Оглавление
4#2009
Оглавление
Архитектура и строительство
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Поколение
Пресс-служба
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы

СамоРегулируемые Организации

— Самара
 

                                                    Пути и перспективы СРО

                                                               Пути и перспективы СРО 

В соответствии с вступившим в силу в декабре 2007 года Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» и принятым в мае 2008 г. Федеральным законом «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поддержанным законодательными актами, в области строительства и смежными с ним проектированием и изысканиями в России стали образовываться СРО – саморегулируемые организации.

Основная масса населения мало слышала об этом и не старалась вникать в суть нововведений. До сих пор саморегулирование было реализовано лишь у оценщиков и арбитражных управляющих, то есть в далеко не самых распространенных видах деятельности. 

Государство, понимая значимость безопасности, качества строительства и проектирования и контроля за этими аспектами деятельности субъектов рынка, в качестве механизма решения этих проблем предложило строительному сообществу создать саморегулируемые организации (СРО), определило процедуры их создания, надзора и контроля их деятельности, солидарной материальной ответственности членов этих организаций в виде формирования компенсационных фондов и страхования гражданской ответственности перед третьими лицами за причиненный ущерб.

Главным мотивом внедрения саморегулирования в строительной сфере является исключение ведения недобросовестной деятельности в данном сегменте, поскольку строительство – бизнес социальный, и пострадать от его некачественного функционирования можем мы с вами, обычные граждане.

Саморегулирование – не просто новый этап в управлении строительной деятельностью. Это гораздо более высокий уровень управления, контроля, ответственности, когда за качество работы каждого отвечают все, в том числе, и материально.

Суть саморегулирования заложена в самом понятии. Рынок регулирует сам себя посредством специальных механизмов, которые предполагают повышение индивидуальной и коллективной ответственности. Собирается некая группа профессионалов рынка и договаривается, что будет вести бизнес определенным образом, в соответствии с определенными правилами и стандартами. Если кто-то нарушает правила, ответственность несет не только виновник, но и все остальные участники профессионального сообщества. Ущерб от некачественной работы погашается из общей «копилки», то есть компенсационного фонда, который потом восполняется до начальной суммы.

Финансовая ответственность членов СРО обеспечивается компенсационным фондом. Размер взноса для строительной компании составляет 1 млн. руб. Для организаций, занимающихся изысканиями и проектированием, – 500 тыс. руб. Если члены саморегулируемой организации застрахуют свою гражданскую ответственность, то смогут снизить взносы в компенсационный фонд до 300 тыс. руб. и 150 тыс. руб. соответственно. Из этого следует, что основополагающими целями создаваемой системы саморегулирования в строительстве являются усиление ответственности строительных фирм за выполняемые строительные работы.

Первая стадия реформирования строительной отрасли: собственно создание первого «этажа» саморегулируемых организаций – это СРО, объединяющая юридических или физических лиц по признаку единства отрасли.

Вторая стадия – создание крайне важного отраслевого органа – союза, национального объединения саморегулируемых организаций конкретной отрасли. Другими словами, будет реализован классический палатный принцип, действующий во всем мире, когда есть национальная и региональная палаты. При этом национальная палата по своей сути становится «министерством» данной отрасли, беря на себя разработку национальных стандартов конкретной деятельности и фактически принимая на себя миссию, которая сегодня лежит на исполнительной власти РФ. Классически именно так и происходило становление саморегулирования абсолютно во всех экономиках.

Третий этап становления СРО может занять около 3-4 лет, и его особенность связана с тем, что уже существующая «пирамида» саморегулирования строительной отрасли обеспечивает себя необходимой первичной базой для своего существования: документами, стандартами, дисциплинарным кодексом. Все эти документы СРО создают сами, не нарушая Конституцию и в рамках действующего законодательства. Одновременно они предъявляют себя как принципиально новую систему регулирования и государству – основному регулятору и потребителю.

Долгое время эта аббревиатура вызывала сомнения в кругах строителей. Кто-то надеялся, что отмена лицензирования не состоится, как уже это происходило неоднократно. Но многие понимали, что надо идти по пути организации СРО, но как это делать и кто должен быть впереди? Первыми, конечно же, были представители Москвы и Санкт-Петербурга, но со временем подобные организации стали появляться и в других регионах. Таким образом, теперь переход на саморегулирование в строительстве произойдет окончательно.

