Оглавление
4#2009
Оглавление
Архитектура и строительство
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Поколение
Пресс-служба
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Логика ЕГЭ

— Самара

    Пожалуй, второй по популярности и значимости, после глобального финансового кризиса, темой для обсуждения в современном российском обществе следует признать итоги и перспективы единого государственного экзамена, который, начиная с этого года, стал обязательным для исполнения на территории всей страны «законодательным актом» в процессе оценки интеллектуального потенциала ее кадрового резерва. Причем обе темы по логике развития социально-экономической ситуации, как оказалось, связаны между собой единой нитью. Соотношение количества и качества людских ресурсов, их спроса и предложения на рынке труда, а также распределение по секторам экономики заслуживают отдельного разговора об эффективности функционирования всех звеньев системы профессиональной подготовки будущих специалистов. Отправной точкой в этой системе является единый государственный экзамен, предоставляющий возможность одномоментной трансформации вчерашнего выпускника общеобразовательного учебного заведения в абитуриента учебного заведения высшего профессионального образования. Как показал первый опыт проведения ЕГЭ на территории всей страны, плюсов в этом механизме испытаний все-таки больше. Президент России Дмитрий Медведев отметил антикоррупционную направленность и большую справедливость при поступлении в вуз по единому госэкзамену, не исключая варианта применения комбинированной формы ЕГЭ, обогащенного личным общением и внесения необходимых корректировок.

Согласно опросу Всероссийского центра исследования общественного мнения, в котором приняли участие 1600 человек, жители 140 населенных пунктов из 42 регионов России, замену вступительных экзаменов в вузы поступлением в них по результатам ЕГЭ одобряет абсолютное большинство представителей целевых групп: 71% выпускников, 70% учителей и 63% родителей. Более того, 75% абитуриентов поступили именно в тот вуз, в который хотели, а 7% из них – в более престижный вуз, чем изначально предполагали.

Однако, окончательные выводы по выстраиванию системы единого государственного экзамена и эффективности ее функционирования еще впереди. На повестке дня коллегии Министерства образования и науки России – решение вопросов по количеству «волн» зачисления и вузов для подачи документов, определение минимальных границ проходных баллов.

Своим видением ситуации по внедрению ЕГЭ, специфических особенностях приемной кампании 2009 года и объективной оценке востребованности будущих выпускников мы попросили поделиться ректоров вузов, ответы которых предлагаем вашему вниманию.

  

Круглый стол на тему: «Эффективность системы ЕГЭ: особенности приема абитуриентов 2009 года» 

 

       Каковы отличительные особенности приема абитуриентов в 2009 году по системе ЕГЭ в вашем вузе?

       Насколько эффективна, на ваш взгляд, подобная система приема именно в ваш вуз с учетом его специфики?

 

Могли бы вы сделать первые выводы и прогнозы относительно оптимизации показателей «количество-качество» абитуриентов и их «востребованность-трудоустройство» в будущем?

 

Э.А. Куруленко 

1. Особенностью приема абитуриентов в Самарской государственной академии культуры и искусств в 2009 году явилась его трехэтапная система, так как на художественные специальности (Актерское искусство, Инструментальное исполнительство, Вокальное искусство, Дирижирование, Народное художественное творчество, Режиссура театрализованных представлений и праздников и др.) прием документов начался 15 июня и завершился уже 5 июля. Вступительные испытания проходили с 6 июля. Эффективность такого подхода возрастет, если сократятся сроки выдачи дипломов выпускникам средних профессиональных учебных заведений и будет пересмотрена содержательная структура самих вступительных испытаний, в том числе по форме ЕГЭ.

Так, в соответствии с федеральной нормативной документацией впервые в текущем году профильным вступительным испытанием для всех без исключения абитуриентов, поступающих на художественные специальности, стала литература. Само существование литературы как предмета в школьной программе в последнее десятилетие, программе средних профессиональных учебных заведений, а также результаты ЕГЭ по литературе в масштабах Российской Федерации свидетельствуют о том, насколько выбор профильного предмета осложнил абитуриентскую судьбу одаренных выпускников учебных заведений художественного профиля. На наш взгляд, к вопросу о статусе творческого экзамена в качестве профильного на художественных специальностях необходимо вернуться в период подготовки правил приема в вузы в 2010–2011 учебном году. 

 

2. Прогнозировать востребованность и трудоустройство выпускников по итогам приема 2009 года весьма сложно. Имела место слабая мотивация абитуриентов на выбор специальности (профессии), так как этот выбор определялся по преимуществу набором предметов, сданных в форме ЕГЭ, например, «есть ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию. Куда могу поступить?». В условиях трехступенчатой системы зачисления показатель «количество-качество» абитуриентов не работает: нередко при серьезном конкурсе – 10 и более человек на бюджетное место, возникают проблемы с зачислением, поскольку один и тот же абитуриент подал документы в разные вузы, на разные специальности и специализации. После зачисления уже на первом этапе он перестает быть абитуриентом и объектом внимания приемной комиссии. Но абитуриент не всегда проявляет ответственность в выборе вуза, и тогда на втором и третьем этапах зачисления возникает необходимость дать «вольную» студенту для зачисления в другой вуз и принять на его место абитуриента с более низкими баллами. Причем беготня между вузами не есть результат трезвой оценки абитуриентом своих возможностей и ответственного выбора специальности.

