Оглавление
4#2009
Оглавление
Архитектура и строительство
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Поколение
Пресс-служба
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Оркестры Александра Алло

— Самара
 

В 50-е годы прошлого столетия на экранах города Куйбышева (ныне Самара) демонстрировалась американская музыкальная комедия «В джазе только девушки». Фильм пользовался большой популярностью у горожан. Но, несомненно, не многие самарцы знают, что еще задолго до появления на экранах этого фильма, в Куйбышеве на сцене клуба им. Революции 1905 года (ныне Дом культуры железнодорожников) выступал джаз-оркестр, в котором играли именно только девушки.

                                                                 Оркестры А. Алло

Оркестр был создан в 1940 году и пользовался большой популярностью среди горожан. 22 июня 1941 года в 10 часов утра состоялось прослушивание концертной программы клубного женского джаз-оркестра перед его предстоящей поездкой в Москву. После сдачи этой программы, когда все участники оркестра и члены художественного совета еще находились на сцене, стало известно о вероломном нападении на нашу страну фашистской Германии. Это выступление оркестра было последним. Он прекратил свое существование, так как многие его участники ушли добровольцами на фронт.

Сегодня мне хочется рассказать о создателе этого необычного оркестра, заслуженном деятеле искусств РСФСР – Александре Ивановиче Алло, знаменитом балалаечнике, организаторе и руководителе многих оркестров народных инструментов в Самаре. Всю свою жизнь, начиная с 1917 года, в течение более чем 50 лет, он посвятил развитию народного музыкального искусства в Самаре-Куйбышеве.

                                                                                      Александр Алло

Родился Александр Иванович 28 февраля 1895 года в Самаре в семье железнодорожника. Любовь Саши Алло к народной музыке вообще и, в частности, к балалайке, возникла в двенадцатилетнем возрасте, когда в Самару приехал на гастроли столичный виртуоз-балалаечник Борис Сергеевич Трояновский. Его концерт проходил в недавно открывшемся театре-цирке «Олимп» (ныне здание филармонии), куда Саша проник с большим трудом и с затаенным дыханием слушал чарующие звуки, извлекаемые из трехструнной балалайки знаменитым музыкантом. Саша был очарован балалайкой, и у него возникло желание научиться играть на этом инструменте на самом высоком уровне. 

Через два года, в 1909 году, Трояновский вновь приезжает на гастроли в Самару. У Саши появилось необыкновенное желание познакомиться с ним и рассказать ему о своих чувствах и мыслях, о стремлении научиться играть на балалайке. Администратор гостиницы «Гранд-Отель» (ныне «Жигули»), узнав о цели прихода молодого человека, указал ему этаж и номер комнаты, в которой проживает приезжий артист. Саша постучал в дверь номера, и на пороге комнаты оказался Трояновский, который удивленно спросил: «Что вам нужно, молодой человек»? И Саша, заикаясь от волнения, рассказал о цели своего прихода. «Интересно и любопытно», –
ответил виртуоз-балалаечник и пригласил его пройти в номер. После краткого знакомства Трояновский открыл футляр с изящной балалайкой, передал ее в руки Саши и попросил его сыграть что-нибудь. Саша сыграл Трояновскому сначала «Ах вы сени, мои сени», а затем «Светит месяц». Далее Трояновский показал, как правильно нужно держать балалайку, приемы извлечения звука из первой, второй и третьей струны. Но когда дело дошло до нот, то Саша признался, что ноты он не знает.

Борис Сергеевич четко сказал: «Без знания нот и нотной грамоты не может быть и речи о грамотной и хорошей игре на балалайке» и посоветовал немедленно найти учителя. На прощание Б.С. Трояновский пригласил Сашу на концерт и вручил ему визитную карточку, на которой собственноручно написал: «Пропустите мальчика на концерт».

Нотную грамоту Саша начал изучать с помощью соседа – скрипача Миллера. Обучение протекало успешно. Вскоре у Саши наступил один из счастливейших дней в жизни. Его отец, служивший на железной дороге кондуктором, купил в музыкальном магазине Павла Леонтьевич Чулкова балалайку за 3 рубля 30 копеек. Этот день Саша запомнил навсегда. Даже потом, когда дом Александра Ивановича наполнился множеством великолепных струнных инструментов, которые по его заказу делались лучшими мастерами Самары, та его первая балалайка всегда висела на самом почетном месте.

В 1914 году Саша Алло окончил железнодорожное училище и поступил на работу статистиком в управление Самаро-Златоустовской железной дороги. Почти ежедневно после работы Александр Алло спешил в Пушкинский народный дом, где собирался музыкальный кружок, названный в подражание В.В. Андрееву «Великорусский квартет». (Андреев Василий Васильевич (1861–1918), российский музыкант, виртуоз-балалаечник. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888 г., с 1896 г. Великорусский оркестр).

В состав ансамбля входили: Михаил Пеньков (балалайка), Адольф Вайн-Риб (балалайка), Константин Киттер (мандолина) и Александр Алло (балалайка). Дебютировал квартет 14 мая 1914 года. Через некоторое время после начала Первой мировой войны Пушкинский народный дом был передан под госпиталь. Созданный квартет продолжал существовать, собирался поочередно на квартирах друг у друга, а по воскресным дням играл для раненых солдат, которые с радостью принимали музыкантов.

В 1917 году после Октябрьской революции Алло было предложено организовать в клубе им. Революции 1905 года оркестр русских народных инструментов из рабочих и служащих железнодорожников. И Александр Иванович создал первый в Самаре большой оркестр народных инструментов, который просуществовал более 50 лет и оставил неизгладимый след в музыкальной жизни нашего города.

За короткое время к Александру Алло пришло немало людей, желающих приобщиться к народной музыке, научиться играть на домре или балалайке. Александр Иванович принял решение об установлении творческой связи с музыкантами андреевского оркестра. Им было написано письмо в Петроград в адрес оркестра. В этом письме Александр Иванович писал об организации в Самаре первого оркестра русских народных инструментов, который очень нуждается в советах и помощи по вопросу его деятельности. Ждать ответа из Питера было недолго. В ответе андреевцы писали: «Приезжайте. Поможем».

И в 1918 году Александр Алло собирается в Петроград. Но в это время поступило печальное известие: умер Андреев! Кончина великого балалаечника для Александра Алло была потерей самого дорогого человека, без которого ехать в Петроград не имело смысла. Новая письменная связь А. Алло с андреевскими музыкантами убедила его выехать в Петроград, но это уже было примерно спустя четыре года. Музыканты-андреевцы очень тепло восприняли приезд Александра Алло. Он быстро сблизился с ведущими музыкантами андреевского оркестра и поддерживал с ними постоянную связь вплоть до 1941 года.  

В репертуаре оркестра А. Алло, теперь уже игравшего по нотам, полученным из андреевского оркестра, звучали не только русские народные песни, но и классические произведения Чайковского, Глинки, Верди, Россини, композиторов «Могучей кучки». Оркестр А. Алло стал завоевывать все большую известность среди жителей города Самары и стал популяризатором народной музыки. С середины 20-х годов оркестр часто выезжал с концертами в различные села и деревни. Перед каждым концертом Александр Иванович практиковал свое выступление, рассказывая об истории организации оркестра, демонстрировал инструменты, объяснял, где их можно приобрести. Рекомендовал создавать оркестры и ансамбли народных инструментов в городах, селах и деревнях и при необходимости обращаться к нему за помощью. К 1925 году только в Самаре было создано не менее десяти оркестров, руководителями которых были ученики Александра Ивановича Алло.

Наиболее подготовленных музыкантов из школьного оркестра Александр Иванович переводил в большой оркестр народных инструментов при клубе железнодорожников имени Революции 1905 года. Этот оркестр объединял в своем составе около ста лучших и наиболее способных музыкантов. Замечательно то, что в этом оркестре можно было видеть музыкантов очень широкого возрастного диапазона – от школьников до весьма солидных исполнителей.

Оркестр Александра Алло активно участвовал в первых радиопередачах, регулярные выпуски которых в Самаре начались 8 января 1927 года. Выступления этого прекрасного оркестра и виртуозного балалаечника А. Алло неизменно вызывали восхищение радиослушателей.

Оркестр завоевал десятки призов и дипломов, среди которых победа на конкурсе на лучшее исполнение произведений Чайковского (1940 год). Алло один из первых в стране создал детский оркестр народных инструментов, для чего пригласил в Самару музыкального мастера А.И. Еранина, изготовившего уменьшенные балалайки и домры.

В середине тридцатых годов, когда в Самаре начали появляться чисто самодеятельные джазовые оркестры, Александр Иванович на базе оркестра ДК железнодорожников создал довольно своеобразный оркестр, получивший название «Джаз-банджо». Укомплектовав оркестр всеми видами банджо (пикколо, альт и т. п.) и аранжировав ряд модных в то время фокстротов, блюзов, танго, бостонов, А.И. Алло буквально с нескольких репетиций заставил звучать оркестр в совершенно новой джазовой манере. Соруководителем оркестра был Г.П. Галочкин, который позже полностью взял на себя руководство. «Джаз-банджо» успешно выступал с концертами на многих площадках города и на узловых станциях Куйбышевской железной дороги.

После ухода на фронт директора клуба им. Революции 1905 года Константина Петровича Васильева, Александр Иванович с июня 1942 года исполнял обязанности директора и художественного руководителя клуба.

Через месяц после окончания войны с фронта возвратился Константин Петрович Васильев, с множеством орденов. Он принял от А.И. Алло руководство клубом, а Александр Иванович с новой энергией принялся за свое любимое дело. В общеобразовательных школах города опять появились детские ансамбли народных инструментов, которые объединились в сводный оркестр. Этот оркестр в 1957 году участвовал во Всесоюзном фестивале художественной самодеятельности и занял на зональном конкурсе в городе Саратове первое место. В 1961 году оркестр А.И. Алло с обширной концертной программой выступил в Москве на ВДНХ, во Дворце культуры им. Лихачева, в Измайловском и Сокольническом парках.

Александр Иванович известен не только как организатор и руководитель многих оркестров. Много времени он отдавал педагогической деятельности. Алло преподавал во многих начальных и средних учебных заведениях города. Значительная педагогическая работа проводилась Александром Ивановичем в Самарском музыкальном училище, где с начала 30-х годов он возглавлял класс народных инструментов балалайки и домры.

В стенах этого замечательного музыкального училища было подготовлено немало превосходных музыкантов-народников, которые продолжили дело А.И. Алло. Среди них был и Евгений Михайлович Лакерев (1934–2009), дирижер, педагог, профессор, заведующий кафедрой народных инструментов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, заслуженный деятель искусств РФ. В Самаре в разные годы он создал восемь оркестров народных инструментов. 1 января 2007 года в Самаре при Государственном Волжском русском народном хоре был создан профессиональный оркестр народных инструментов. С этого дня началась биография Губернского оркестра народных инструментов «Виртуозы Самары». Е.М. Лакерев стал художественным руководителем и главным дирижером оркестра и был им до последних дней жизни.

В 1967 году общественность г. Куйбышева широко отмечала 50-летие оркестра народных инструментов клуба железнодорожников им. Революции 1905 года и его бессменного руководителя заслуженного деятеля искусств РСФСР А.И. Алло. После творческого юбилея А.И. Алло передал свой оркестр при клубе им. Революции 1905 года Е.Н. Дубовику. (К сожалению и не к чести руководства клуба, деятельность этого прославленного оркестра с более чем полувековой творческой биографией окончательно сникла и прекратила свое существование).

Постепенно здоровье покидало Александра Ивановича и он, по настоянию своей жены Елены Петровны, в мае 1967 году принимает решение переехать в Волгоград, где жили его дочь Кира и внуки.

В разные годы, начиная с 1921-го, пресса нашего города постоянно освещала деятельность А.И. Алло и его оркестра, публикуя специальные статьи и рецензии. 24 июня 1969 года в «Волжской заре» был опубликован последний прижизненный очерк о нем – «Жизнь полная света».

Автор: С.Д. Севостьянов


Автор:С.Д. Севостьянов