Оглавление
4#2009
Оглавление
Архитектура и строительство
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Поколение
Пресс-служба
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Туристские перспективы Кинельского междуречья

— Кинельский район
 

                                                                                    Туристские перспективы Кинельского междуречья

Над вопросом, когда проводить презентацию туристско-экскурсионного маршрута в муниципальный район Кинельский, его разработчики – специалисты районного управления культуры, спорта и молодежной политики – раздумывали недолго: 19 августа, в Яблочный Спас. Не одно десятилетие идет добрая слава о наливных яблочках алакаевских садов. Да и другими красотами и знатными местами не обделена земля кинельская – край Междуречья, как называют свою малую родину местные жители. Именно здесь, говорят они, находится уникальнейшее место на Планете Земля, где в едином порыве сливаются реки Самара и Большой Кинель.

Первооткрывателями маршрута, призванного стать своеобразным опорным каркасом туристско-рекреационного комплекса в этом сельском районе, выступили представители туристской индустрии и средств массовой информации во главе с руководителем департамента развития туризма Министерства спорта, туризма и молодежной политики Самарской области Михаилом Мальцевым. А гостеприимными хозяевами, которые историю родных мест знают так досконально, что впору удостоверения экскурсоводов вручай, –
руководитель районного Управления культуры, спорта и молодежной политики Дмитрий Болдов, руководитель аппарата районной администрации Юрий Плотников, начальник проектного отдела Управления культуры, спорта и молодежной политики Кинельского района Жанна Быкова.

Встретив гостей на развилке дороги на поселок Усть-Кинельский, известный на всю страну (и не только) своей сельскохозяйственной академией – крупнейшим учебным и научным центром, организаторы визита направились к первому объекту туристского показа – смотровой площадке в окрестностях села КРИВАЯ ЛУКА. Именно с этой возвышенности, по задумке авторов проекта, должен стартовать туристско-экскурсионный маршрут. Неспроста эта природная площадка, с которой открывается живописная панорама междуреченских просторов, является любимым местом отдыха жителей Кинельского района. Здесь открывают свой сезон байкеры, запуская с горы «на радость» местным дачникам подожженные покрышки. Приезжают сюда и молодожены, где с высоты птичьего полета дают клятвы любви и верности.

                                                                                         Кинельское междуречье

Таким же привлекательным этот природный объект может стать для гостей: уже готов эскизный макет благоустройства данной территории. В древние времена эта возвышенность служила своеобразной сторожевой вышкой для наблюдения за набегами кочевых племен. А в окрестностях села Домашка, что находится на юге района, при проведении археологических раскопок был найден бронзовый котел, который ныне экспонируется в Самарском областном историко-краеведческом музее имени П.В. Алабина и является, по признанию научных сотрудников, его самым ценным экспонатом.

Следующий пункт туристско-экскурсионного маршрута по Кинельскому району – сельское поселение БОГДАНОВКА,
где находится
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК в честь Преподобного Серафима Саровского. Местные меценаты поддержали строительство часовни около источника и купальни, в которой «…всем приходящим с теплою верою подается благодатное обновление духовных и телесных сил». Вода – минерализованная с характерным вкусом, ставшая таковой уже после возведения часовни, у которой – своя чудесная история. Будто во сне привиделся одному из меценатов Преподобный Серафим Саровский, никогда, впрочем, не бывавший в этих местах. На том и порешили: назвать источник и часовню именем Святого нижегородского странника.

Очередным остановочным пунктом на пути любознательных путешественников был АУЛ КАЗАХСКИЙ – небольшое этническое поселение, насчитывающее чуть более 500 жителей, но, как говорится, мал да удал. Гостеприимные хозяева предложили такую программу знакомства с традициями и обычаями казахского народа, что, даже разбившимся на две группы гостям, сорока минут, отведенных на пребывание в этом интереснейшем месте, явно не хватало! Ведь надо было успеть продегустировать приготовленные в печи на открытом воздухе национальные блюда, по ходу процесса знакомясь с историей возникновения их названий, рецептурой, порядком приготовления и употребления. Бешбармак, оказывается, едят руками (в переводе как раз и означает «пять пальцев»), а не столовыми приборами, которые нам предусмотрительно дали вместе с салфетками. Еще одно любимое кушанье казахов – талкан, это перемолотые жареные зерна пшеницы и пшено, смешанные со сметаной (каймак). Возгласы восхищения вызвал у городских жителей огромный 30-литровый самовар, чай из которого вместе с баурсаками – жаренными в масле пончиками, расходился на «ура».

Юное поколение Казахского в национальных одеждах, для начала осыпав визитеров с головы до ног приветственными дарами, вовлекло их поучаствовать в обряде изгнания «злых духов», чему гости не особо сопротивлялись, несмотря на то, что узелок полотенца, которым по спине охаживали «очищающегося», был очень даже немаленького размера. Мудрый смысл обычая раскрывался позже, когда за подобную встряску выдавался «поощрительный приз» – щедрая горсть конфет и орешков.

Продемонстрировали ребята и другие, бережно передающиеся от поколения к поколению, традиционные обычаи своего народа, а также национальную казахскую игру в бараньи кости – асык. Для туристов в качестве сувенирной продукции предлагались сделанные собственноручно маленькие глиняные игрушки, отражающие кочевой образ жизни предков, – юрты и верблюдов. Обращала на себя внимание и «настенная агитация» – родословные семей, рассказы о казахских обычаях, традициях и обрядах, а родной язык школьники изучают на факультативных занятиях.

Но апогеем пребывания туристов в ауле Казахский является посещение ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ – юрты «Мурагер» («Наследие»), которая позиционируется как выставочный центр народных ремесел. 

Во время переезда в АЛАКАЕВКУ, конечный пункт туристско-экскурсионного маршрута по Кинельскому району, за окнами автобуса открывается вид на современные постройки агропромышленной компании «Красный Ключ», деятельность которой станет новым этапом в социально-экономическом развитии Кинельского района как предприятия, специализирующегося на переработке сельскохозяйственной продукции животного происхождения. На въезде в Алакаевку гостей встречает огромный яблоневый сад, славящийся своими урожаями и разносортицей «райских» плодов. Место поистине сказочное – стройными рядами протягивают деревья навстречу путешественникам ветки со спелыми наливными яблочками: «Добро пожаловать в Алакаевку!»

В некогда знаменитом на весь мир селе, в котором, по меткому выражению его главы Николая Асанина, улица Ленинская была буквально отшлифована подошвами многочисленных гостей, туристам предлагается посетить противоположные друг другу «по идейным соображениям» объекты – СВЯТОЙ ИСТОЧНИК в честь Владимирской иконы Божией Матери и ДОМ-МУЗЕЙ В.И. Ленина.

В 2007 году сбылась мечта местных жителей по облагораживанию алакаевского родника, была возведена часовня, построена купальня. Каждый месяц здесь проходит водосвятный молебен, на который съезжается большое количество паломников. История источника удивительна: якобы нашли здесь в прошлом веке икону Владимирской Божией Матери, неведомо откуда взявшуюся, после чего забила из земли водица животворящая «от различных недугов для всех болящих».     

Умиротворяющая атмосфера алакаевского дома-музея В.И. Ленина, утопающего в зелени и ярких красках окружающего яблочного изобилия, контрастирует с теми идеями, которые рождались в головах некоторых его обитателей из семейства Ульяновых. Сменившее туристический бум 70-80-х годах прошлого века затишье на дорожках музейного сада в последующие годы стало сигналом поиска новых форм работы, расширения границ восприятия явлений и событий в новейшей российской истории через призму жизни многодетной дворянской семьи конца XIX века. Ныне на территории музея оборудована интерактивная площадка, реконструирующая народные забавы той эпохи: здесь можно поиграть в городки, покататься на карусели и самокатах, походить на ходулях и получить памятный сувенирчик в виде маленьких куколок Ивана да Марьи, сделанных без особых затей, но зато с искренним уважением к посетителям дома-музея. После чего чаепитие с наивкуснейшими яблочными пирогами выглядит совсем уж домашним событием.

Программу визита в Кинельский район, посвященного презентации туристско-экскурсионного маршрута, завершал «круглый стол» в алакаевской сельской библиотеке. Таким образом, сделан первый шаг на пути зарождения сельского (и не только) туризма в отдельно взятом муниципальном районе Самарской области, который должен стать одним из ресурсов территориального развития Кинельского района, но для этого всем сторонам надо выработать совместный план действий. О готовности к взаимовыгодному и плодотворному сотрудничеству в этом направлении заявили и министерство спорта, туризма и молодежной политики Самарской области, и районная администрация, и туристический бизнес региона. Как заверил всех собравшихся за «круглым столом» Михаил Мальцев, руководитель областного туристского ведомства, работа над реализацией программного проекта по развитию туризма в сельских муниципальных образованиях Самарской области уже ведется. Заложены соответствующие мероприятия в рамках работы над областной целевой программой развития туризма на 2010–2012 годы. Остается надеяться, что эффективное использование туристского потенциала Кинельского и других сельских районов Самарской области поможет обеспечить комплексный подход к территориальной организации сельской местности и станет дополнительным ресурсом социально-экономического развития региона в целом.

 

Автор: Елена Ерофеева


Автор:Елена Ерофеева