Оглавление
4#2009
Оглавление
Архитектура и строительство
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Поколение
Пресс-служба
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Школа с отличным номером, именем и коллективом

— Кинельский район
Здание школы №5 "Лидер" 

Практически каждый герой публикации в журнале «Самара и Губерния» обладает лидерскими качествами. Но для Марины Аркадьевны Понасковой – директора Кинельского образовательного центра школы №5 «Лидер» – это призвание, признание и неустанное движение вперед.  

«МОУ СОШ №5 «Образовательный центр «Лидер» уникальна не только потому, что очень большая и имеет самое современное оборудование. Это школа Успеха, школа равных, но разнообразных возможностей. Сердечно приветствую вас и надеюсь, что знакомство с нашей школой будет для вас не только интересным, но и полезным», – этими словами директор школы, кандидат педагогических наук М.А. Понаскова приветствует посетителей сайта http://www.liderschool63.ru. Так же приветливо встречает она гостей в самой школе. Вскоре становится понятно, что они неразделимы: Марина Аркадьевна воплощает в себе образ своей школы – так же современна, умна, красива, энергична и устремлена в будущее.

Более двадцати лет тому назад в Кинеле заговорили о строительстве новой школы – город рос, и все школы были переполнены. Строили долго и трудно, но получилось – чудно! Сине-белая красавица выросла в самом густонаселенном микрорайоне Кинеля. Но для того, чтобы она всё-таки стала школой и открыла двери жаждущим современных знаний, нужен был лидер, способный видеть перспективу, принимать решения и вести за собой людей. И такой человек нашелся.

М.А. Понаскова

Марина Аркадьевна Понаскова родилась и выросла в башкирском городе Белорецке. В юности о педагогической карьере не думала, но встать на эту стезю ей все же было предопределено. Училась она в одной из лучших школ страны – Белорецкой компьютерной школе. Какую роль в жизни человека играет по-настоящему хороший педагог, стало понятно, когда девочка из провинции сразу поступила в Ленинградский госуниверситет на механико-математический факультет.

Вопросы профильности и профессионализма стоят во главе угла современного образования. Но в этой школе их рассматривают шире и глубже. Итогом двухлетних проб и экспериментов стало создание культурно-образовательной корпорации – объединение школы с высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования и культуры: заключены договоры, проходят встречи с преподавателями вузов, проводится профориентационное тестирование, он-лайн предэкзаменационные испытания, школьники выезжают на экскурсии, педагоги повышают квалификацию. Так решается приоритетная задача – повышение качества образования и профессиональной ориентации выпускников. В этом учебном году взаимовыгодное сотрудничество вышло на новый уровень: преподаватели Самарского государственного и аэрокосмического университетов и сельскохозяйственной академии начали читать в «Лидере» элективные курсы для учащихся 9–11-х классов. Отрабатываются варианты сотрудничества с еще двумя университетами: путей сообщения и медицинским. Такой подход позволяет ориентировать результаты обучения на стандарты обучения вузов, на ЕГЭ и облегчит, в конечном итоге, адаптацию выпускников при переходе в высшую школу.

Учебные планы для старшей школы содержат набор дисциплин базового, профильного уровня. Углубленная содержательная вариативность образования достигается за счет элективных курсов, что позволяет старшеклассникам осуществить реальный выбор. Использование группово-поточной системы вместо традиционного классно-урочного метода организации учебного процесса дает возможность осуществлять индивидуальное обучение, сохраняя психологически-комфортную среду в пределах привычного классного коллектива. В текущем учебном году для 123 учащихся 10–11-х классов сформировано 14 профилей и 40 индивидуальных учебных планов.

Решению задач культурологического аспекта обучения и воспитания способствует система дополнительного образования, которая позволяет существенно расширить образовательные возможности учеников во внеурочное время. В культурно-образовательную корпорацию входят музыкальные, спортивные, художественные школы и городской Центр эстетического развития, в которых ребята с удовольствием занимаются. А кроме этого, в школьных теле- и радиостудиях, редколлегии школьной газеты «Альтаир». Несмотря на «юность» школьных СМИ, им есть чем гордиться, например, победами в областном конкурсе «Журналюгин».

Учителя и ученики «Лидера» взяли для себя высокую планку: активно и успешно участвуют в мероприятиях различного уровня. Только за прошлый учебный год получено более 50 дипломов окружного, 20 грамот областного и 4 всероссийского уровней.

Играет ли ученик в школьном театре или участвует в он-лайн проекте, качает мускулы в тренажерном зале или пишет исследовательскую работу – человек занят делом, он уже полон жизни и не уйдет в никуда. В военно-патриотическом клубе «Поиск» дети занимаются по секциям – десантники, разведчики, туристы. Аспекты развития гражданственности, воспитания патриотической личности рассматриваются в прямой связи с профессиональным выбором. «Поиск» награжден дипломом «Лучший военно-патриотический клуб области», а инициативная группа ребят, участвующая в проекте «Гражданин», постоянно становится призером муниципального и областного уровней.

Здесь из каждого растят ЛИДЕРА – смело ищущего, активно мыслящего, знающего свои возможности, умеющего их правильно применить, ставить и достигать цели. Человека, желающего приносить пользу обществу, осознанно выбирающего свой жизненный путь и уверенно идущего по намеченному пути. Выбор имени школы оказался созвучен тому времени, когда молодые образованные люди становятся лидерами, чтобы вывести свою страну на новый, более высокий уровень. Здесь взращивается элита общества, авангард, костяк государства.

В Кинеле Марина Аркадьевна с 1995 года. 12 лет на главных должностях в городской системе Управления образования. В 1998 году получила второе высшее образование по специальности «Менеджер в социальной сфере», окончив Самарский педагогический университет, и через год защитила кандидатскую диссертацию. А когда представилась возможность возглавить большое и сложное дело, ушла в него, как говорится, с головой. Еще работая в управлении, Марина Аркадьевна решала задачи по формированию строящейся школы. И когда долгое строительство стало подходить к завершению, она поняла, что новая школа – уже… вчерашний день. В проекте ее не было предусмотрено ничего из того, на что сейчас приезжают посмотреть многие делегации – ни интерактивных досок, ни великолепно оборудованного конференц-зала, ни телекоммуникаций. Изменения нужно было на ходу согласовывать с проектировщиками, строителями и финансистами. Какой в итоге должна быть эта школа – знала только одна Понаскова.

– Марина Аркадьевна, трудно ли было?

До сих пор трудно. Но я благодарна единомышленникам. Прежде всего – Ю.Н. Савельеву, тогдашнему главе города, человеку в высшей степени волевому. Он принял на себя огромную ответственность, открывая школу, находящуюся ещё в стадии завершения строительства. И если бы не это, трудно предсказать её судьбу. То, что уже имелось, законсервировали бы, а остальное в «лучших» традициях – отложили на неопределенный срок.

Очень благодарна заместителю Главы администрации по социальным вопросам А.А. Усковой. Есть полное взаимопонимание и поддержка Главы г. Кинеля Г.П. Хабаровой, которая до этого тоже работала директором школы.

И коллектив под стать директору. Разнообразие школьной жизни зависит от активности и целеустремленности людей, работающих в школе. Костяк коллектива: Ирина Борисовна Исаева – первый заместитель директора по учебной работе, Наиля Наиловна Попова – заместитель директора по научно-методической работе – Отличник образования, награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ; Ольга Ивановна Гаврилова – заместитель директора по учебно-воспитательной работе с 25-летним педагогическим стажем; Ирина Ивановна Золотухина – заместитель директора по воспитательной работе, награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, другие заместители по разным направлениям работы и руководители методобъединений и кафедр. Есть ведущие учителя, собирающие вокруг себя творческие группы. У каждого своя мера личной ответственности за общее дело. Из 55 педагогов – 9 молодых специалистов. На них делается ставка, им доверие и деятельная помощь в становлении. Пять молодых учителей – аспиранты. Они нацелены на результат, и есть возможности для творческого роста. Средний возраст педколлектива – 35 лет.

Я благодарна всем! – говорит директор. – Здесь собрались только неравнодушные люди. Да, учитель должен в совершенстве знать сам предмет и методики его преподавания. Но Учитель – не просто «урокодатель». Современный учитель – это уникальная личность! Он должен уметь обращаться с современной мультимедийной техникой, быть увлеченным человеком и вообще – Человеком, т. е. любить детей, прикладывать все силы к их гармоничному развитию.

Если в других школах можно сетовать на недостаточное техническое обеспечение, то здесь есть всё, и от этого работать не легче, наоборот – труд педагога становится интеллектуально более интенсивным. Ведь все знают теорию и методику преподавания предмета, а здесь нужно владеть ещё и интерактивными технологиями, т. е. техника требует от учителя особой подготовленности и квалификации. С любовью к учителю в младших классах приходит доверие к школе. И напротив: сохранить интерес к обучению у старшеклассников помогает доверие и уважение к учителю. Учитель обязан быть интересным, а для этого он должен очень много знать и уметь, даже в новомодных технологиях. Если у ребят можно поучиться мобильности восприятия информации, то у учителя – глубине и умению использовать полученную информацию.

Кстати, все сказанное о взаимоотношениях учителя и класса можно перенести на всю школу и её директора. От каждого – по способностям и каждому – всего себя. По заявленной традиции Управляющий Совет школы в конце учебного года определяет лауреатов конкурса «Лидер учебного года» в разных номинациях: «Самый активный», «Самый спортивный» и т. д. В том числе номинируются и работники школы. Так вот, из руководящего состава Родительский Совет в прошлом году выбрал Марину Аркадьевну. И это признание факта. Все школьные мероприятия и собрания всегда проводит лично. Готова ответить на любые вопросы. Владеет всей необходимой информацией.

Локальные компьютерные сети, а это 115 компьютеров, подключенных к высокоскоростному интернету, обслуживают 2 администратора. В каждом кабинете есть либо интерактивная доска, либо проектор с переносным экраном для проведения презентаций.

И еще о хозяйственной части: 19 тыс. кв. м – это только этажная площадь, плюс инженерно-техническое обеспечение – пожарная, охранная сигнализация, система вентиляции и видеонаблюдения, лифты, сантехническая система и бассейн. Плюс 4 автобуса на лицензированных маршрутах. Плюс прилегающая территория, содержащаяся в идеальном порядке. И стадион – 21 тыс. кв. м, кстати, открытый для жителей города, которые пользуются такой возможностью по максимуму. До позднего вечера горожане всех возрастов находят здесь себе занятие – бег по дорожкам с современным покрытием, волейбол, баскетбол, футбол, атлетика. Три хорошо оборудованные игровые площадки, плотно «заселенные» по вечерам детьми с мамами-папами-нянями. Всё это беспокойное и дорогостоящее хозяйство находится под присмотром всего коллектива. Здесь в полную силу задействованы зам. по хозяйству, главный инженер, бухгалтерия, технические службы. Не забудем про психолога, тренеров, других специалистов. Есть уже архив, а будет музей. Библиотека – 18 тысяч учебных книг и 16 тысяч книг художественной литературы. Читальные залы. Много методической литературы. Периодическая печать. В видеотеке – электронные книги. Мастерские, где стоят станки с числовым программным управлением.

И теперь можно представить себе, что такое – быть директором такой школы! Помимо учебной части, вести хозяйственную деятельность, работу социокультурного направления, дипломатическую работу с вышестоящим руководством и с родными каждого из 800 учащихся (с применением коэффициента семейственности в школьном конгломерате оказывается около 5 тысяч человек – ну, чем не городок!). И за всех и за всё директор несет персональную ответственность. Для этого надо быть ЛИДЕРОМ.

Те, кто вместе со мной вошел в дверь этой школы 1 сентября 2007 года, знают цену каждого шага к сегодняшнему дню, – говорит Марина Аркадьевна. – И все наши маленькие победы и большие достижения для нас дорогого стоят. Каждый обустроенный уголок внутри и вокруг школы – радует. Работа приносит не усталость, а удовлетворение и силы для движения вперед. И теперь, когда завершен этап формирования коллектива, будем проводить исследовательско-экспериментальную работу и делиться её результатами с коллегами.

Кинельская школа №5 стала иллюстрацией того, какой должна быть школа ХХI века. Поэтому гостей в школе бывает много, они едут отовсюду, даже из Соединенных Штатов Америки. Образовательные маршруты ежегодной Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций теперь проходят и через школу «Лидер». В делегациях, состоящих из директоров школ, руководителей управлений образования, бывают представители всей страны, начиная от Владивостока до Карелии, включая ближнее и дальнее зарубежье.

Учатся в «Лидере» в основном дети городского округа Кинель и около 100 человек из Кинельского района и из других районов. Режим работы школы организован по триместровой системе, которая более всего способствует здоровьесбережению детей, в отличие от традиционного обучения по четвертям. Количество дней отдыха сохраняется то же, что и в традиционной системе, но они по-другому распределены. Забота о здоровье детей – особая тема. Не случайно введен 3-й час физической культуры в 5–11-х классах, а в начальной школе – это прогулки и игры на свежем воздухе. Даже если со 2-го класса дети работают у интерактивной доски, то и здесь на первом плане – строгие нормативы по охране здоровья.

В «Лидере» обязательна школьная форма. Модель тольяттинской фабрики устроила всех по своему крою, функциональности и даже по цветовой гамме: в ней присутствует синий, основные оттенки которого можно увидеть в эстетическом оформлении школы. Весь форменный комплект не обязательно носить ежедневно, достаточно наличия в одежде одного из элементов. Это этика, культура, социальное равенство, общность и гордость учеников.

В июне 2008-го года состоялся первый выпуск. Из 22-х выпускников – 9 медалистов: 6 золотых и 3 серебряных. 95% из них поступили в вузы, более 70% – на бюджетные отделения. Результаты единого государственного экзамена на 5–15% выше, чем средние по области. В этом году будут выпущены уже три одиннадцатых класса.

Школа – это пересечение и отражение всех событий, которые происходят в стране, в городе, в каждой семье. И нужно учитывать провинциальный менталитет при введении столичных новинок. Их нужно еще суметь привить, взрастить, получить плоды. Как, например, в случае с филармоническими концертами, которые проводятся в школьном актовом зале. Не все родители и не сразу восприняли это как норму. Но на сцену школьного концертного зала с шикарным немецким роялем уже не раз поднимались именитые музыканты, ансамбли, оркестры. Приезжают сюда актеры и спортсмены, художники и литераторы. Как равные к равным.

Лидерами, как известно, не рождаются, а становятся. Причем Марина Аркадьевна убеждена, что стать лидером может любой, если правильно распознает и приложит к делу свои способности. Поэтому какого-то специального отбора при приеме в школу нет. Единственный критерий – желание развиваться, потому что «Лидер» – это характер, жизнь и судьба.

 

Автор: Диана Леонова


Автор:Диана Леонова