Оглавление
3#2009
Оглавление
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Поколение
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология

КИТЧ в жанре гламура

— Самара
 

Никас Сафронов

Личность этого художника безусловно неординарна. Его мать из города Паневежиса, чем и объясняется необычная – литовская транскрипция имени, которое она дала сыну.

Уроженец Ульяновска, Сафронов по окончании восьмого класса отправился в Одессу, где год проучился в мореходном училище. Затем были Ростов-на-Дону: учеба в художественном училище и работа художником-бутафором в ТЮЗе, служба в армии, годы работы в Паневежисе художником в театре Донатаса Баниониса и художником по тканям на льнокомбинате. Одно за другим Сафронов окончил Вильнюсский художественный институт, факультет дизайна Московского художественного института имени Сурикова и факультет психологии Московского государственного университета технологий и управления, получив таким образом прекрасное, разностороннее образование.

С 1983 года Сафронов живет в Москве. Его первая персональная выставка прошла в 1978 году все в том же Паневежисе, положив начало бурной и на редкость успешной выставочной деятельности. Где только не побывали его картины: в парижском Центре Помпиду, на международных художественных эротических выставках в Токио и Милане, на вернисажах во Франции и Канаде, Турции и Азербайджане. Сафронов регулярно выставляется и в российских музеях.

Сафронов по-настоящему успешный человек. Он сотрудничает с целой обоймой гламурных изданий, весьма плодовит как художник: более семидесяти картин, составляющих нынешнюю экспозицию, написаны в течение нескольких последних лет. По всему видно: живописное ремесло, которым Сафронов владеет свободно и раскованно, для него прежде всего способ самоутверждения, обретения определенного положения и статуса в жизни. Опираясь на усвоенные в годы учебы каноны и приемы классической школы, Сафронов отдал предпочтение картинно реалистичной, гламурной живописной манере, не слишком утруждая себя постижением подлинных психологических глубин характеров персонажей и драматических коллизий, свойственных окружающей жизни.

Свидетельством всего этого является и нынешняя выставка. Ее интерьер напоминает выстланную красным атласом дорогую шкатулку, заполненную чем-то красивым и маняще таинственным. Погрузившись в этот эфемерный мир, можно на время отвлечься от подчас грустной повседневной реальности и житейских проблем.

Сюжеты картин Сафронова – непрерывная череда экзотических пейзажей и таинственных архитектурных интерьеров, нередко представленных в неком мистическом ореоле: с фантастическими животными, бестелесными призраками, ангельскими ликами. От всего этого веет формальной, не согретой душевной теплотой красивостью. Для полноты впечатления от созерцания подобных диковинок не достает воздушности, «зыбкости» письма – забивает холодноватая тщательность отделки мельчайших деталей. Стеклянная «стерильность» некоторых изображений близка к стилистике сюра, но воспринимается как нечто вторичное, лишенное подлинной оригинальности. И даже сочность красок, насыщенность цветовой гаммы некоторых фотографически точных пейзажей не могут восполнить их внутреннюю выхолощенность и дефицит душевной гармонии.

Создалось впечатление, что Сафронов как рыба в воде чувствует себя в нынешних рыночных условиях, умеет преподнести себя наилучшим образом и получить в результате немалые дивиденды. Портреты каких только президентов и VIP-персон он не сотворил за свою жизнь, каких только красот, преломленных сквозь призму собственной фантазии, не запечатлел на полотнах. Грамотно выстраивая свою деятельность, Сафронова не забывает и о благотворительных отчислениях. А это, как известно, – надежный заслон от всевозможных «наездов», связанных с оценкой подлинной художественной ценности сотворяемого им распрекрасного миропредставления.

С другой стороны, красивые сказки людям нужны были всегда, так что и важных покровителей, и искренних поклонников среди простых зрителей Сафронову не занимать. По общественному статусу и приемам жизненного обустройства Сафронова можно смело поставить в один ряд с такими далеко не бесталанными представителями «культурного бизнеса», как его коллега художник Александр Шилов, танцовщица Анастасия Волочкова, тенор Николай Басков. Не стоит сомневаться: в Москве очень скоро появится персональный особняк-галерея Никаса Сафронова с видом на Кремль. Об этом он вальяжно говорит с экрана монитора в видеосюжете, который в режиме нон-стоп демонстрируется в выставочном интерьере.

 

 

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов