Оглавление
2#2009
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Глянуть с Нижнего...

 

Ниний Новгород

«Малая столица» волжан

Нижний Новгород для самарцев сегодня не просто северный сосед, волжский побратим. Обозначенный волею судьбы центром Поволжского региона и резиденцией «наместника» Президента РФ, он стал для волжан по существу «малой столицей».

И как не воспользоваться случаем и не побывать в этом славном своей биографией, связанном тысячами нитей с историей матушки России городе. Тем более что в течение многих лет и служебные, и приватные пути-дороги странным образом обходили его стороной.

Воображение связывало Нижний Новгород – чуть раньше – город Горький – со старинным кремлем, с легендарными фигурами нижегородского гражданина Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, странным образом запечатлевшимися в воображении, то ли ожившими фигурами монумента на Красной площади в Москве, то ли загримированными оперными статистами, появляющимися на сцене под звуки «Славься!» в финале глинковского «Ивана Сусанина», то бишь «Жизни за царя». А еще – с задушевной мелодией «Сормовской лирической» уроженца этого города композитора Мокроусова.

«Масла в огонь» подлила и картина «Воззвание Минина к нижегородцам» известного живописца М. Пескова, которую не раз видел в Самарском художественном музее.

Нижний Новгород – это и Максим Горький с его «Детством», и Федор Шаляпин, которого впервые привез сюда со своей оперной труппой Савва Мамонтов. Это, наконец, знаменитая ярмарка, которая в последние годы ушедшего столетия обрела второе дыхание.

Нижний Новгород

Нынче, когда воздушные путешествия стали не просто дорогим удовольствием, а чуть ли не расточительной роскошью, довелось несколько раз проезжать Нижний поездом по пути в Санкт-Петербург. Железнодорожный вокзал, построенный, очевидно, относительно недавно, сильного впечатления не производит, да и расположен он далеко от центральной – старинной части города.

Так что случившаяся не так давно поездка в Нижний Новгород явилась абсолютной «премьерой». Первые впечатления, как правило, самые цепкие. Можно быть уверенным: в следующий приезд уже не будешь столь внимательным и любопытным, что-то прозеваешь, на что-то просто не обратишь внимание.

Предлагаемые заметки – калейдоскоп поневоле случайных впечатлений. Это как бы «моментальный срез», запечатлевший тем не менее образ города, о котором написана не одна толстая книга.


Кремль и волжский откос


Сегодня исконное название возвращено не только самому Нижнему Новгороду, но и многим его улицам. Так что план-схема города десятилетней давности, которую можно приобрести в киосках всего за пять рублей с копейками, уже не служит надежным ориентиром. Над зданием центральной гостиницы, где довелось остановиться, буквально последние дни красовалась надпись «Москва». Теперь гостиница называется «Волжский откос» – очевидно, из соображений местного патриотизма: место ее расположения – Верхневолжская набережная – своеобразная естественная терраса, которая протянулась вдоль высокого волжского откоса.

Кремль буквально рядом. Он поражает фундаментальностью, прочностью стен и башен. От них так и веет стариной –
все-таки XVI век. Расположенный на правом берегу Волги чуть ниже по течению от места, где в нее впадает Ока, кремль как бы парит над волжским простором. Его обширная территория – по существу административно-общественный центр города. Здесь, наряду со старинными сооружениями, среди которых выделяется Архангельский собор XVII века с гробницей Минина, много зданий конца XIX – начала ХХ века. В них расквартированы всевозможные учреждения, в том числе областная и городская администрации. Здесь же художественный музей и филармония. Удалось удовлетворить любопытство и заглянуть в ее зрительный зал. Он оказался клубного типа, с партером и амфитеатром. В будничные репетиционные часы при скудном освещении внутреннее убранство зала не произвело особого впечатления. Возможно, во время концертов, заполненный публикой он выглядит более импозантно. Впрочем, не стены красят приют муз. Судя по афишам, концертная жизнь в Нижнем Новгороде весьма интенсивна.

На территории кремля, у его стен, – своеобразный военный музей под открытым небом. Можно увидеть старинные пушки, современную военную технику. А рядом бытовки местного военного гарнизона: так что и здесь, под сводами древних башен, – контрасты повседневной жизни.


