Оглавление
5#2009
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Промышленность Самарской области
Спорт Самарской области
Транспорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы
Энергетика Самарской области

Путёвка в жизнь

— Самара
 

Путевка в жизнь

Самарская область вошла в число 10 регионов России, принимающих участие в выработке будущей стратегии развития профессионального образования страны. С этой целью в губернии стартовал инновационный проект «ОТКРЫТЫЙ УРОК», призванный решить кадровую проблему в основообразующих отраслях экономики и включить работодателей в процесс профориентации и планирования трудоустройства выпускников школ Самарской области.

КЕМ ТЫ ХОЧЕШЬ БЫТЬ? – на этот вопрос большинство современных старшеклассников пожимают плечами, сопровождая этот неопределённый жест комментариями «пока не определился, там видно будет», «как родители скажут», или, в лучшем случае, рассказывают о перспективах экономического или юридического образования. Палитра профессий тридцатилетней давности, в которой были лётчики, космонавты, инженеры, учителя, врачи, строители и много других замечательных специальностей, сегодня заметно поблекла и сузилась до двух-трёх названий. Проведённый в сентябре 2009 года среди учащихся 10-х классов Самарской области экспресс-опрос «Моё место в жизни» выявил низкий интерес выпускников к производственной сфере. Более 70% опрошенных ориентированы на получение высшего образования по специальностям далёким от реального сектора экономики.

Нетрудно спрогнозировать, что ждёт нынешних старшеклассников в будущем на рынке труда, если они реализуют свои планы. Нынешняя экономика не нуждается в таком количестве специалистов в гуманитарной сфере, и, скорее всего, они пополнят армию таких же невостребованных по выбранной профессии выпускников прошлых лет. А значит, потребуются дополнительные расходы на переобучение, будет отодвинуто их вступление в активную трудовую деятельность.

Причины этих расхождений вовсе не в том, что «профессии закончились». Всё дело в быстром темпе жизни, который требует более эффективной работы каналов информационного обмена. Кроме того, экономика каждого отдельного региона развивается по своему особому пути, следовательно, «список необходимых специалистов» для каждой области индивидуален, а профориентация в школе носит просветительский характер и мало учитывает   потребности региона, да и многие предприятия не очень озабочены профориентационной работой. Если прибавить к этому широко тиражируемые примеры жизненного успеха, построенные на получении лёгких денег, а не на уважительном отношении к труду, то в результате мы получим абсолютно дезориентированного в профессиональном пространстве школьника. Для решения этой проблемы Министерство образования и науки Самарской области в 2008 году инициировало проект «Открытый урок».  

ПРОЕКТ «ОТКРЫТЫЙ УРОК»– это программа, разработанная на условиях государственно-частного партнёрства. Реализуется она при содействии Союза работодателей Самарской области и при поддержке генерального партнёра проекта ЗАО «Волгоспецстрой». Разработчиком идеи стало Агентство «Развитие общественных связей».

Цель проекта – обеспечить молодого человека информацией о ситуации на рынке труда, о возможностях получения востребованных профессий, чтобы он смог трезво и объективно выбрать дело, которое сможет обеспечить его в будущем. Ведь каждая ошибка или неэффективное решение в профессиональной сфере сопровождаются стрессом, который может привести к личностным проблемам, стать причиной напряжённых отношений в семье. Неудачный или «затянувшийся» выход молодых людей на рынок труда имеет также экономическое измерение. Государство и бизнес тратят огромные средства на переобучение лиц, получивших невостребованное образование и некачественные трудовые навыки.

Другими словами, Агентство стремится к тому, чтобы разрыв между учебными заведениями и реальным сектором экономики был устранён, и выпускник при выборе жизненного пути ориентировался не на эфемерные представления о «востребованности на рынке труда», а точно знал, что нужно сейчас. В идеале должны быть адресные, персональные отношения между работодателем и соискателем, вплоть до заказа на того или иного специалиста. Такие условия позволят обеспечить создание общедоступной электронной базы данных, необходимой школьникам в ситуации выбора профессии. 

ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ работодателей и соискателей, которые используются в проекте, весьма разнообразны: видеоконференции, проведение экспресс-опросов, Дней профессии, общественные дискуссии, создание единого информационного пространства на специализированном сайте.

Одним из последних мероприятий проекта стала прошедшая 18 ноября видеоконференция. Интернет-студию областного Центра профессионального образования видеомост связал с учащимися четырёх школ Самарского образовательного округа. Трансляция видеоконференции была доступна всем посетителям сайта «Открытый урок» (www. o-urok. ru).

Участников пригласили заглянуть в космос, в завтрашний день космического машиностроения и познакомиться с профессиями, связанными с одной из наиболее перспективных отраслей промышленности региона.

На вопросы школьников отвечали представители министерства образования и науки, Государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс», Самарского государственного аэрокосмического университета и Самарского государственного технического университета. Ребята задавали вопросы буквально обо всём, начиная с участия «ЦСКБ-Прогресс» в программе подготовки полёта к Марсу и заканчивая возможностью поработать на заводе в дни школьных каникул.

Отвечая на вопросы старшеклассников, заместитель генерального директора «ЦСКБ-Прогресс» Виктор Игуменов отметил, что успешные запуски «Союзов», созданных в цехах самарского предприятия, принесли ему славу производителя самого надёжного в мире ракетоносителя. В 2009 году США завершают свою программу «космических челноков», поэтому в будущем «Союзы» станут основным средством доставки экипажей и грузов на международную космическую станцию. В 2010 г. пройдут первые старты кораблей с эмблемой «ЦСКБ-Прогресс» с экваториального космодрома Куру во французской Гвиане. Всё это гарантирует загрузку предприятию и позволяет заводчанам с уверенностью смотреть в будущее.

Подводя итоги разговора, руководитель управления профессионального образования Министерства образования и науки Самарской области Светлана Джаджа обратилась к школьникам: «Постарайтесь сделать выбор профессии осознанно. По статистике, почти 50% обладателей разных дипломов работают не по своей специальности. Кто-то выбрал невостребованную профессию, кто-то разочаровался в ней, проработав год-другой. Получить достоверную информацию о возможностях для вашей самореализации, существующих в Самарской области, вам поможет проект «Отрытый урок».

Заинтересовать учащихся в технических, производственных специальностях, которые пока уступили пальму первенства гуманитарным, помогает проведение Дней профессий, во время которых организуется посещение предприятий, учреждений профессионального образования с обязательной дискуссией по проблемам жизненного самоопределения, в качестве экспертов выступают представители предприятий и министерства образования. 

ДЕНЬ ПРОФЕССИЙ

СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ в рамках проекта «Открытый урок» прошёл в Самаре 24 сентября 2009 года. Учащиеся Самарского техникума городского хозяйства и строительных технологий встретились за круглым столом с настоящими профессионалами своего дела. Строительную отрасль губернии представляло ЗАО «Волгоспецстрой».

Разговор о специфике востребованных профессий и о возможностях будущего трудоустройства на конкретном предприятии получился предметным, так как перед дискуссией учащиеся техникума побывали на одном из объектов ЗАО «Волгоспецстрой». На строительстве мостового перехода через р. Самару (Кировский мост) ребята узнали не только об особенностях строительных профессий в мостостроении, но и попробовали выполнить некоторые операции.

Так в дебатах о плюсах и минусах профессии строителя участники пришли к выводу, что преимуществ, безусловно, больше, и главное из них – профессия востребована во все времена. Тот, кто получил строительную специальность, всегда найдёт себе применение в отрасли.

Эксперты проекта «Открытый урок» выполняют не только консультационную и просветительскую функции, работая с учащимися. Важной частью работы является обсуждение отдельных направлений, связанных с проблематикой проекта, цель которых – подготовка и экспертиза управленческих решений. 

ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ

КЛУБА ЭКСПЕРТОВ проекта «Открытый урок» состоялось 17 ноября 2009 года в Министерстве образования и науки Самарской области, его тема: «Рынок труда в посткризисный период и участие бизнес-сообщества в формировании заказа на подготовку кадров для инновационной экономики региона».

В дискуссии приняли участие заместитель министра образования и науки Самарской области Владимир Васильев, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Виктор Альтергот, заместитель председателя комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Сергей Иванов, заместитель исполнительного директора Союза работодателей Самарской области» Владимир Богданов, представители деловых кругов и педагогического сообщества.

Обсуждались самые перспективные точки роста экономики Самарской области. Среди них машиностроение, жилищное и дорожное строительство, авиационно-космический кластер, а значит, именно в этих отраслях следует ожидать роста потребности в квалифицированных кадрах. Виктор Альтергот считает, что в этот перечень следует включить и аграрный сектор, у которого в нашем регионе хорошие перспективы развития.

По мнению проректора СГАУ Сергея Лукачёва, в формировании заказа на подготовку специалистов активнее должен проявлять себя бизнес. Однако, как отмечают эксперты, сегодня не более 10-15 % предприятий способны озвучить свою кадровую политику на ближайшие 3-5 лет и выделить компетенции, которыми должны обладать выпускники профессиональной школы.

Необходимой мерой участники дискуссии посчитали увеличение объёма практических занятий, а также обеспечение психологической подготовки учащихся к работе в трудовых коллективах. По словам Владимира Богданова, в Самарской области немало примеров успешного сотрудничества системы профессионального образования с работодателями региона. Так, свои программы подготовки кадров успешно реализуют ЗАО «Самарская кабельная компания», ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», ЗАО «АЛКОА СМЗ» и другие. 

НОВЫЙ УРОВЕНЬ

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ с системой профессионального образования выстраивает ЗАО «Волгоспецстрой», являющееся генеральным партнёром проекта «Открытый урок». Отбор будущих строителей компания начнёт в учебных аудиториях, а лучшие из студентов смогут пройти практику на объектах компании и после окончания учёбы рассчитывать на получение рабочего места по выбранной специальности в ЗАО «Волгоспецстрой».

Опыт предприятий региона, а также экспертные оценки и предложения участников «Клуба экспертов проекта «Открытый урок» будут учтены при формировании типовой модели профессионального образования.

Помимо этого, Агентство «Развития общественных связей» занимается созданием объединений для взаимодействия с родителями и педагогическим сообществом по проблемам профориентации и проведением информационных кампаний с целью формирования общественного мнения по значимым для реализации проекта вопросам, а также постоянным пополнением содержания и развитием сайта «Открытый урок», который является не только информационной базой, но и пространством общения участников проекта на «Форуме» сайта.

Директор Агентства «Развитие общественных связей» Оксана Кречетова отметила открытый характер проекта – его участником может стать каждый ученик, родитель, педагог, любое предприятие. Интерес к совместной работе уже проявили Союз работодателей Самарской области, профсоюз, руководители ряда муниципалитетов.

Проведение подобной политики в Самарской области должно привести к смене ориентиров в деятельности как соискателей работы, так и работодателей. По меткому выражению заместителя генерального директора ЗАО «Волгоспецстрой» Анатолия Кулагина, «от практики взаимных претензий мы перейдём к совместной системной работе». Участие предприятий в управляющих советах учреждений профессионального образования, в формировании учебных программ, организация производственных практик, заключение договоров на подготовку специалистов нужного предприятию профиля – всё это представляет интерес для работодателей.

Для того чтобы перевести такое сотрудничество в штатный режим, считает представитель генерального партнёра, нужен координирующий Центр, который будет работать по принципу «единого окна». Он должен сопровождать процесс от приёма заявки предприятия на подготовку специалиста до устройства его на работу. Тем самым упростится поиск партнёров, и стороны получат гарантии выполнения договорных обязательств. Областным Центром профобразования уже разработан план совместной работы «Волгспецстроя» и 5 учреждений среднего профессионального образования Самары, Тольятти и Сызрани. Новая модель взаимодействия пройдёт проверку практикой в 2010 году. 

Проект «Открытый урок» не только поможет экономике области и работодателю, он окажет услугу прежде всего молодым людям, которые, вступая во взрослую жизнь, не будут делать шаг в неизвестность, а уверенно пойдут в том направлении, которое сознательно избрали сами. Всё, что делается агентством, направлено ещё и на формирование общечеловеческих ценностей: молодой специалист должен понимать, что престижность профессии не обеспечивает уважение лично к тебе. Общественное признание изменчиво, а потребность в хороших специалистах постоянна. Поэтому прежде чем выбрать дело жизни, необходимо взвесить все за и против, а определившись, делать свою работу добросовестно. Ведь кем бы человек ни стал, главное – быть профессионалом в своём деле.