Г.П. Котельников

1. Отличительные особенности приема в Самарский государственный медицинский университет в 2009 г. по системе ЕГЭ:

– большое количество заявлений, которое увеличилось по сравнению с приемной кампанией прошлого года приблизительно в 7 раз, в том числе прирост обусловлен значительным количеством документов, полученных по почте;

– возможность абитуриентов подавать документы в неограниченное число вузов, на разные факультеты и формы обучения (бюджетную и внебюджетную; очную, очно-заочную, заочную). В связи с вышесказанным значительно вырос документооборот, увеличились объемы технической работы по переработке информации об абитуриентах и ее оперативному мониторингу;

– необычно высокий конкурс на некоторые специальности – до 15 человек на место;

– необоснованно длительные сроки, обозначенные абитуриентам для подачи подлинников документов.

Совершенно очевидно, что подобная система для медицинских вузов неэффективна, так как в ней отсутствует «ключевой» момент – мотивация абитуриентов к обучению по заранее выбранной специальности; к сожалению, основным приоритетом является поступление на бюджетные места.

 

2. Выводы и прогнозы по оптимизации показателя «количество-качество» абитуриентов, по нашему мнению, делать пока преждевременно; важным прогностическим фактором, безусловно, будут результаты первой экзаменационной сессии первокурсников – абитуриентов 2009 года.

Для показателя «востребованность-трудоустройство» абитуриентов в будущем необходимо отметить: традиционно медицинские специальности всегда относились к числу наиболее востребованных, а благодаря тесному сотрудничеству нашего вуза с Министерствами здравоохранения Самарской, Пензенской и Ульяновской областей практически все выпускники трудоустраиваются.

Л.Я. Осипова

1. Самарский институт управления (СИУ) проводит набор абитуриентов по системе ЕГЭ с самого начала эксперимента (с 2002 года). Так как общепринятыми и обязательными являются дисциплины по профилю нашего вуза (математика, русский язык, обществознание), никаких особых проблем по набору и приему студентов в вуз не было.

 

2. В силу демографического спада количество самих абитуриентов в этом учебном году меньше, и все они были нацелены на бюджетные места. Дополнительную проблему в работе приемных комиссий создала «многоэтапность» поступления в вузы. Конечно, эти факторы для нас,  негосударственных вузов, сыграли свою роль, но своих абитуриентов мы набрали – правда, меньше, чем планировали.

Одной из основных задач для нас остается усиление конкурентных позиций, имиджа, а этому способствуют выпускники института, которые со своими знаниями и компетентностью очень востребованы на рынке труда города и региона.

 

М.М. Криштал

1. Поскольку Тольяттинский государственный университет участвовал в эксперименте по ЕГЭ с 2001 года, то переход ЕГЭ в штатный режим не внес существенных изменений в работу приемной кампании 2009 года.

Тем не менее, в этом году мы столкнулись с рядом новых проблем. Во-первых, для сдачи необходимого предмета по ЕГЭ абитуриенты должны были получать пропуск на ЕГЭ в Министерстве образования и науки в Самаре, что составило для поступающих определенную трудность. Во-вторых, те, кто отказались сдавать необходимые предметы для поступления в первую волну, были лишены возможности сдавать их во вторую волну, поэтому многие абитуриенты не смогли поступать в выбранные вузы, так как не имели результатов ЕГЭ по физике, химии, биологии и другим предметам.

Что касается именно нашего вуза, абитуриенты и их родители довольны организацией процедуры поступления. Свой рейтинг поступающие могли отслеживать в любое время дня и ночи через Интернет – у нас одна из лучших программ, позволяющих видеть ситуацию по набору студентов в режиме реального времени. 

 

2. Количество заявлений от абитуриентов в этом году значительно увеличилось, и это понятно, ведь если раньше наши абитуриенты подавали заявление в 2-3 вуза, то сейчас в среднем в 10-15 вузов. При этом нельзя говорить об ухудшении «качества» абитуриентов: баллы по ЕГЭ у поступивших были не ниже, чем в прошлом году. Количество медалистов на том же уровне – 276 человек по поданным заявлениям и 114 – по итогам зачисления.

В целом будущее наших студентов не вызывает тревоги, поскольку программа обучения по каждой специальности направлена на то, чтобы студент не только изучал теорию, но и приобретал профессиональные навыки, выполняя, например, заказы от предприятий и организаций или работая на конкретном месте во время практики. К тому же, мы ведем обучение только по востребованным на рынке труда специальностям, имеем договоры на целевую подготовку с предприятиями Тольятти и Самарской области, учитываем в образовательной программе пожелания работодателя. Словом, наш выпускник имеет все шансы найти достойную работу по своему профилю.