Механизм образования казался на первый взгляд достаточно простым: для получения статуса СРО компании вначале объединяются в некоммерческое партнерство (НП) и формируют компенсационный фонд на основе взносов членов, которые взимаются с каждого участника НП в равных пропорциях. Затем следует этап перехода из НП в СРО, который зависит от того, будет ли эта организация заниматься непосредственно строительным производством, проектированием или изысканиями (необходимое количество членов – 100 для строительства и 50 для проектировщиков). Затем наступает основной момент – выдача свидетельств на допуск к работам. Хочется обратить внимание на то, что выдача допуска теперь будет производиться без ограничения срока и территории действия, в отличие от существующих лицензий. В этом заключается один из важных положительных моментов реформирования.  

Основные функции СРО заключаются в разработке и установлении требований к членству, привлечении ответственности членов СРО за нарушения требований законодательства, нормативной документации, осуществлении анализа деятельности своих членов, представлении интересов членов СРО во всех уровнях власти, организации профессионального обучения и аттестации работников – членов СРО, обеспечении информационной открытости. 

Саморегулируемые организации имеют следующие права: контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения требований законодательства РФ, соответствия стандартам СРО, оспаривании любых актов, решений, действий органов государственной власти, если этим нарушаются права и интересы саморегулируемой организации и ее членов. Кроме того, они могут участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и давать по ним свои заключения, вносить на рассмотрение предложения по вопросам формирования и реализации государственной политики, запрашивать и получать информацию.

Рычаги государственного регулирования будут частично сохранены: останутся в силе механизмы гос-экспертизы проектов, госнадзора за строительной деятельностью.

Разработчики закона утверждают, что для малого и среднего бизнеса изменения в системе допуска на рынок с гослицензирования на систему СРО будут позитивными. Это связано с тем, что перечень видов работ, по которым членство в СРО должно быть обязательным, будет существенно переработан. В нем останутся только те виды работ, которые реально влияют на надежность и безопасность строительства. Например, малярные, штукатурные работы, озеленение территорий, ландшафтный дизайн в этот перечень не попадут, тем самым большому числу малых и средних фирм не нужно будет получать лицензию и вступать в СРО. Таким образом, барьер для входа этих компаний на рынок будет ликвидирован в принципе, но это не означает, что они останутся без какого-либо надзора. Контролировать качество их работы и нести ответственность будет член СРО –
более крупная компания, которая отвечает за весь цикл работ и нанимает подрядчиков и субподрядчиков на обычной контрактной основе. Чтобы саморегулируемые организации (СРО) в строительстве не привели к монополизации рынка, необходимо создать механизмы защиты малого и среднего предпринимательства. На рынке имеется много больших корпораций и мощных объединений и организаций, оказывающих как строительные услуги, так и проектные, а порой и изыскательские. Подобным предприятиям нужно вступить сразу в две, а порой и три СРО. С 1 января 2010 года те компании, которые не входят в состав СРО, не смогут работать на строительном рынке. Фактически с 1 января 2010 года для строительных, проектных, инженерно-изыскательных организаций, осуществляющих деятельность на основании просроченных лицензий, предусмотрена ответственность, в том числе уголовная, вплоть до лишения свободы сроком на пять лет. В преддверии перемен общество строителей разделилось на две категории: тех, которые примкнули к создавшимся организациям, и тех, которые еще сомневаются. Существует мнение, что создать новую строительную фирму теперь просто невозможно, потому что лицензирование отменили, а в СРО новичка еще не знают и легко могут отказать в регистрации. Денег на членский взнос и компенсационный фонд у новой компании еще нет, а допуски необходимо получать даже на те виды работ, которые раньше не подлежали лицензированию. На данный момент в России в СРО вступило около 3,5 тысяч организаций, однако в РФ было выдано около 270 тысяч лицензий на осуществление строительно-монтажных работ. Между тем срок окончания действия лицензий на строительство неумолимо приближается. 
 

Президент АСР Николай Кошман заявил, что на сегодняшний день одной из важнейших задач при формировании системы СРО в строительстве является освобождение отрасли от недобросовестных компаний. «Если мы наберем шестьдесят-семьдесят тысяч компаний, то это будет хорошо. Для чего нам нужны организации, которые демпингуют во время проведения торгов и дискредитируют всю их систему, не отвечая за качество своих работ и используя некачественные строительные материалы?

