- Информационные технологии на службе соцзащиты
- Сохранить стабильность
- В гостях у "Сказки"
- Отель встречает гостей
- Батюшка
- Самарский дуэт "Рандеву" покорил Москву...
- Открытие
- "Ваш выход" – 2009
- Самарская одиссея Александра Исаевича
- Виктор Курочкин: "Нельзя откладывать поиск"
- На языке искусства
- Парад самарской моды
- Современное искусство обживает Самару
- Семейный портрет с розами
- Маэстро с большой буквы
- Ой ты, гой еси, добрый молодец,подыграй в стиле джаз. да по-доброму!
- С победой от Пьера Кардена
- Поздравление Губернатора Самарской области
- Рождественское послание Архиепископа самарского и сызранского Сергия
- Новокуйбышевск
- Нефтегорск
- Красноярский район
- Сергиевский район
- 10 лет вместе
- Шаляпин в Самаре
- Путёвка в жизнь
- Ищите специалиста в "глубинке"
- СГАУ – национальная кузница кадров
- 90 лет Сельхозакадемии
- Самарский Государственный Университет
- В старой части Самары
- СамГМУ – 90 лет
- Инновации в образовании
Шаляпин в Самаре
18 сентября 2009 года исполнилось 100 лет со дня уникального события в театральной жизни Самары. В этот день в 1909 году в Самаре на пике своей мировой славы выступил с единственным концертом Фёдор Иванович Шаляпин. Ведь в тот период едва ли можно было говорить о нём как об исключительно русском оперном певце – он принадлежал уже мировой культуре. Большая часть его выступлений теперь проходит за рубежом. В те годы Шаляпин выступает в Берлине, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе. Выступает он и в антрепризе Дягилева. Последний организовал в Париже цикл концертов (1907–1909) русских артистов под названием «Русские сезоны за границей». Французская пресса восторженно писала тогда о музыке России и её представителях. Особый успех выпал на долю Шаляпина. Он выступил как пропагандист оперного творчества Мусоргского и Римского-Корсакова. В 1908 г. Дягилев привёз в Париж целый оперный спектакль – «Бориса Годунова» с Шаляпиным в заглавной партии. После завершения дягилевских циклов Шаляпин возвращается в Москву. Именно в это время к нему обращается Павел Леонтьевич Чулков, хозяин магазина музыкальных инструментов и нот в Самаре в начале ХХ века, с просьбой дать концерт в Самаре. (Вокруг Чулкова образовался музыкальный мир самарских самодеятельных и профессиональных любителей музыки, а сам Чулков от всей души всячески помогал талантливым людям. По инициативе Чулкова устанавливались письменные связи со знаменитыми русскими музыкантами и артистами, в результате чего в Самару приезжали на гастроли такие таланты, как Собинов, Трояновский, Андреев и другие). И хотя после дягилевских циклов Шаляпин выступает только в столице, не выезжая в провинцию, для нашего города он сделал исключение. Ведь Самара была для Шаляпина не просто волжским городом, а городом, где началась его артистическую жизнь, городом, где похоронена его мать. В 1891 году она заболела холерой и умерла в земской больнице (ныне имени Пирогова). Она была похоронена на Всехсвятском кладбище, которое находилось недалеко от железнодорожного вокзала (ныне это территория кабельного завода и детского городского парка им. Щорса).
О предстоящем приезде Шаляпина в Самару в прессе было сообщено заранее. Шаляпин прибыл в наш город 17 сентября 1909 года. На другой день утром, в день концерта, он отправился на могилу своей матери. Комок самарской кладбищенской земли он бережно хранил до конца своих дней. А вечером с огромным успехом выступает в театре-цирке «Олимп» (ныне здание филармонии), где исполняет «Пророка» Римского-Корсакова, «Старого капрала» Даргомыжского, русские народные песни. Концерт прошёл с триумфом.
20 сентября газета «Голос Самары» писала: «Позавчера Самара впервые познакомилась со знаменитым оперным певцом, «самим» Фёдором Ивановичем Шаляпиным, как его называют в столицах. Долгожданный гость встретил в «Олимпе» такой радушный приём, какой вряд ли выпадал на долю какого-либо другого из «звёзд» артистического мира. Съезд на концерт начался, по крайней мере, за час до назначенного времени. Не спуская глаз со сцены, прослушали «Пророка» Римского-Корсакова, и этого было достаточно, чтобы сказать, что в пении Ивана Фёдоровича есть нечто исключительное, не вырабатываемое ни долгими годами, ни выдающейся школой. Здесь дар божий».
Это была его третья и последняя встреча с нашим городом.
Автор: Славадий Севостьянов