой отечественного ракетостроения, здесь сложилась основа авиационно-космического кластера, включающая ведущие промышленные предприятия, научно-исследовательские организации, ведущие высшие учебные заведения этой отрасли. Здесь находится уникальный комплекс во главе с Центром «ЦСКБ-Прогресс». Даже в условиях кризиса на этом предприятии разрабатываются и реализуются уникальные проекты, постоянно ведется прием на работу молодых специалистов. Кроме того, как отметил в своей приветственной речи министр промышленности, энергетики и технологий Самарской области Владислав Валентинович Капустин, Самарская область взрастила выдающихся конструкторов, суперответственных людей, способных принимать самые сложные решения, для которых дух полета стал неотъемлемой частью жизни. Сейчас растет новое поколение «пахарей и тружеников вселенной», и жизненно необходимо, чтобы они чувствовали гордость за то, что дело их отцов живет и, самое главное, развивается.

Авиационно-космический форум

Мероприятие прошло при поддержке Правительства области, Торгово-промышленной палаты РФ, администрации Самары, Федерального космического агентства, ОПК Оборонпром, ассоциации «Союз Авиационного Двигателестроения», «ЦСКБ-Прогресс», Поволжского Клуба Качества и Самарского государственного аэрокосмического университета. Среди принимавших участие в форуме были ректор Самарского государственного аэрокосмического университета Виктор Александрович Сойфер, заместитель председателя «Объединенной двигателестроительной корпорации» Николай Иванович Якушин, заместитель начальника управления Федерального космического агентства России Александр Николаевич Чулков, президент ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Виктор Михайлович Чуйко, директор ЦСКБ «Прогресс» Александр Николаевич Кириллин и многие другие.

Организаторы авиационно-космического форума преследовали ряд целей: простимулировать практическое использование научных и инновационных разработок авиационной и космической отраслей, создать благоприятную почву для интеграции профессионалов отрасли, потребителей, инвесторов, представителей власти, научных и образовательных кругов, обсудить формирование проекта областной целевой программы «Использование авиационно-космической деятельности в интересах социально-экономического развития Самарской области на 2009 – 2012 годы». В своих выступлениях участники форума не стремились представить состояние дел в авиационно-космической отрасли в «лакированном» виде. Было заявлено, что важно не столько показать перспективность отрасли – это и так очевидно, сколько обратить внимание на трудности, являющиеся частью развития данного кластера. Среди проблем, которые подробно осветил в своем выступлении В.М. Чуйко, падение объема продаж (с 90-х годов он сократился в 6 раз), отсутствие разработки принципиально новых газотурбинных двигателей, отсутствие развитой лизинговой схемы, изношенность фондов. Цифры подтвердили необходимость преобразований: в 1992 году в России выпускалось 416 вертолетов и самолетов, а в 2008 году – уже 165. По словам Виктора Михайловича, за границей скоро появятся двигатели нового поколения, абсолютно другие, а мы продолжаем «перекладывать с места на место старый груз». Выступавший отметил необходимость разработки «Федеральной целевой программы возрождения отечественного авиастроения до 2020 года». Среди вопросов, нуждающихся в уточнении: определение преференций предприятию, реализующему госзаказ по авиационно-космическому направлению, механизм возмещения курса доллара на капиталоемких предприятиях указанной отрасли и другие.

В рамках международной конференции «Состояние и перспективы развития авиационно-космического кластера» проведены круглые столы по важным вопросам авиакосмической отрасли, мастер-классы.

Участники форума и журналисты получили более широкое представление о перспективах развития авиационно-космической отрасли России и самарского кластера, судьбе его отдельных предприятий еще и благодаря богатой экспозиции, размещенной на огромных площадях выставочного комплекса «Экспо-Волга». Демонстрировались современные авиационно-космические технологии, новинки авиа- и вертолетостроения, посетители знакомились с предложениями от специалистов двигателе- и агрегатостроения. Были представлены фирмы, специализирующиеся на космических комплексах, аппаратах и спутниках по назначению. В экспозиции демонстрировались системы жизнеобеспечения и спасения, беспилотные летательные аппараты. Свою презентацию приготовила бизнес-авиация. Предлагались лизинговые услуги и финансовые институты, ОКБ, СКБ, консалтинг и многое другое.

Ознаменовался форум и некоторыми важными заявлениями, касающимися функционирования авиационной промышленности Самарской области.

Было заявлено о решении руководства «Авиакора» войти в состав государственной Объединенной Авиастроительной Корпорации. Подробности слияния пока не разглашаются.

Другое важное заявление – это возможность создания авиакомпании, которая придет на смену разорившейся «Самаре». Особую заинтересованность в появлении нового перевозчика высказало руководство международного аэропорта «Курумоч». Пока авторы проекта осторожно говорят о сроках, когда может появиться новый самарский воздушный перевозчик. Предполагается, что сначала он будет осваивать популярное направление Самара – Москва и перелеты в пределах Приволжского федерального округа. В настоящее время работа над проектом идет в Министерстве транспорта. 

Как видим, программа форума очень насыщенная: принято много новых решений, заключено немало договоров о сотрудничестве. Важную роль эта выставка сыграла и в повышении авторитета отрасли среди жителей города и области, особенно среди молодежи. Молодым людям очень важно понимать, что может составить их перспективу в будущем. Посвятить себя деятельности в авиационно-космической отрасли не только престижно и перспективно, это значит обратиться к своим историческим корням, принять эстафетную палочку от наших отцов. Ведь наша область сохраняет флагманские позиции в сфере самолето- и ракетостроения уже на протяжении не одного десятка лет. И удержаться на лидирующих местах – дело чести.

 

Автор: Юлия Литвинова


Автор:Юлия Литвинова