Оглавление
5#2009
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Промышленность Самарской области
Спорт Самарской области
Транспорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы
Энергетика Самарской области

Информационные технологии на службе соцзащиты

— Самара
 

                                                                                    Елена Гриценко

Система социальной защиты населения Самарской области по праву считается одной из самых передовых в РФ, в значительной степени потому, что она постоянно развивается с учётом реальных потребностей своих подопечных. Одними из важных её направлений являются организация социальных выплат и развитие информационных технологий. О них нам рассказала заместитель министра здравоохранения и социального развития Самарской области Елена Гриценко, которая возглавляет департамент организации социальных выплат и развития информационных технологий министерства.

– Елена Александровна, какие меры социальной поддержки предусмотрены для жителей Самарской области, и кто в первую очередь имеет на них право? Как чувствуют себя наиболее уязвимые категории граждан в условиях экономического кризиса?

– Наши подопечные – это люди, которые в первую очередь нуждаются в поддержке со стороны государства: пожилые граждане, инвалиды, семьи с детьми. По социальным выплатам – размерам и количеству – Самарская область удерживает позиции лидера в России. Каждый третий житель губернии, а это 1,2 млн. человек, получает 108 видов различных выплат в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством, и 52 из них – региональные выплаты. Конечно, в какой-то мере люди ощутили на себе последствия кризиса, пострадали от роста цен. Но все полагающиеся меры социальной поддержки они получают в полном объёме и своевременно, поэтому защищены от экономических колебаний. Объём необходимых денежных средств для организации выплат населению в этом году составил 13,6 млрд. рублей, что превышает фактические расходы в 2008 году (10 млрд. рублей).

Несмотря на финансовый кризис, многие социальные выплаты, производимые в 2009 году из средств областного бюджета, были увеличены – проиндексированы в 1,084 раза. К ним относятся единовременные денежные выплаты, предоставляемые в соответствии с законами Самарской области «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий», «О ветеранах труда Самарской области», а также доплата к пенсии инвалидам боевых действий и членам семей погибших (умерших) участников боевых действий и лиц, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, ЕДВ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Кроме того, отдельные социальные выплаты, производимые из средств федерального бюджета и бюджета Фонда
социального страхования, такие как компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим в техногенных катастрофах, пособия гражданам, имеющим детей (единовременное пособие на рождение, пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет, пособия жёнам военнослужащих), выплаты почётным донорам и т. д., в текущем году также проиндексированы. 
 

– Меняется ли система предоставления мер социальной поддержки в соответствии с реалиями времени? Какие меры поддержки наиболее востребованы самарцами?

– Министерством регулярно проводится мониторинг предоставления социальных выплат населению.

В последнее время одним из направлений социальной политики области является замена категориального подхода в предоставлении мер социальной поддержки и ориентация на социальные выплаты семьям, имеющим доход ниже величины прожиточного минимума. Наш приоритет – повышение адресности, меры социальной поддержки должны распространяться, в первую очередь, на действительно нуждающихся в них.

Доля таких получателей от общего количества получателей социальных выплат является одним из показателей деятельности министерства. Расходы на выплаты этой категории граждан на сегодняшний день составляют 24,1% от общего объёма финансирования социальных выплат.

Очень востребованной мерой соцподдержки, предоставляемой как раз по этому принципу, несмотря на небольшую сумму, остаётся социальная помощь, выплачиваемая в соответствии с Законом Самарской области №16-ГД «О социальной помощи в Самарской области». С 2009 года её размер изменён со 120 рублей до 150 рублей.  

– Будут ли введены какие-то новые виды выплат в 2010 году?

– В 2010 году во исполнение Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции Федерального закона №213-ФЗ от 24.07.2009 г.) к действующим мерам социальной поддержки прибавится ещё одна мера – региональная социальная доплата к пенсии, которая будет призвана довести общую сумму социальных выплат неработающим пенсионерам до величины прожиточного минимума пенсионера в Самарской области. В настоящее время министерством здравоохранения и социального развития проводится работа по организации предоставления гражданам данной доплаты. 

– Предоставление такого количества выплат и услуг, своевременное доведение до населения всех происходящих изменений в законодательстве, безусловно, не обходится без использования информационных технологий. Наверное, не случайно Вы отвечаете и за это направление? Какие шаги были сделаны в этом направлении?

– Да, это ещё одна наша задача – с помощью информационных технологий сделать доступной для населения актуальную, постоянно обновляющуюся нормативно-правовую информацию, информацию о своей работе, а также выяснить потребности граждан, чтобы в соответствии с этим формировать перечень государственных услуг. Ведь современные информационные технологии позволяют установить диалог власти с населением независимо от местонахождения людей, избежать лишних походов по инстанциям для оформления той или иной выплаты. И шаги в этом направлении в нашей области предпринимаются с 2003 года, когда мы были выбраны Правительством РФ пилотной площадкой для внедрения Системы адресного взаимодействия населения и органов власти. На сегодняшний день благодаря информационным технологиям человек может, не выходя из дома, обратиться в органы власти и получить ответы на все вопросы, касающиеся социальных льгот, выплат, услуг, предоставляемых органами власти. Для обеспечения информационного взаимодействия органов исполнительной власти и населения в Самарской области создан и постоянно развивается Социальный портал государственных услуг, который с помощью персонального компьютера, подключённого к сети Интернет, или Интернет-киоска, доступен каждому. 

– Но ведь компьютеры есть далеко не у всех, а у представителей старшего поколения могут возникнуть сложности в пользовании Интернет-киоском…

– Достаточно один раз попробовать – Интернет-киоск имеет сенсорный экран и прост в обращении. По области уже установлено 269 Интернет-киосков, и каждый желающий может получить свободный доступ к социально значимой информации. Конечно, для старшего поколения информационные технологии являются новшеством, которое не так просто принять, а тем более использовать, многие относятся к ним с опаской. Здесь важно донести до людей все преимущества и объяснить, как ими пользоваться, поэтому в городах и районах области социальные работники ещё и обучают население, помогая овладевать необходимыми навыками. Уже с уверенностью можно сказать, что использование информационных технологий становится нормой жизни и для представителей старшего поколения. 

– Какая информация представлена на Социальном портале в сети Интернет?

– В различных разделах портала можно найти исчерпывающую информацию о положенных льготах и выплатах, медицинскому обслуживанию и льготному лекарственному обеспечению, различных социокультурных мероприятиях. Также портал даёт возможность участвовать в социологических опросах. Чтобы подробнее узнать о предоставляемых услугах, к примеру, в сфере социальной защиты и здравоохранения, достаточно с помощью нажатия определённой клавиши выбрать нужный раздел. На экране будет предложена информация о порядке и основаниях предоставления льгот. Аналогичным образом можно узнать об услугах в сфере ЖКХ и предпринимательства, получить информацию по всем учебным заведениям области, сведения о политических партиях и общественных организациях, об антикризисных мероприятиях. С помощью социального портала любой гражданин может задать интересующий его вопрос в органы исполнительной власти: министерства и ведомства Самарской области, главам муниципальных образований, а также написать письмо и обращение в Общественную приёмную Самарского регионального отделения партии «Единая Россия».  

– А можно ли человеку получить конкретную информацию о себе самом?

– Да, и такая возможность предусмотрена. Для получения персонифицированной информации можно воспользоваться именной пластиковой социальной картой. Существуют карты двух видов. Одна – информационная, другая карта, с магнитной полосой, дополнительно имеет платёжную составляющую. Социальная карта имеет индивидуальный номер и пин-код доступа, она отвечает всем требованиям защиты информации. На специальных чипах размещены различные приложения социальной карты: социальное, медицинское, лояльности, транспортное.  

– И как много жителей области уже оценили преимущества социальной карты?

– Более 160 тысяч уже являются обладателями социальных карт жителя Самарской области. Карты выдаются льготным категориям граждан бесплатно, за счёт средств областного бюджета, для их получения необходимо обратиться в органы социальной защиты по месту жительства. Количество сервисов постоянно растёт. Наши граждане уже могут пользоваться социальной картой как сезонкой. Пока транспортное приложение действует только для жителей Самары и Тольятти. Владельцы наших социальных карт также получают скидки в торговых организациях, в частности, в сети магазинов «Любимый», в аптечных сетях области. Владелец социальной карты может посмотреть информацию об оказанной ему медицинской помощи и выписанных льготных лекарственных средствах. 

– Какие ещё возможности в перспективе может иметь социальная карта?

– На карте планируется размещение нового приложения – электронной медицинской карты граждан, будет добавлена так называемая витальная информация – группа крови, хронические заболевания, противопоказания и прочее, чтобы в экстренных случаях врач мог быстро получить все необходимые сведения и оказать своевременную медицинскую помощь. Вообще у социальной карты большое будущее. В перспективе на чип будет заноситься электронная подпись гражданина для получения государственных услуг в электронном виде, например, чтобы человек мог подать заявление на получение мер социальной поддержки через Интернет. Правительство Самарской области планирует подключение на социальной карте приложений и других министерств и ведомств Самарской области для расширения спектра услуг, оказываемых при помощи социальной карты.