Тот, кто ожидает, что лицензирование вернется, – сильно заблуждается. Есть закон, есть указ президента. Мы понимаем, что они должны быть исполнены. Сидеть на заборе и ждать, что лицензирование вернется – это было бы ошибкой, – продолжил Николай Кошман. – Но если на данный момент зарегистрировано 20 строительных СРО, в которые вошли 3,5 тысячи строительных организаций, то где остальные 265 тысяч? Нужно набрать хотя бы 50-70 тысяч, чтобы система заработала».

  

                                 Рождение и первые шаги СРО в Самарской области

                                                                                     В.Н. Березовский

О ситуации по созданию саморегулируемых организаций в строительной отрасли Самарской области дает информацию В.Н. Березовский, и. о. министра строительства и ЖКХ Самарской области.

На территории Самарской области, в соответствии с Федеральным законом №148-ФЗ от 22.07.2008 года, в строительной отрасли было создано более 10 некоммерческих партнерств. К настоящему моменту два некоммерческих партнерства получили статус саморегулируемой организации в строительстве «Самарская гильдия строителей» и «СредВолгСтрой». На этапе компенсационного фонда, подготовки и подачи документов в Ростехнадзор находятся 3 некоммерческих партнерства по проектированию –
«Приволжское региональное общество архитекторов и проектировщиков», «Гильдия архитекторов и проектировщиков», «Промстройпроект» и 1 некоммерческое партнерство по изысканиям – «Поволжское объединение по инженерным изысканиям в строительстве». Действующие некоммерческие партнерства и саморегулируемые организации объединяют более 600 организаций Самарской области и других регионов ПФО, в том числе среднего и малого бизнеса.

Все вопросы поддержки организаций – членов некоммерческих партнерств и вопросы регулирования платежей находятся в компетенции самих некоммерческих партнерств. Деятельность малых компаний, например, проектирование и строительство коттеджей, не попадает под действие закона и может осуществляться без допусков и членства в СРО. 

На вопросы по созданию и деятельности СРО в области архитектуры и проектирования мы попросили ответить Ю.М. Корякина, Председателя Коллегии НП «Приволжское региональное общество архитекторов и проектировщиков».

                                                                                       Ю.М. Корякин

– Какие преимущества может дать создание и деятельность СРО по сравнению со сложившейся системой на строительном рынке?

– Очевидные ожидаемые результаты введения саморегулирования сформулированы в основных целях деятельности СРО: это, прежде всего, повышение качества продукции членов СРО. СРО должна обеспечить совершенствование профессиональных стандартов, формирование цивилизованных связей между проектировщиками, заказчиками, иными субъектами строительного рынка.

– Когда началось формирование и подготовка к созданию СРО архитекторов и проектировщиков и почему необходимо отдельно выделить эту часть строительной отрасли?

– Работа по формированию СРО профессионалов в области архитектурно-строительного проектирования началась еще 4 года назад. Инициатором формирования выступил Союз архитекторов России. Была подготовлена юридическая основа для уставных документов по созданию Некоммерческих Партнерств на базе региональных организаций. После выхода закона о Саморегулировании, поправок к Градостроительному кодексу эта работа была успешно завершена: в числе первых зарегистрированных СРО в области проектирования – наши коллеги из Москвы НП «ГАП», НП «ГАРХИ». Документы нашего Партнерства находятся на рассмотрении у специалистов Ростехнадзора на предмет внесения в реестр СРО.

– Какова география проектных организаций, присоединившихся к вам?

– В настоящее время в нашем Некоммерческом Партнерстве состоят более 90 организаций Самары, Тольятти, Сызрани, Безенчука, Новокуйбышевска, а также представители Ульяновска, Набережных Челнов, Новосибирска.

– Что Вы можете сказать о перспективах подобных саморегулируемых организаций?

– Предполагается координация действий профессиональных СРО в рамках созданного Национального Объединения Проектировщиков в области подготовки изменений в законодательстве, соответствующих требованиям строительного рынка, в области создания профессиональной среды, наиболее полно отвечающей требованиям гражданского общества. 

 

О процессе формирования СРО в строительстве рассказывает
С.М. Недорезов, президент СРО НП СП «СредВолгСтрой».

                                                                                     С.М. Недорезов

Некоммерческое партнерство строительных предприятий «СредВолгСтрой» было основано в августе 2008 года. Проводилась большая разъяснительная работа со строительными предприятиями, были проведены многочисленные семинары по разъяснению роли СРО в строительстве, принимали постоянное участие в координационных советах. Важную роль в развитии НПСП «СредВолгСтрой» сыграл первый президент С.Н. Кузнецов, занимавший этот пост с момента основания до февраля 2009 года. В феврале 2009 г.
заданный темп работы НПСП «СВС» был принят и продолжен сформировавшейся командой, в число которой входят руководители строительных предприятий, и мной, как вновь избранным Президентом НП СП «СВС». Необходимую поддержку на стадии подготовки и формирования СРО оказало правительство области в лице Министерства строительства и архитектуры Самарской области. Результат нашей совместной работы был отмечен Ростехнадзором. 12.08.09 г. Некоммерческому партнерству строительных предприятий был присвоен статус Саморегулируемой организации.

– Насколько широк территориальный охват членов вашего партнерства?

На сегодняшний день СРО НП СП «СВС» объединяет 126 строительных организаций, в число которых входят строительные предприятия городов: Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Похвистнево, Отрадный, Октябрьск, Бугульма. Сейчас рассматривается вопрос о создании представительства в г. Ульяновске.

– Какие первые шаги сделаны вашей СРО?

– Деятильность СРО мы определяем для себя таким образом: это работа по выдаче свидетельств о допуске по видам строительно-монтажных работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, контроль за деятельностью членов СРО в целях качественного выполнения работ, разработка предложений и инициатив, которые в последующем смогут оказать благоприятное воздействие на развитие строительного рынка и работающих на нем предприятий и индивидуальных предпринимателей; формирование квалифицированного кадрового состава; сотрудничество с учебными и научными центрами по улучшению существующих программ и стандартов в области строительства, по видам работ, влияющих на безопасность объктов капитального строительства.

– Расскажите о дальнейших перспективах саморегулируемых организаций.

– Частичная передача государством полномочий по контролю за строительным рынком СРО дала новый толчок к развитию строительного рынка. Так как это достаточно новое направление, перспективы оценить сложно, но думается, что именно развитие СРО в последующем будет являться одной из важных составляющих экономического роста государства. Статистика показывает, что одно рабочее место в строительной отрасли дает не менее четырех рабочих мест в общей экономике страны, поэтому возрождение строительной отрасли – это реальная возможность «реанимировать» экономику страны в целом. Не исключено, что СРО существенным образом окажут влияние на повышение качественного уровня работающих специалистов. В рамках нашего Партнерства планируется создание единой базы инженерно-технических работников, что повлечет за собой повышение качества уровня работ в строительстве. В дальнейшем возможно участие СРО в формировании нормативно-правовой базы, т. е. формирование ее снизу – реализация предложений саморегулируемых организаций и претворение этих предложений в жизнь.

– Почему Вы решились возглавить это направление?

– Во-первых, потому, что оно новое и интересное. К сегодняшнему моменту стаж моей работы в строительстве составляет около 35 лет. Сейчас мне предоставилась возможность участвовать в формировании нового «механизма» в строительстве. Прежде всего это работа с законотворческими процессами и людьми, где каждый член Партнерства имеет возможность высказать свое мнение и предложение по назревшим проблемам в строительной отрасли. Кроме того, это возможность участвовать в разработке механизмов и предложений, необходимых для работы не только всего СРО, но и каждого члена Партнерства в отдельности с целью улучшения их деятельности, достижения положительных результатов, а также стабильности и устойчивости образующегося нового строительного рынка.

 

О первых шагах в деятельности СРО строителей и о своих взглядах на нынешнюю ситуацию в строительстве нам рассказала Л.С. Аристова, председатель правления СРО НП «Самарская гильдия строителей».

                                                                                    Л.С. Аристова

– Когда Вы начали формирование и подготовку к созданию СРО «Самарской гильдии строителей»?

– Мы активно занимались созданием саморегулируемой организации (СРО) все последние три-четыре года. С нашей стороны была проделана серьезная работа, и мы довольны тем, что она увенчалась закономерным успехом: 18 августа 2009 года мы официально вошли в реестр Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор РФ) и получили статус СРО. Но это только начало преобразований – начало пути в направлении перехода от ранее принятого лицензирования в строительной отрасли к саморегулированию. Мы готовимся стать не только самой сильной СРО в плане нормативной подготовки, эта задача-минимум уже достигнута, но и одной из самых крупных и влиятельных в стране. У нас масштабные планы. Минимальный кворум партнерства – 100 членов, как того требует действующее законодательство, и не исключено, что в ближайшем будущем законодатель повысит минимальный порог членов СРО до 200 тысяч. Это выгодно строителям! Повысится управляемость, и для каждой компании будет дешевле обходиться финансирование некоммерческих партнерств. Мы готовимся и к такому повороту событий. А вообще, в этом году, 5 августа «Самарская гильдия строителей» отметила свой первый юбилей – пятилетие. С самого рождения мы стояли на страже интересов строителей, поэтому знаем их проблемы изнутри, так как сами профессиональные участники рынка недвижимости.

– Какова география присоединившихся к вам организаций?

– Сейчас в нашем НП 148 организаций. Рассматривается еще 12 кандидатов на вступление. Оптимальная зона охвата, по нашему мнению, – Приволжский федеральный округ. Естественно, что костяк гильдии составляют компании Самары, Тольятти, Сызрани, Новокуйбышевска. Они нам хорошо известны по своей профессиональной деятельности, географически близки, у них заслуженная безупречная репутация надежных партнеров, есть возведенные здания – как жилье, так и коммерческие и промышленные объекты. Кстати, мы первые, кто создали собственный филиал некоммерческого партнерства в другом городе – в Тольятти, о чем мы официально объявили в начале июля на пресс-конференции. В состав филиала вошли помимо авторитетного застройщика «Автозаводстроя» еще более 10 сильных строительных компаний.

– Что было сделано вами в первую очередь?

Важно понять, что создание СРО это не самоцель и это не означает автоматического и моментального получения всеми членами партнерства долгожданных допусков к опасным видам работ. СРО – это механизм оптимизации работы и повышения управляемости строительной отраслью. Для выдачи допусков в августе создана рабочая комиссия, которая проведет проверку строительных компаний в течение месяца с момента получения заявления, затем она вынесет вердикт – получит кандидат документ о допуске или нет. Если понадобится, то рабочая комиссия выскажет замечания, после устранения которых строительной компании будут выданы документы – допуски, аналоги уходящих в небытие лицензий.

– Как бы Вы обозначили дальнейшие перспективы саморегулируемых организаций?

– Саморегулирование, как социально-общественный институт, появился не случайно. Это ответ на вызовы времени и жестких условий мировой рыночной экономики, участников стран – членов Всемирной торговой организации (ВТО). Тотальное регулирование государством строительной отрасли не может длиться бесконечно, это наследие плановой экономики. Оно, естественным путем, с каждым годом ослабевает. Цель СРО – координация действий для выполнения стоящих перед отраслью задач быстро и с высокой степенью эффективности, чтобы сделать среду обитания Самары лучше и комфортнее. Решать проблемы необходимо не по одиночке, а комплексно. Население должно получать больше доступного и в то же время качественного жилья. Начинать решать назревшую проблему следует с подготовки кадров рабочих специальностей: профессиональных каменщиков, сантехников, монтажников, слесарей и т. д. Помимо этого, нужно дать возможность повышать квалификацию инженерно-техническому составу и обеспечить прохождение сертификации строительных компаний.
      В идеале СРО должны стать лоббистами, в хорошем смысле этого слова, интересов компаний, работающих на рынке недвижимости, выступать с законодательными инициативами, с тем чтобы недобросовестные компании не получили допуска к опасным видам работ. Переход на саморегулирование позволит минимизировать риск появления долгостроев или хуже того – обманутых дольщиков. Для потребителя – обычного человека – наличие допуска у компании должно означать гарантию надежности и качества.

– Почему Вы решились возглавить это новое направление?
– На общем собрании через процедуру голосования я получила мандат доверия от своих коллег. В «Самарской гильдии строителей», в статусе СРО, председатель выбирается сроком на 2 года, в последующем без права переизбрания. И это правильно! По моему мнению, не должно быть в руководстве некоммерческого партнерства несменяемых лидеров. Напротив, разумная ротация кадров позволяет, чтобы в СРО рождались новые идеи и внедрялись свежие подходы к работе.