Оглавление
4#2009
Оглавление
Архитектура и строительство
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Поколение
Пресс-служба
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

Фирменная самарская "Алия"

— Самара
 

                                                                     Самарская "Алия"

Еврейский ансамбль «Алия» – «Восхождение» – один из самых популярных национальных коллективов Самары, в нынешнем году отмечает свое 20-летие. Без него палитра культурной жизни нашего города была бы не столь яркой и колоритной.

Появившийся в теперь уже далеком 1989 году, коллектив не только выстоял во всех политических и экономических передрягах, но и обрел свое творческое лицо, получив широкую известность далеко за пределами Самары.

Однако ж, все было не так-то просто. Важно, что с первых же дней существования «Алии», ее организатор, неизменный художественный руководитель и душа, известный самарский музыкант Марк Коган сделал ставку на высоких профессионалов. Вначале в репертуаре ансамбля были аранжировки сочинений камерно-симфонического плана и духовные произведения. Но постепенно стало формироваться основное направление, связанное с возрождением традиций исполнения еврейской народной клезмерской танцевальной музыки, корни которой – в раннем средневековье. Клезмерская музыка требует особой манеры, приемов игры, которые не используются музыкантами других направлений. При этом ансамбль играет народные мелодии в собственной аранжировке. Сегодня в стране такие ансамбли наперечет. Но в составе ни одного из них нет, как в «Алие», трубы, придающей особую полетность звучанию, и тромбона, сообщающего игре ансамбля неповторимый колорит.

Марк Коган – музыкант-универсал, человек неуемного, светлого, оптимистического темперамента. После окончания в 1973 году Саратовской консерватории по классу тубы (одновременно Коган брал уроки дирижирования у Геннадия Проваторова) он пришел в симфонический оркестр Самарской филармонии. В 1984 году Коган организовал брасс-квартет, затем духовой оркестр, получивший статус муниципального, джазовый квинтет «Ностальжи» и, наконец, «Алию».

Марк Львович любит вспоминать, с чего все началось. Однажды в синагоге на Чапаевской улице, куда он пришел для поминальной молитвы по погибшим в 1941 году в Белоруссии родственникам, он услышал игру небольшого любительского состава. По его словам, это были в буквальном смысле «скрипка, бубен и утюг». Стало обидно и даже немного горько: ведь в нашем городе столько классных музыкантов и евреев, и не евреев (разве это имеет какое-то значение!), которые могли бы достойно исполнять еврейскую музыку. Родилась идея создать профессиональный коллектив. Ею загорелись коллеги по симфоническому оркестру – концертмейстер ударной группы Виктор Орехов, руководитель струнного квинтета филармонии скрипач Александр Гантман и еще несколько музыкантов.

Вскоре в малом зале Дворца культуры 4 ГПЗ состоялось первое выступление вновь созданного ансамбля. Его девизом стало: просвещение через развлечение. Музыканты намеревались познакомить людей с замечательной, но практически нигде не звучащей еврейской музыкой: в течение десятилетий о ее существовании стыдливо умалчивали либо представляли ее в «чужих» одеждах. Ведь даже такие популярные песни, как «В неапольском порту», те же «Бублики» не что иное, как перепевы еврейских народных песен.

Марк Коган: «Надо было видеть лица людей, впервые услышавших национальные мелодии в живом исполнении, в очищенных от посторонних наслоениях аранжировках. Слезы блестели не только на глазах у слушателей, но и у самих музыкантов. С легкой руки искусствоведа Натальи Кочубеевской ансамбль получил название «Алия» – восхождение, подъем: священный Иерусалимский храм находится на горе, и путь к нему для молитвы и очищения – это и есть алия».

Коллектив оказался очень мобильным. Уже на следующий год после создания он с большим успехом выступил в столице Еврейской автономной области городе Биробиджане. Тогда же Центральная студия документальных фильмов сняла ленту «Мелодия еврейской улицы», которую озвучила «Алия». Одно за другим последовали успешные выступления ансамбля на фестивалях в Вильнюсе, Тюмени, Москве. В Риге на фестивале еврейской музыки «Балтия-91», в котором принимали участие коллективы из Дании, Германии, Польши, Швеции и других стран, «Алия» была единственным ансамблем из России. Как выяснилось, в те годы в российской провинции коллективов, подобных «Алие», не было вообще.

У себя дома, в Самаре, «Алия» постоянно принимает участие в областных и городских акциях национального искусства «Венок дружбы», в концертах национальных культурных центров. Выступления «Алии» горячо принимают слушатели разных национальностей. Правда, афишных концертов у ансамбля не так много – в среднем один в году. Площадки для выступлений ему часто предоставляет городская администрация. «Алие» аплодировали в городском Доме ветеранов, в ДК «Чайка» на Мехзаводе, в цеху завода «Прогресс». И конечно же, «Алия» – непременный участник еврейских праздников, свадебных церемоний и семейных торжеств.