Старый город


За воротами одной из самых внушительных – Дмитровской башни раскинулась обширная городская площадь, носящая имя Минина и Пожарского. На ней колоритные постройки XVII – XIX веков, памятник Минину. Планировка старого – верхнего города отличается от характерной для Самары упорядоченности с четко обозначенными векторами улиц, которые параллельны и перпендикулярны руслу Волги. Здесь же – некое подобие паутины, образованной улицами, веерообразно расходящимися от кремля, и теми, что причудливо пересекают их на разном от него удалении.

Главная и самая красивая улица – Большая Покровская. В недалеком прошлом она носила имя Свердлова, который родился в Нижнем Новгороде. На всем протяжении Большая Покровская превращена в пешеходную зону. Здесь практически нет новостроя, многие старые дома привлекают своей архитектурой. Вне конкуренции здание, которое сейчас занимает Госбанк. В его облике древнерусские мотивы сочетаются с модерном начала ХХ века. Здание изначально было предназначено для банка. По рассказам местных жителей, не менее эффектны и его интерьеры.

Фасады домов, в которых разместились солидные учреждения и дорогие магазины, отреставрированы, но состояние большей части старых строений в городе оставляет желать лучшего и подчас несет печать откровенного запустения. Приятно, что центральная пешеходная улица не превращена в примитивную барахолку, каковой еще недавно была в Самаре Ленинградская улица.

В Нижнем и сегодня вполне можно снимать кадры исторических фильмов. Здесь немало красивых памятников: Минину, о котором уже упоминалось, молодому Горькому. На волжском откосе рядом с кремлевской стеной эффектно смотрится памятник Валерию Чкалову.

С Нижним Новгородом так или иначе связаны имена многих известных людей. Здесь родились Иван Кулибин и Николай Добролюбов, останавливался возвращавшийся в Петербург после многолетней рекрутчины Тарас Шевченко, был проездом Антон Чехов. На фасадах небольших домов можно увидеть мемориальные доски композиторам – «предводителю» «Могучей кучки» Милию Балакиреву и нашему современнику Борису Мокроусову. «Под городом Горьким, где ясные зорьки, в рабочем поселке подруга живет...» поется в известной некогда буквально каждому его «Сормовской лирической». Сегодня рабочий поселок Сормово стал городским районом.


В гостях у Алеши Пешкова


Как было не посетить домик Каширина, где прошли детские годы Алеши Пешкова! Дорога к нему по старым, круто спускающимся к реке кварталам, погрузила в атмосферу городской глубинки. Здесь все так же, как описано в автобиографической повести писателя «Детство». И сегодня, «на самом верху съезда, прислонясь к правому откосу и начиная собой улицу», стоит «приземистый одноэтажный дом», как и в давние годы «окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами». А совсем недалеко – Успенская церковь. Когда-то «золотые главы ее были видны из окон дома». Сейчас ничто не напоминает о золотых главах, а сама церковь, очевидно, приспособлена под склад или гараж.

В домике Каширина устроен мемориально-бытовой музей детских лет М. Горького. В нем воспроизведена атмосфера быта нижегородского ремесленника конца XIX века, представлены предметы времени, когда здесь жил Горький. Есть даже несколько подлинных вещей Кашириных. По своему колориту все это чем-то напоминает Дом-музей И. Репина в селе Ширяево у Жигулей.

В Нижнем Новгороде сохранилось немало соборов, церквей, монастырей. По существу это город-музей, бродя по которому можно как бы перелистывать страницы истории, знакомиться с разнообразными архитектурными стилями.

А сейчас несколько штрихов культурной панорамы города.


Театральные подмостки


Городской театр – ныне академический театр драмы, естественно, имени М. Горького – построен в классических традициях. Автор проекта – главный архитектор императорских театров В. Шретер. Здание, являющееся одной из достопримечательностей Нижнего Новгорода, расположено в самом центре старого города, на Большой Покровской. Оно открывается неожиданно, поскольку его фасад удален вглубь квартала от красной линии улицы. Сейчас перед театром памятник Н. Добролюбову. Открытие театра было приурочено ко Всероссийской художественно-промышленной выставке и состоялось 14 мая 1896 года. Силами московской оперной труппы Саввы Мамонтова давали «Ивана Сусанина» с Федором Шаляпиным в заглавной партии. Об этом напоминает мемориальная доска на фасаде здания.

Здание театра и сегодня является украшением города. Оно на редкость гармонично. Если самарский «красный терем» – образец московской архитектурной школы, то здешний театр ассоциируется с санкт-петербургским стилем. В нем просторный, чем-то напоминающий Александринку зрительный зал на 886 мест, уютные фойе.

