Оглавление
3#2009
Оглавление
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Поколение
Спорт Самарской области
Фестиваль
Экология

Жизнь allegro viva

— Самара
 

Кирилл Мальков

Говорят, что учитель появляется тогда, когда ученик готов ко встрече с ним. Алла Михайловна Кац появилась в жизни Кирилла Малькова как раз в тот момент, когда его музыкальная карьера паковала чемоданы. И только для левой руки готовила прощальный подарок – воспоминание о ямочке на «до» большой октавы в готовом басу. «Найдет другую», – уговаривала себя она, но за прослушивание у известного самарского педагога ухватилась верхними и нижними регистрами. Эта первая встреча могла оказаться и последней. «Жаль, Кирилл, но по-моему, это не твое де…» – как можно мягче готовилась сказать Кац после прослушивания – и не посмела. Парень казался таким растерянным и с такой надеждой смотрел на нее, что не посмела. Как бы там ни было, но судьбу ее будущего ученика тогда решили не его мастерство и артистизм, а его глаза... Приговор к другой профессии был отложен – благо, время позволяло – сначала на месяц, потом еще на месяц, потом еще и еще. Занятия начались с самого простого. И все это время он безропотно возил по кругу сотый, двухсотый, трехсотый раз свой «Паровозик» – несложную музыкальную пьесу Евгения Дербенко для детей. Решение простейшей задачи – сыграть ее без ошибок от начала до конца давалось с трудом, достойным машиниста паровозного состава. Хотя несколько месяцев подряд наградой за отработку исполнительской техники были только ручьи пота, но именно в это время родители Кирилла – Геннадий Владимирович и Людмила Христосовна восторженно делились с Аллой Михайловной: «Он летает на крыльях, готовясь к каждому вашему уроку!»

Мама уже давно решила, что один из двух ее сыновей будет музыкантом. Нет, она не была категорична и не возражала, когда старший Костя переключил свое внимание с фортепиано на изучение английского языка, а впоследствии – на историю. Пусть старший ее изучает, а младший – пишет. Ну конечно, он напишет продолжение истории своей талантливой семьи, где в силу внешних обстоятельств ни деду, греческому политэмигранту с роскошным баритоном, плохо говорящему по-русски и вынужденному много работать, чтобы прокормить семью, ни ей, его дочери, влюбленной в оперную сцену, так и не удалось перешагнуть любительский порог. А сын справится – верила она и помогала.

«Как умеют эти руки эти звуки извлекать!» – наверняка не так поэтично, но так же простодушно восхитился восьмилетний Кирилл, глядя на одноклассницу, пришедшую со своим инструментом на новогодний утренник для начальной школы. «Посмотрите, дети, это баян!» Едва ли девочка исполняла что-то сложнее «Паровозика». Но и этого мастерства хватило, чтобы мама и сын, очнувшись от музыкального обморока, после непродолжительного совещания с директором музыкальной школы № 10 Галиной Викторовной Прокудиной решили: пусть у нас тоже будет баян! «Простите, дорогие математика, физика, химия! Вы важны и нужны, но буду честен – я влюблен в музыку и не тешу вас напрасными надеждами», – примерно так разыгрывался школьный роман непременного участника всех праздничных концертов в школе № 132 Кирилла Малькова. Своих бесконечно терпеливых завучей Нину Федоровну Курьянову и Лидию Сергеевну Киселеву он вспоминает по сей день за снисхождение, которое они проявили тогда к подростковому увлечению, выросшему до профессии. Хотя решение созрело не сразу.

Имя титулованного победителя международных конкурсов, студента Аллы Михайловны Кац и выпускника десятой музыкальной школы Сергея Войтенко на слуху каждого ее ученика. Благозвучный и благообразный мир школьных баянчиков «Рубинчиков» Кирилла Малькова он просто взорвал своей потрясающей энергетикой и мощной техникой на концерте в стенах первой своей alma mater: «Минут 20 не мог понять, что и это тоже баян: пятирядная клавиатура, кнопки для переключения тембров, которыми он совершенно непринужденно щелкает. Пальцы рук точно пугают клавиши, а не нажимают их. Так играть не-воз-мож-но! И тогда, в выпускном классе музыкальной школы, я точно понял, чего хочу и к чему буду стремиться – играть, как Сергей! Больше заниматься? – Да! Осваивать новые программы? – Да!» Два года до поступления в институт нужно было посвятить этой работе. Учитель появился не сразу, но сразу увидел глаза… «Через пару месяцев после начала нашей работы стала очевидна беспредельная преданность Кирилла музыке и нашему инструменту, – делится А.М. Кац. – Он стремительно рос во всех смыслах. А еще через полгода вопрос выбора будущей профессии был решен окончательно, и Кирилл стал студентом кафедры народных инструментов Самарского государственного педагогического университета».

На первом совместном снимке с Сергеем Войтенко, который, преодолев смущение, первокурсник Мальков попросил разрешения сделать, в его руках еще нет баяна. Но подготовка к будущей работе в дуэте Войтенко и Храмкова «Баян-микс» уже началась. Одним из десяти парней-баянистов Кирилл вошел в состав студенческого ансамбля «Гармоника» под руководством А.М. Кац. Статные и красивые, они берут в плен глаза зрителей еще до первых аккордов, а уши и сами охотно сдаются немного погодя. Среди завоеванных ими территорий вся Самарская область, Нью-Йорк (I место в конкурсе видеозаписей), Саратов (I место в конкурсе музыкальных коллективов) – и это только в 2007 году. В ансамблевой игре шлифуются и исполнительская техника, и, что не менее важно, человеческие характеры. В школе мастерства Кац этот процесс не завершается с окончанием репетиции или занятия специальностью. Хотя и тут надо сказать, что ни академический, ни астрономический час не могут конкурировать по продолжительности с ее педагогическим часом – только так, убеждена она, и можно воспитать музыканта. Гибкие, артистичные и жадные до творческого поиска, ее выпускники раскрывают для баяна новые возможности, осваивая все более и более совершенствующийся инструмент. Теперь он может звучать как фагот, флейта, орган, соединяться в дуэте со скрипкой, солировать в составе симфонического оркестра, импровизировать в джазе и, конечно, греясь в лучах улыбок, заниматься привычным делом – радовать неискушенного, а порой и случайного слушателя в дни праздников.

Кирилл категорически опровергает мнение, что коммерческое выступление на корпоративном торжестве или на танцполе в клубе является каким-то компромиссом, на который музыкант идет вопреки своему желанию. Собственный опыт и успех коллег по творческому цеху, наиболее ярким примером которого является деятельность дуэта «Баян-микс», убеждают его, что ожидать подарка судьбы, сидя на одном месте, нельзя. Его жизненный темп – allegro vivа. Секрет полноты бытия, выраженный словами обожаемого им Льва Ландау: «Надо стремиться к счастью, быть искренним, любить жизнь и всегда наслаждаться ею» – возможно, самое великое открытие гениального физика-теоретика, в правоте которого Кирилл Мальков убеждается опытным путем. А примеры старших товарищей – перед глазами: рельефный торс Дмитрия Храмкова, доставшийся регулярными занятиями в тренажерном зале, не только дань моде на фитнесс. Невозможно без хорошей физической формы держать в руках 14-килограммовый баян и вести почти без перерыва трехчасовой концерт на сцене кремлевского концертного зала, где выступали Кобзон, Газманов, Бабкина. Наградой за 6-8-часовую ежедневную работу над совершенствованием мастерства не могут быть только аплодисменты зрителей. А если и это не убедило лукавого оппонента, то позовем на помощь классика:

Что слава? – Яркая заплата

На ветхом рубище певца.

Великий Пушкин, изменив взгляд на литературу как на любительское занятие богатых бездельников, совершенно серьезно шутил, что имеет постоянный доход с букв русского алфавита. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» – эти строки знает даже тот, кто не читал знаменитый «Разговор…».

Первый свой тендер на славу и признание Кирилл выиграл у морского прибоя, соленого ветра и подводных диковин во время студенческой практики в качестве педагога-аккомпаниатора в сочинском детском оздоровительном лагере «Чайка». Успевал в промежутке между взаимными и не очень влюбленностями 16-17-летних подопечных «осуществить музыкальное сопровождение» их беспечного отдыха, а проще говоря – подготовить музыкальный номер к закрытию смены. Там же научился управлять броуновским движением и удерживать в музыкальных сетях его изобретателей и адептов – младшие отряды. А если крымская погода, этот посрамленный конкурент, ненадолго и одерживала победу, вырывая из строя ломающиеся фальцеты и сопрано, то Мальков бесстрашно шел на авантюру – выступление «на живца», когда предварительное прослушивание солиста совпадало с его триумфальным выступлением в гала-концерте под ревнивым прицелом видеокамеры нежного родителя, умиленными взглядами работников пищеблока и администрации лагеря. В свое время Сергей Войтенко, Дмитрий Храмков, а потом и он прошли эту школу импровизации и коммуникабельности. И хотя уже нет никакой «Чайки» (территория, на которой она находилась, попала в зону олимпийской застройки), «Чайка» жива!» – эти слова он до сих пор получает в электронных письмах от своих воспитанников, которых всех знал по именам.

Летний азарт не могли остудить ни стылый воздух осени, ни набирающая силу зима. Так появился единственный в Самаре Дед Мороз с баяном. Пусть зайчики, белочки, снежинки, мини-супермены и другие завсегдатаи новогодних елок верят, что живет он в Великом Устюге, но, уважаемые родители, не забудьте им объяснить, что на баяне-то учился играть все-таки в нашем городе.

Теперь у Кирилла Малькова есть свой собственный K.MALKOV – именной белый инструмент, изготовленный по его заказу во Франции фирмой «Cavaynolo»: световая система, пять встроенных микрофонов. Чтобы убедиться в истинном, а не фонограммном звучании баяна, некоторые слушатели прикладывают ухо к мехам или изобретают другие способы борьбы за права потребителей музыкального искусства. Когда-то этот долгожданный баян казался несбыточной мечтой: его полная стоимость составила полмиллиона рублей. Но потребность в нем стала ощущаться особо после приглашения на четвертом курсе дублером в состав «Баян-микса». Принимали как равного. Играя без нот, и дублеру только свой диск с записями и дали – снимай! Каждую партию приходилось вычленять и учить отдельно. Вот такое мужское воспитание. А вот предшественника «Cavaynolo» – баян «Тула» он получил, можно сказать, по наследству. Хотя тогда инициатива выпускника Дмитрия Храмкова, который лично пошел просить заведующего кафедрой Евгения Михайловича Лакирева передать свой баян второкурснику Малькову, одновременно обрадовала и испугала. Кирилл знал всю историю этого инструмента: сколько кубков и международных конкурсов на нем, изготовленном тульскими мастерами, завоевал Войтенко, сколько лет добивался «физиологически невозможной», по словам волгоградских педагогов, бисерной техники своей игры Храмков. Однокашники боялись не то что в руки взять – подойти. Такие флюиды! Но все-таки домра-бас, с которой входили в студенческий ансамбль баянисты-первокурсники, была передана другому новичку – спасибо ей. А Кирилл Мальков в темпе allegro viva начал осваивать партию первого баяна в этом составе и готовиться к своим победам.

Интенсивность творческой жизни возрастала год от года. Но самым ярким оказался 2007-й. Большое количество поездок в составе «Гармоники», подписание контракта с профессиональным оркестром русских народных инструментов «Виртуозы Самары», участие и победа в конкурсе «Виват, баян!». Наградой за эту победу стала двухнедельная стажировка в Международном центре баянной музыки в городе Сан-Сов (Франция) под руководством Жака Морне и Клода Тома. Они самые лучшие профессора, которых высоко ценят не только во Франции, но в Италии и Испании. Обучая молодых иностранцев, мастера показывали свой класс, причем их концерты, привычно для Франции, проходили в костелах в свободное от богослужений время. Непривычная акустика изумляла: звучание одного баяна разрасталось до мощи целого органа. Но и самарские музыканты в свою очередь смогли удивить французов. На просьбу исполнить что-нибудь яркое Кирилл откликнулся русской народной «Улицей». Густой, низкий голос баяниста под сводами костела перекрыл восторженные овации эмоциональных французов.

Закончив с институт с красным дипломом, Мальков не считает, что научился всему. Похоже, он со свойственным ему упорством работает над аранжировкой собственной биографии и благодарен всем, кто зазвучал с ним гармоничным аккордом: своему терпеливому наставнику Алле Михайловне Кац; Сергею Войтенко и Дмитрию Храмкову, с которыми его связывают даже не дружеские, а скорее братские отношения; маме, которая верила в талант сына и радовалась его успехам; директору спортивного лицея Ларисе Николаевне Фурсовой, готовившей группу студентов для прохождения сочинской практики. Жизнь в темпе allegro viva не скупится на сюрпризы ни для самого Кирилла, ни для поклонников. В ближайшее время совместно с концертно-продюсерскими центрами Сергея Войтенко и «Арт-Союз» будет закончен его новый творческий инструментально-танцевальный проект, и премьера, уверена, не пройдет незамеченной. Впереди обязательно будут гастроли, победы составе «Гармоники» и «Трех богатырей», а также в рамках сольных выступлений, в чем убеждена его педагог. Что ж, на инструменте времени, прошедшем с момента их первой встречи, Кирилл Мальков не сыграл ни одной фальшивой ноты.

Автор: Галина Бочкарева


Автор:Галина Бочкарева