У «Алии» богатая коллекция лауреатских званий многих международных фестивалей еврейской музыки, она – обладатель премии «Золотой Михоэлс». За годы своего существования коллектив участвовал более чем в двадцати международных национальных фестивалях. Около десяти раз он побывал в Москве, четырежды в Биробиджане, Вильнюсе, Киеве и Санкт-Петербурге, дважды в Казахстане. Гастрольные маршруты коллектива прошли через Кострому, Челябинск, Екатеринбург, Красноярск и Уфу. 

Яркой меткой в биографии «Алии» стало участие в 2004 году в музыкальном спектакле «Анатевка» по Шолом-Алейхему на фестивале в немецком городе Луисенбурге. Для исполнения музыки к спектаклю решили пригласить клезмерский ансамбль. Выбор пал на наших земляков, которые в течение 15 лет участвовали в спектакле театра «СамАрт» по пьесе «Поминальная молитва», написанной драматургом Гориным по этому же произведению. Исполнитель главной роли Тевье-молочника известный американский актер Гюнтер Мак, который и внешне, и по своей исполнительской манере очень напоминал музыкантам нашего Николая Михеева, признался, что ни на одном фестивале он не испытывал такого подъема, какой ему давала игра «Алии». Успех «Анатевки» был настолько велик, что ее включили в программу фестиваля следующего года, вновь пригласив самарский коллектив.

Еще одна веха в творческой судьбе коллектива – участие в проходившем в 2006–2007 году Первом всероссийском фестивале-конкурсе оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России. Это была первая в нашей стране подобная акция такого масштаба. В фестивале приняли участие десятки самых разных по составу коллективов со всех уголков страны, в том числе такие уникальные, как Академический русский народный хор имени Пятницкого, национальные оркестры народных инструментов Башкортостана, Тувы, государственные коллективы из Бурятии, Калмыкии, Адыгеи. Вместе с ними на равных выступили и наши земляки, явившиеся на фестивале единственным представителем еврейской культуры.

Фестиваль проходил в два этапа. В региональном просмотре в Казани, в котором участвовали коллективы Поволжья и Урала – одной из самых многонациональных зон страны, «Алия» вышла в финал. Тридцать минут музыки в исполнении ансамбля записали в фонд Всероссийского радио. На концерте в Большом зале Института имени Гнесиных в Москве «Алия» завершала первое отделение, что весьма почетно. Но самым ответственным явился гала-концерт в Зале имени П. Чайковского. Из обширной программы «Алии» отобрали два номера. Первый – сделанная музыкантами ансамбля Александром Родиным и Евгением Чиненовым обработка еврейской народной песни «Хава нагила» – «Давайте ликовать». Устроители концерта сказали, что лучшей визитной карточки для коллектива и не придумаешь. Дело в том, что в музыкальную ткань песни искусно вплетена мелодия песни «Ах, Самара-городок», и это всех в буквальном смысле слова положило на лопатки, вызвало овации в зрительном зале. Вторым номером была игровая песня о юном скрипаче в исполнении солистки ансамбля Ирины Сигал.

Еще в 1997 году концертные программы «Алии» были отмечены Губернской премией. Между тем получивший известность далеко за пределами Самарской губернии наш ансамбль до сих пор как бы «витает в воздухе», не имея никакого официального статуса и финансовой поддержки, а без этого очень и очень непросто.

«Алия» записала пять CD-дисков, которые, по словам Марка Когана, «разлетаются, как горячие пирожки». Последний диск – «Клезмер плюс джаз», вышел к юбилею ансамбля и стал итогом творческого сотрудничества с известным джазовым пианистом и композитором Григорием Файном. В концертном сезоне 2010–2011 годов выступление «Алии» включено в абонемент «Народная мозаика» Самарской филармонии.

Не бог весть какой секрет: в «Алие» чистокровных евреев – раз, два и обчелся. Ансамбль интернационален по своему составу, зато каждый из музыкантов-инструменталистов и вокалистов – подлинный мастер, тонко чувствующий стилистику еврейской народной музыки, бережно доносящей ее самобытную красоту слушателям. Кто-то очень точно назвал участие музыкантов в «Алие» их профессиональным хобби. Музыка, объединяющая тех, кто работал и продолжает сегодня работать в «Алие», к сожалению, никого из них не кормит и не поит, но зато дает высокое удовлетворение душе, а еще – возможность поделиться своим искусством с людьми, проживающими в разных городах и весях.

 

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов