Оглавление
2#2009
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Концепция будущего
Культура Самарской области
Национальный проект. Образование
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Поколение
Сельское хозяйство Самарской области
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Полковник Птица долетел до "Золотой маски"

— Самара
   

Спектакль "Полковник Птица"

Эта пьеса давно заинтересовала художественного руководителя театра Вячеслава Гвоздкова. Она действительно очень своеобразна. В свое время Бойчев стал победителем объявленного Британским советом международного конкурса, в котором приняли участие драматурги пяти континентов. Первую премию за «Полковника Птицу» он получил в Лондоне из рук самого Карела Пинтера. Пьеса сразу обрела популярность, ее поставили более чем в сорока странах – как выразился автор, «от Сибири до Сиднея и от Западной Европы до арабских стран».

Написанная более десятилетия назад пьеса Бойчева и сегодня – на острие политической конъюнктуры. Это не случайно и связано, может быть, не столько с ее особыми художественными достоинствами, а прежде всего с тем, что она написана, что говорится, «на злобу дня», в контексте современной европейской и мировой политики. В «Полковнике Птице» по существу идет речь о свободе личности, о правах человека, а сюжет разворачивается на фоне реальных событий, связанных с переделом политической карты в самом центре Европы – на Балканах.

Действие пьесы происходит в заштатной, расположенной в заброшенном монастыре, психбольнице. Персонажи – пациенты и приехавший сюда из города молодой доктор. Положение ужасающее: в больнице давно нет ни лекарств, ни еды, ни дров, судьба ее обитателей никого не интересует. Между тем, у каждого из них свой «пунктик», каждый пребывает в своем замкнутом мирке, по существу укрываясь в нем от жестоких реалий окружающей жизни.

Полковник Птица

Пьеса названа по имени, а точнее прозвищу, одного из персонажей – русского полковника Фетисова – Полковника Птицы, с которым действительно связаны ключевые моменты развития сюжета, хотя в компании обитателей психушки он, по-существу, такой же, как все. Его «пунктик» – абсолютная отчужденность от окружающего мира: уже в течение двух лет после потери семьи он пребывает в состоянии глубочайшей депрессии и ни с кем не разговаривает.

Само по себе представление на сценических подмостках столь своеобразного «букета» персонажей вряд ли могло заинтересовать и автора, и режиссера-постановщика, и тем более Британский совет. Достоинство пьесы «Полковник Птица» – в найденной Бончевым оригинальной и достаточно смелой форме утверждения высоких человеческих идеалов, что является сверхзадачей не одного классического и современного драматургического произведения.

Достоинство поставленного Гвоздковым спектакля – в редкостной органичности выстроенного им сценического действа. Поначалу оно являет собой некую фантасмагорию – череду психических проявлений каждого из персонажей. Предлагаемые актерам задачи достаточно сложны и требуют неких специфических навыков. Не случайно в числе тех, кто работал над спектаклем, – солидная группа консультантов – врачей-психиатров. Однако задачей режиссера было добиться от каждого из исполнителей не просто хорошей игры и достоверной психофизической передачи присущей его персонажу патологии. В этом случае спектакль подстерегала опасность превратиться в череду следующих один за другим забавных скетчей. Важно было заставить зрителей поверить в глубину и искренность переживания актерами личной драмы изображаемых персонажей и затем – в постепенное, мучительное, вызванное неожиданными обстоятельствами и, конечно же, трагичное по своей сути временное «просветление» их рассудка.

Дело в том, что события, разворачивающиеся в пьесе, получают совершенно неожиданный поворот. Вблизи больницы по ошибке сбросил груз военный самолет с гуманитарной помощью, и несчастные пациенты неожиданно обрели пищу, свежее белье и камуфляж. Это событие как бы растопило ледяной панцирь в душе полковника Фетисова, в нем проснулось его воинское начало. Он сумел организовать сотоварищей в некое обретающееся на «сепаратной территории» сообщество, которое строем отправляется для «установления контактов с европейскими структурами».

В безумном желании заявить о себе миру и наладить с ним человеческие контакты пациенты психбольницы ассоциируют себя с перелетными птицами, а полковник Фетисов становится их вожаком – «полковником-птицей». Чудовищная нелепость этой ситуации совершенно очевидна: люди идут на верную гибель, но, по замыслу автора, их чистые и благородные помыслы должны послужить неким примером для «нормальных» людей, обитающих в нашем по существу безумном мире. Не случайно к своим подопечным в конечном счете присоединяется и, поначалу скептически наблюдавший за развитием событий, молодой доктор – в этой несколько схематичной роли убедителен заслуженный артист России Олег Белов.

В спектакле заняты актеры разных поколений. В заглавной роли – народный артист России Владимир Борисов, в исполнении которого полковник Фетисов – глубоко страдающая, почти трагическая личность. Персонаж Борисова обладает огромной внутренней силой и чувством долга, он – прирожденный лидер, способный повести за собой других, и в то же время по-детски наивный и доверчивый человек.

Свои индивидуальные краски в общий ансамбль спектакля вносят Федор Степаненко – неудавшийся актер Хачо, Владимир Сухов – мнящий себя маленьким и постоянно прячущийся под кроватью толстяк Матей, Виталий Жигалин – одолеваемый патологической манией воровства Киро, Георгий Кузубов – комплексующий по поводу потери своего мужского достоинства Давуд, заслуженный артист России Юрий Машкин – бедняга, помешавшийся на образе Чаушеску.

Единственную в этом спектакле женскую роль Пепы – бывшей проститутки, с маниакальной сосредоточенностью замаливающей свои грехи, играет актриса Самарского театра юного зрителя «СамАрт» заслуженная артистка Республики Татарстан, лауреат Международной премии имени Станиславского Роза Хайруллина. В этой небольшой и, казалось бы, ординарной роли вновь проявились уникальная индивидуальность Хайруллиной, ее дар почти патологической психологической достоверности сценического существования, способность абсолютно слиться с персонажем и жить на сцене его жизнью.

Исполнители не раз вызывают симпатии к своим героям, практически у каждого из них по ходу действия есть свой «бенефиcный» эпизод.

Сценическое решение спектакля привлекает образностью. Над этим поработали автор декораций и костюмов Александр Орлов и художник по свету Евгений Гансбург – санкт-петербургские мастера, давно сотрудничающие с Самарской драмой. Убогая обстановка психбольницы с простыми, небрежно застланными железными койками в какой-то момент превращается в огромное темное, уходящее вдаль пространство. Безумные фантазии героев – лишенных рассудка людей, режиссер и художник умело трансформируют в некие реалии. Так, больничные койки по ходу действия превращаются в автомобиль, а облаченные в военный камуфляж люди становятся неким подобием организованного отряда.

Жанр своей пьесы автор определил как мелодраму. Но для Вячеслава Гвоздкова это скорее драма и даже трагедия. Он подчеркивает это, введя в финале спектакля видеоряд с изображением жесточайших реалий современной жизни: военных действий, чудовищных расправ над мирными людьми. Таким образом, в своем гражданском порыве создатели спектакля утверждают: несмотря на внешнюю анекдотичность, происходящее на сцене – не анекдот. Впрочем, кому-то может показаться, что сама по себе пьеса «Полковник Птица» все-таки слишком наивна, чтобы претендовать на серьезный манифест о правах человека.

В блиц-интервью по окончании премьерного спектакля присутствовавший на нем Христо Бойчев сказал автору этих строк: «Самарская постановка отличается своей славянской психологией, эстетикой и поэтикой, которые мне более близки, чем то, что предлагают западные режиссеры. Актерская игра и режиссерская трактовка пьесы мне по душе. Понравился и жесткий кинофинал спектакля, которого в пьесе изначально нет. Действительно, персонажи пьесы, чистые душой люди, идут в никуда – в чужой, жестокий мир. Они, по существу, обречены. Но где выход из ситуации – я не знаю. А если бы это было кому-нибудь известно, весь мир был бы другим. Постановка моей пьесы в Самаре мне особенно дорога, так как этот город близок сердцу каждого болгарина: именно здесь было изготовлено знаменитое Самарское знамя, ставшее символом борьбы болгар за свою независимость».

Экспертный совет Национальной театральной премии «Золотая маска» отобрал спектакль «Полковник Птица» в числе спектаклей других драматических театров России на конкурс в трех номинациях: «Драма – спектакль большой формы», «Драма – работа режиссера» – Вячеслав Гвоздков, «Драма – женская роль» – Роза Хайруллина.

Напомним, что в 1996 году обладателем «Золотой маски» в номинации «За честь и достоинство в профессии» стала актриса Самарского театра драмы Вера Ершова. В 1998 году в номинации «За поддержку театрального искусства» был отмечен самарский губернатор Константин Титов. Дважды – в 1998 и в 2003 годах, в фестивале «Золотая маска» принимал участие «СамАрт» с поставленными Адольфом Шапиро спектаклями «Бумбараш» и «Мамаша Кураж». Оба раза «Золотой маски» удостоен художник спектаклей Юрий Хариков.


P. S. На сей раз на «Золотой маске» самарцам не повезло: во всех трех номинациях, в которых был заявлен «Полковник Птица», жюри отдало предпочтение спектаклям других театров. Но, как говорят в таких случаях, важна не победа, а само по себе участие в престижном фестивале.


Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов