Оглавление
5#2009
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Промышленность Самарской области
Спорт Самарской области
Транспорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы
Энергетика Самарской области

Внимание, нас окружает среда!

— Самара
 

                                                                   Внимание, нас окружает среда!

Россия – одна из наиболее проблемных в экологическом отношении стран. Экономическая ситуация в Российской Федерации не улучшает экологическую – острота сложившихся негативных тенденций не спадает. В такой ситуации у каждого региона свой способ защиты от экологической опасности. Многие предприятия в кризис экономят на природоохранных затратах, но только не в Самарской области.

РЕЙТИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

В рейтинге экологического благополучия, составленном на основании индекса загрязнения атмосферы по итогам наблюдений 2008 года, городские округа области «выстроились» следующим образом – от наиболее загрязнённых к наиболее «чистым»: Сызрань, Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Отрадный, Чапаевск, Жигулёвск. Таким образом, наиболее загрязнена атмосфера городского округа Сызрань, самый чистый воздух в городском округе Жигулёвск.

Попадание в «чёрный список» России городов губернии комментировали неоднократно. Так, Новокуйбышевск, по словам чиновников, попал в перечень по ошибке, о чём создатели Госдоклада РФ были уведомлены. Фигурирование в списке Сызрани объяснено расположением измерительной станции в низине, на перекрёстке всех дорог. Самара в список грязных городов по атмосферному воздуху попала только по одному показателю – разовому: превышения были зафиксированы в час пик на одном из самых оживлённых перекрёстков города. Однако, несмотря на все эти оговорки, Правительство Самарской области решение экологических проблем считает первоочередной задачей. Для этого разрабатываются государственные целевые программы по охране окружающей среды и сохранению здоровья населения на территории губернии.  

ДОЛОЙ ОТХОДЫ!

Ежегодно в Самарской области образуется порядка 6,0 млн. тонн бытовых, сельскохозяйственных, промышленных и иных видов отходов. Основная их часть, около 90%, складируется на полигонах различного типа и многочисленных свалках, и только 10% отходов проходит переработку. Оставшиеся 5,4 млн. тонн гниют и разлагаются на вредные вещества, и это наносит колоссальный экологический, экономический и социальный ущерб.

Правительством Самарской области принята и готова к реализации областная целевая программа «Совершенствование системы обращения с отходами», рассчитанная на 2010–2012 годы и на период до 2020 года. Объём финансирования Программы составляет 8 264 748,4 тыс. рублей.

В рамках реализации Программы в 2010 году запланирована разработка генеральных схем очистки территорий муниципальных образований Самарской области. Эта обязанность лежит на главах территорий. Но в областном бюджете предусмотрено софинансирование до 80% для самых активных муниципалитетов.  

Проектные решения схем будут направлены на внедрение раздельного сбора отходов, максимальное их использование в качестве вторичных ресурсов, ликвидацию несанкционированных свалок и снижение общего объёма размещаемых отходов. В генеральных схемах будут решены вопросы очистки не только городских территорий, но также рекреационных зон, садово-дачных массивов, объектов частного сектора, особо охраняемых природных территорий. Будут созданы три так называемые промышленные зоны с размещением производств и объектов размещения твёрдых бытовых отходов, отвечающие современным требованиям природоохранного законодательства. Причём для комфортного «прихода» инвесторов на территориях будут созданы все инфраструктурные объекты.  

ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

Важным условием качественной жизни человека является употребление чистой воды. К основным факторам негативного антропогенного воздействия на состояние водных объектов относится сброс недостаточно очищенных сточных вод из канализационных очистных сооружений промышленных предприятий, жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и максимальный износ оборудования. 

Экологическую безопасность водных ресурсов призвана обеспечить областная целевая программа «Чистая вода», в основу которой положены мероприятия по проектированию, строительству, реконструкции 63 объектов водоснабжения и водоотведения. Государственным заказчиком программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. Общая сумма финансирования за счёт средств областного бюджета составляет более 2 млн. рублей.

Значительный вклад в повышение качества очистки сточных вод на действующих очистных сооружениях, обеспечение строительства новых объектов должна внести принятая 6 октября 2009 года областная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры на 2010–2015 гг.», в рамках которой предусматривается модернизация 32 и строительство 15 очистных сооружений на общую сумму 447,7 млн. рублей.

САМАРСКИМ ЖИТЕЛЯМ – КОМФОРТНЫЙ ОТДЫХ В ЗЕЛЁНОЙ ЗОНЕ

Самарская область издавна славилась своей красотой и обилием живописных мест для отдыха. Для сохранения и поддержания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и рекреационных зон разработана ведомственная целевая программа «Сохранение и восстановление биоразнообразия растительности и животного мира на территории Самарской области, обеспечение развития особо охраняемых природных территорий регионального значения» на 2010–2012 годы. Объём финансирования этой программы составляет около 350 тыс. рублей. Программа предполагает создание систем ООПТ, обеспечение режима охраны и функционирования ООПТ, сохранение и восстановление редких, исчезающих, экологически значимых видов растений и животных.

Это поможет улучшить состояние природной среды обитания человека и животных, а также послужит дополнительным источником ресурсов, в том числе туристических, для развития Самарской области. Благодаря работе по инвентаризации памятников природы в 2009 году будут утверждены границы 105 особо охраняемых природных территорий. Утверждённые много лет назад ООПТ фактически существовали только на бумаге. После принятия новых площадей территории будут взяты под особый контроль. Хозяйственную деятельность ограничат максимально.     

Особое внимание будет уделяться зелёным насаждениям в городе. Новое Положение, касающееся благоустройства города, создаст «защитный механизм» в отношении посадок. Помимо запланированного озеленения городов, будут введены ограничения на уничтожение деревьев. На муниципальном уровне придётся отвечать главам. Вопрос в том, захочется ли мэру подписываться под уничтожением. Для того, чтобы вырубить десять деревьев, необходимо разрешение, выданное Департаментом городского хозяйства и экологии, а если растений больше, то необходимо постановление главы городского округа. В настоящий момент разработан перечень документации, необходимой для принятия решения о выдаче разрешения на снос насаждений.

Установлена мера ответственности за порчу «зелёного щита» – компенсационная стоимость, которая определяется затратами на условное воспроизведение деревьев, кустарников, газонов или естественных растительных сообществ. В структуру затрат помимо единовременных вложений, связанных непосредственно с посадкой, включаются текущие затраты по уходу за зелёными насаждениями на протяжении всего периода их жизни. В случае уничтожения дерева, кустарника или объекта озеленения в целом его стоимость определяется затратами, которые потребуются для создания точно такого же или приближенного к нему по своим свойствам объекта. С помощью таких мер Правительство Самарской губернии планирует защитить «лёгкие городов» от произвола людей, которые, к сожалению, не понимают, что качество жизни в городе находится в прямой зависимости от экологии.  

НАРУШИТЕЛЯМ – БОЙ

Разработка программ по строительству и защите городской экологии – только одно из направлений работы Правительства. Другим важным элементом экологической деятельности является контроль над соблюдением принятых законодательных мер, а также просветительская работа среди населения. 

Мысль о том, что жить в той среде, за которую ответственны только мы сами, внушается сегодня разными способами, например, вовлечением в природоохранную деятельность молодого поколения. В рамках этого направления проводятся Дни защиты от экологической опасности, во время которых организуются противопаводковые, лесозащитные и лесовосстановительные мероприятия, массовые акции по благоустройству и озеленению территорий, очистке водоохранных зон и ликвидации несанкционированных свалок, целевые программные рейды общественного и государственного экологического контроля. Кроме того, министерством организуется проведение ежегодного регионального конкурса «ЭкоЛидер», экологического карнавала, экологических акций (например, «Марш парков», «Живи, родник!»), выставочного проекта «Галерея под открытым небом» и многих других мероприятий, которые проводятся с целью привлечения общественного мнения к экологическим проблемам Самарской области, экологического воспитания населения средствами эстетического, эмоционального воздействия, популяризации экологической политики Правительства Самарской области. Ведь чем больше людей будет привлечено к работе по улучшению микросреды, тем меньше останется безразличных. А значит, будет больше позитивных эмоций от проживания в городе, от отдыха на природе после трудового дня, и гармоничней станет жизнь. Примечательно, что в 2009 году каждый второй житель области принял участие в мероприятиях, посвящённых дням защиты от экологической опасности.  

Важным шагом навстречу «природному порядку» стало создание межведомственной комиссии по контролю за состоянием и использованием водоохранных зон на территории Самарской области, в состав которой вместе с Министерством природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области вошли представители Федеральных служб и ведомств (Управление Роспотребнадзора по Самарской области, Управление Росприроднадзора по Самарской области, отдел водных ресурсов по Самарской области НВБВУ, ФГУ «Средневолжрыбвод», ГУ «Самарский район водных путей и судоходства»). Целью деятельности межведомственной комиссии является улучшение состояния окружающей среды, обеспечение законности при использовании водоохранных зон на территории Самарской области, а также наблюдение над санитарно-гигиеническим благополучием водных ресурсов. Проверки проводились комплексно. 11 территорий подверглись проверке на законность. Многие были оштрафованы. В декабре 2009 года поднялась «вторая волна» проверок по факту устранения выявленных нарушений. Как и год назад, в областном Минприроды «работу над ошибками» – ликвидацию нарушений и предотвращение негативных влияний считают важнее штрафных санкций.

Проверки экопригодности проводятся и на уровне больших предприятий, так как они являются потенциальными загрязнителями окружающей среды. Эффективным способом поддержания «экологического тонуса» предприятий является вовлечение их в экологические проекты. С начала года ни одно крупное предприятие не сократило затраты на экологию и не ограничило инвестпрограммы по данному направлению. Напротив, в списке обладателей сертификата по международным стандартам появляются новые компании губернии.  

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА

Одной из актуальных проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является грамотная и точная оценка уровня загрязнения окружающей среды. Мониторинг загрязнения на территории Самарской области осуществляется Приволжским межрегиональным территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу (Приволжское УГМС), эти сведения ежегодно публикуются Приволжским УГМС в «Аналитических материалах по состоянию загрязнения окружающей среды на территории Самарской области», а также в ежегодном государственном докладе «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Самарской области», заказчиком которого является Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области.

Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферы проводятся на 35 стационарных постах в 7 городских округах – Жигулёвск, Новокуйбышевск, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск, Отрадный. За 2008 год было отобрано и проанализировано 207650 проб атмосферного воздуха на содержание в них 34 вредных веществ, как общих для воздушного бассейна всех городов, так и спе-
цифических для каждого конкретного города.

Приволжским УГМС на территории Самарской области проводятся стационарные наблюдения за качеством воды Куйбышевского, Саратовского и Ветлянского водохранилищ, 12 наиболее крупных рек, а также рек, пересекающих границы Самарской области. Кроме того, проводится отбор и анализ проб воды при аварийных ситуациях, когда возникает угроза загрязнения поверхностных вод. Наблюдения за состоянием поверхностных вод на территории области проводятся по 52 показателям.

Данные мониторинга свидетельствуют о том, что уровень загрязнения поверхностных водных объектов Саратовского и Куйбышевского водохранилищ на территории области достаточно высокий, но в то же время он несущественно отличается от уровня загрязнения в других регионах, как вверх, так и вниз по течению.

Важным достижением в сфере мониторинга окружающей среды стало открытие лаборатории «Природоохранного центра». Она предназначена для решения широкого круга задач в сфере природопользования и экологической безопасности, в том числе для организации и проведения государственного инструментального контроля источников загрязнения на территории региона. Для мгновенной реакции в результате проведения анализов было приобретено современное оборудование: атомно-абсорбционный спектрометр, хроматограф, газоанализаторы вредных выбросов. Использование всего этого оборудования сделает диагностику состояния окружающей среды более точной и оперативной. Результаты анализов будут являться неоспоримыми доказательствами в судебных процессах против нарушителей экологической безопасности.

Итак, для улучшения экологической ситуации Правительством Самарской области решаются следующие задачи: снижение техногенной нагрузки на окружающую среду от размещения отходов производства и потребления; снижение техногенной нагрузки на окружающую среду от выбросов и сбросов загрязняющих веществ; обеспечение экологической безопасности населения и территорий области; сохранение биологического разнообразия и устойчивости природных экосистем; организация системного мониторинга загрязнения окружающей среды. Если все эти направления так же успешно будут прорабатываться в будущем году, как и в завершающемся, то наша жизненная дорога не будет вымощена консервными банками, а будет чистой и красивой.

 

Автор: Юлия Литвинова


Автор:Юлия Литвинова