Нижегородский драматический – один из старейших российских театров. В 1998 году он отметил 200-летний юбилей. В городе гордятся тем, что на местных подмостках выступали М. Щепкин и А. Олдридж, М. Ермолова и М. Савина, В. Комиссаржевская и К. Станиславский.

Нынешний репертуар театра достаточно разнообразен, большинство спектаклей – комедии, мюзиклы, водевили. Очевидно, таково веяние времени.

Большой интерес местная публика проявляла к спектаклю «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову, который Роман Виктюк поставил на актеров драмы и местного театра юного зрителя. Этот спектакль нижегородцы привозили и к нам в Самару. Но составить по нему впечатление о труппе академической драмы достаточно трудно: в нем заняты лишь несколько ее актеров. Да и своеобразная режиссерская манера Виктюка вряд ли характерна для нижегородского театра. Интересная деталь: ежемесячно один утренний спектакль в театре драмы дается по льготным ценам.


Милая сердцу вампука


Отсчет истории Нижегородского театра оперы и балета начинается с 1935 года – здесь Самара на несколько лет впереди. Театр размещается в помещении, изначально не предназначенном для работы стационарной труппы. Это Народный дом, построенный при содействии М. Горького в 1903 году. Даже территориально он расположен значительно менее выгодно, чем театр драмы, далековато от центра города. На открытии Народного дома, как и городского театра, выступал Федор Шаляпин.

В 30-е годы прошлого столетия здание Народного дома было перестроено и приспособлено для оперного театра, но и сегодня его интерьеры не отличаются особой изысканностью. Зрительный зал вытянут в длину, сцена невелика. Судьба нижегородского оперного типична для провинциальных музыкальных театров. На его сцене ставилась традиционная обойма русских и зарубежных классических опер и балетов, современные спектакли. Начиная с 1940 года изюминкой репертуара является «фирменная» опера П. Чайковского «Чародейка», действие которой, как известно, происходит в Нижнем Новгороде и его окрестностях.

Еще в 1991 году довелось «пересечься» с нижегородским оперным, находившимся на гастролях в Киеве. В нечасто появляющемся на оперных подмостках «Демоне» А. Рубинштейна тогда запомнился красивый, мощный баритон В. Ермакова, мягкий лирический тенор М. Ларина. В нынешний приезд в Нижний повезло: удалось послушать «Чародейку». Этот спектакль – долгожитель, 1983 года. Хороши декорации ленинградца И. Севастьянова – в Самаре уже несколько десятилетий в его оформлении идет «Князь Игорь», но они уже порядком поизносились. Из исполнителей красивым сопрано выделялась А. Ипполитова – Кума. В целом же постановка предельно архаична, без каких бы то ни было новаций, с изрядной долей неизбывной вампуки. Впрочем, это замечание не в упрек театру: где ее, милой, только нет. Возможно, новые спектакли театра более современны. На редкость красивая, исполненная драматизма опера, которую Чайковский написал на отличное либретто И. Шпажинского, ставится, к сожалению, крайне редко. Именно в Нижнем Новгороде в 1940 году она была впервые поставлена в советские времена. Ярким метеором блеснула она недавно и на самарских подмостках. Интересно, что в Нижегородском оперном начинал свою карьеру известный самарский тенор Александр Сибирцев. Правда, в те годы он еще пел баритоном. А в Нижегородском театре драмы служил актером Гарри Эллинский, которого у нас в городе помнят уже как главного художника местных драматического и оперного театров.

В Нижнем Новгороде прописались целых два получивших широкую известность стационарных фестиваля. Раз в два года местной филармонией проводится международный Сахаровский фестиваль. На него приглашают самых именитых музыкантов, в числе которых были и Мстислав Ростропович, и Юрий Башмет, и камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Не отстает и носящий имя А. Пушкина театр оперы и балета, в котором почти два десятилетия проходит оперный фестиваль «Болдинская осень».

Нижний Новгород чрезвычайно колоритен. Город таит в себе немало контрастов. Удивительно: за все время пребывания в нем ни разу не встретил «по-горьковски» окающего человека. А ведь это, как мне казалось, одна из хрестоматийных этнографических достопримечательностей города. Впрочем, одного, к тому же не слишком продолжительного визита в Нижний Новгород явно недостаточно. Так что придется приехать еще раз. И вы, дорогие читатели, если не бывали в Нижнем, – непременно побывайте в этом городе. Жалеть не придется.


Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов