- Информационные технологии на службе соцзащиты
- Сохранить стабильность
- В гостях у "Сказки"
- Отель встречает гостей
- Батюшка
- Самарский дуэт "Рандеву" покорил Москву...
- Открытие
- "Ваш выход" – 2009
- Самарская одиссея Александра Исаевича
- Виктор Курочкин: "Нельзя откладывать поиск"
- На языке искусства
- Парад самарской моды
- Современное искусство обживает Самару
- Семейный портрет с розами
- Маэстро с большой буквы
- Ой ты, гой еси, добрый молодец,подыграй в стиле джаз. да по-доброму!
- С победой от Пьера Кардена
- Поздравление Губернатора Самарской области
- Рождественское послание Архиепископа самарского и сызранского Сергия
- Новокуйбышевск
- Нефтегорск
- Красноярский район
- Сергиевский район
- 10 лет вместе
- Шаляпин в Самаре
- Путёвка в жизнь
- Ищите специалиста в "глубинке"
- СГАУ – национальная кузница кадров
- 90 лет Сельхозакадемии
- Самарский Государственный Университет
- В старой части Самары
- СамГМУ – 90 лет
- Инновации в образовании
Семейный портрет с розами
В старинном здании на улице Куйбышева, 110 жизнь всегда бьёт ключом. И это не удивительно, ведь в нём вот уже 107 лет располагается Самарское музыкальное училище, ставшее альма-матер для многих замечательных музыкантов. Сегодня оно носит имя Дмитрия Шаталова – выдающегоcя самарского баяниста, композитора и педагога, чей вклад в развитие музыкального образования в нашем городе трудно переоценить.
Дмитрий Шаталов отдал училищу более 20 лет своей жизни. При нём учебное заведение стало поистине академическим, приобрело традиции, которые сохраняются по сей день. Человек глубоко порядочный и ответственный, он превыше всего ставил интересы дела, которому служил. Его ученики это не забыли. Благодаря их преданности в 1996 году имя Дмитрия Шаталова было присвоено Самарскому музыкальному училищу.
О семье Шаталовых, о музыкальном творчестве и педагогической профессии нам рассказала одна из дочерей известного самарца Наталья Файн.
Мы встретились с Натальей Дмитриевной в детской музыкальной школе №3 им. М.И. Глинки, в том самом классе, где у неё только что закончился урок. Атмосфера свободного творчества, которая, видимо, никогда не покидает это помещение, сделала своё дело, и слово за словом начали проступать очертания семейного портрета. Итак…
Музыкальная династия
Дмитрий Георгиевич Шаталов родом из села Грачёвка. Он вырос в простой семье, где было много детей. Учился в сельской школе, и у него были большие способности к математике. Рассказывал, что, когда ребята в классе не могли справиться со сложным заданием, учитель вызывал его к доске и говорил: «Ну-ка, Митька, иди-ка мозгони!»
В большой семье все пели и играли на баяне. Но это было самодеятельное творчество, а зачинателем династии профессиональных музыкантов стал именно Дмитрий Шаталов. Когда началась война, Дмитрий Георгиевич попал во фронтовую бригаду – это был целый оркестр народных инструментов, с солистами, которым он руководил. Там он познакомился со своей будущей женой, молодой певицей по имени Лидия, с которой впоследствии прожил долгую и счастливую жизнь.
– Мама пела, папа ей аккомпанировал, – рассказывает Наталья Дмитриевна. – С концертами они объездили все фронты в те страшные годы. И это было очень важно для бойцов. Недаром же говорят – когда звучит Муза, пушки умолкают. Тем более народные инструменты – они же так близки русскому человеку!
После войны молодые люди приехали в Самару, где у них родились две девочки – Оля и Наташа.
– Своё раннее детство я провела в доме напротив макаронной фабрики на улице Садовой, – говорит Наталья Дмитриевна, – до сих пор помню дворик, где мы жили, дом с деревянными лесенками. У нас были исключительные по тем временам условия – у других одна кухня на десять квартир, а у нас всего на две, – смеётся моя собеседница и продолжает: – Очень дружили с соседкой, были как родственники. Мы с сестрой занимались музыкой, и всегда у нас были концерты, спектакли во дворе устраивали. А играть любили в «казаки-разбойники». У нас были деревянные палочки – как бы устройства для передачи информации. Вот мы лазали по высоким сугробам и говорили в эти палочки: «Приём! Ты где?» Фильмы смотрели, вот и фантазировали. Забавно всё это вспоминать, конечно.
Заниматься музыкой Оля и Наташа начали рано. С 6 лет посещали Центральную музыкальную школу. Поэтому свободного времени было мало, на улице гуляли нечасто, на танцы не ходили. Хотя был однажды случай, когда Наташа сама пошла во Дворец пионеров и записалась в школу бального танца. Но быстро поняла, что это занятие не для неё. И снова полностью отдалась фортепиано. Правда, бывало, что сёстры капризничали и не хотели заниматься. И вот однажды Дмитрий Георгиевич закрыл рояль на ключ и сказал: «Раз вы не хотите заниматься, я закрываю рояль и больше заставлять вас не буду». Девочки ужасно расстроились, ходили за отцом, умоляли: «Пожалуйста, открой, мы будем заниматься, будем!»
– Вот такой воспитательный метод у папы для нас нашёлся, – спустя годы анализирует ту историю Наталья Дмитриевна. – Он никогда не кричал на нас, не принуждал, но повлиять находил способы. Вообще он был с нами строг. В результате получились две пианистки, – улыбается моя собеседница, а мне хочется добавить: обе со званием «заслуженная».
А сам Дмитрий Георгиевич получал образование уже взрослым, заочно учился в академии им. Гнесиных, тогда это был институт. Настоял он и на том, чтобы его жена тоже получила профессию. И Лидия Алексеевна послушалась, окончила музучилище, а потом преподавала в нём.
– Мама мечтала петь в оперном театре, – вспоминает Наталья Дмитриевна. – Но она надеялась на доброго волшебника, который осуществит её мечту. И никаких шагов сама не предпринимала.
У Лидии Алексеевны был очень разнообразный репертуар.
Она исполняла и оперные арии, и старинные романсы. С удовольствием пела народные песни, очень любила вот эту:
Над полями да над чистыми
Месяц по небу летит.
И серебряными искрами
Поле ровное блестит.
Невесомый, звонкий голос моей собеседницы свободно разливается по комнате, и я замечаю, как вдруг меняется её взгляд – он становится блестящим, искристым, в нём начинают танцевать озорные, поистине девчоночьи огоньки.
– Любовь к пению от мамы мне передалась, – продолжает рассказ Наталья Дмитриевна. – Мама очень тонко чувствовала музыку. Пока мы с сестрой росли, она не работала, сидела с нами, занималась. Тогда я этого не понимала, мне казалось – у меня же есть настоящие педагоги, которые меня учат, а что мама в этом понимает. Теперь я так же пытаюсь объяснить моим ученикам, что звук должен быть певучим, тёплым и выразительным. И мама того же от меня добивалась.
Сейчас многие произведения из репертуара Лидии Алексеевны перешли в репертуар её дочери. Однажды Наталья Дмитриевна даже нашла редкие ноты, переписанные маминой рукой. Это несколько очень красивых песен, которые сегодня мало известны. Одна из них – автора Шнайдера-Трнавского – стала любимой для певицы. «Розы весны дождутся, розы опять проснутся», – легко, как бы между прочим напевает Наталья Дмитриевна, а мне кажется, будто я присутствую на камерном концерте – небольшой красивый зал, хорошая акустика, рояль, над ним портрет Прокофьева. Но самое главное – голос. Волшебный, завораживающий, трогательный, то уверенный, то дрожащий, но неизменно эмоциональный, чувственный, не оставляющий равнодушным… И вот слушаю я прекрасный старинный романс о розах в необыкновенно лиричном исполнении Натальи Файн и думаю – а ведь какой символический смысл у этих простых слов! Они как тоненькая ниточка, связующая поколения. Ничто не проходит бесследно, возрождаясь в будущем, в детях, внуках.
Сегодня эта большая семья, собираясь вместе, непременно устраивает домашние концерты. Наталья Дмитриевна Файн со своими детьми Юлией, прекрасной пианисткой, и Дмитрием, студентом Московского музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова, её сестра Ольга Иванова с дочерью Марией, которая учится в Московской консерватории, – аккомпанируя друг другу, создавая разные дуэты и ансамбли, они рады дарить друг другу своё творчество и счастливы быть одной семьёй. И даже свои, родные зрители у них есть – средний сын Наталья Дмитриевны Александр Файн, который предпочёл музыке искусство дизайна, и Сергей Иванов, сын Ольги Дмитриевны, вице-президент одной из крупных самарских компаний.
Семейная черта
Наталья Дмитриевна окончила академию им. Гнесиных по специальности «фортепиано». Но пела всегда, с самого детства. Ещё когда она училась в Самарском музыкальном училище, занималась однажды в классе, играла на фортепиано фрагменты из оперы «Евгений Онегин», пела – и за Онегина, и за Татьяну, как вдруг к ней в класс заглянул заведующий вокальным отделением и сказал: «Я зашёл на красивый голос». И, само собой, пригласил на вокальное отделение. Но желание стать профессиональной пианисткой тогда оказалось сильнее – наша героиня стремилась к этому с детства и даже была победительницей конкурса им. Д.Б. Кабалевского. Поэтому специальность тогда менять не стала, а вокалом продолжила заниматься под руководством мамы-певицы и сестры, которая является ведущим концертмейстером Самарского академического театра оперы и балета.
По окончании Гнесинки Наталья Шаталова пришла концертмейстером в Самарскую филармонию и счастливо проработала там 20 лет. Именно счастливо, ведь наша героиня никак не иначе ощущает себя в своей профессии. А потом так сложилось, что вокал стал манить всё больше и больше, и вот теперь Наталья Дмитриевна не только даёт сольные концерты, но и преподаёт в Самарской государственной академии культуры и искусств камерное пение. И фортепиано при этом не забывает – занятия с детьми в музыкальной школе тоже отнимают немало времени.
– Это у меня от папы, – улыбается Наталья Дмитриевна. – Я помню из детства, что, когда он уходил на работу, мы с сестрой ещё спали, а когда приходил, мы уже спали. И когда он остался без работы, он сразу сильно сдал. Он жил этим, понимаете. И у меня та же черта – фанатическая увлечённость профессией. Я всегда работаю с желанием, с удовольствием. И знаете, иногда бывают такие уроки, когда ты вдруг понимаешь: что-то произошло и что-то открылось для тебя. Какое-то озарение. Вот в такие моменты начинается настоящее творчество.
Настоящее творчество для Натальи Файн – это удивительный, самозабвенный, одухотворённый поиск «золотых зёрен» исполнительского мастерства. Ведь между композитором и слушателем существует среднее звено – исполнитель. И от того, насколько он талантлив, насколько он умеет понять замысел композитора и воплотить его в своём исполнении, зависит, полюбит ли слушатель то или иное произведение.
– Я не могу сказать, кто из композиторов мне нравится больше, – рассуждает Наталья Дмитриевна, – Чайковский или Рахманинов, Бетховен или Шопен… Если исполнение талантливо, то я слушаю всё, будь то опера, балет, инструментальная музыка или джаз. А авторитеты… Знаете, тут всё неоднозначно, как и в любой сфере жизни. Я бывала на концертах Рихтера, когда это было гениально и когда это не трогало. Кроме того, время идёт, и взгляды, вкусы меняются. Например, если раньше мне казалось, что Михаил Плетнёв играет суховато, то сейчас я поражаюсь, насколько его исполнение изящно, отшлифовано, насколько богата палитра его красок. Или Денис Мацуев. Когда я смотрела его по телевизору, не могла не оценить его мастерство, пианизм, совершенный аппарат. Но вот недавно послушала его в нашей филармонии, он играл «Времена года» Чайковского и «Картинки с выставки» Мусоргского, сложнейшее произведение, которое я вообще-то люблю в оркестровом варианте. Я была покорена исполнением Мацуева. Его тонкостью, владением звуком, его проникновенностью. Для меня этот музыкант открылся совсем с другой стороны.
– А Вы благодарный слушатель? Или наоборот – критикующий?
– Конечно, как учитель я всё время ищу недостатки, – смеётся моя собеседница. – Но, с другой стороны, если исполнение интересно, если в нём слышны оригинальные находки, я всегда могу это перенять. И в этом смысле я благодарный слушатель. Бывает, я плачу от счастья, что слышу прекрасное исполнение. Так было, например, когда у нас в Самаре играла на скрипке концерт Чайковского Дженнифер Ко. Или когда мой сын Дима играет с оркестром – тут и радость, и гордость, и восторг от сильного выступления. Или когда моя племянница играла на госэкзамене – ещё вчерашняя студентка, а выступала, как состоявшийся музыкант. Да и своих учеников слушаю, делаю замечания, а сама думаю – какой молодец, как старается, с каким удовольствием играет!
Такова особенность работы педагога – возможность видеть результат своего труда, а это является одним из стимулов к собственному профессиональному росту. Так учитель совершенствуется, оттачивает своё мастерство, а ученик приобретает нужный опыт.
– В нашей профессии ни в коем случае нельзя думать, что ты всё знаешь, – убеждена музыкант и педагог Наталья Файн. – Как только ты подумал про себя – вот теперь я настоящий профессионал! – сразу же начинаешь скатываться назад. Никогда нельзя останавливаться, нужно постоянно идти вперед. Много читать, много слушать, изучать опыт других музыкантов и педагогов. Я очень люблю ездить на конкурсы, фестивали и мастер-классы. Это прекрасная возможность не только показать себя, своих учеников, но и впитать множество новых впечатлений, сделать новые открытия.
Но главный секрет хорошего педагога совсем не в этом. Не в таланте исполнителя и не в непрестанном стремлении вперед. Наталья Дмитриевна сумела его открыть. И это, видимо, у неё тоже от отца.
– Самое главное – любить ученика, – говорит она. – Каждый должен быть для тебя единственный и неповторимый. В каждом нужно видеть способности и верить в него. Если ребёнок это чувствует, то раскрывается тебе навстречу и непременно делает успехи. Я стараюсь создать как бы музыкальную семью со своими учениками. Мы собираемся, устраиваем чаепития, обсуждаем самые разные темы. Вместе ездим в поездки. Например, в прошлом году у нас было увлекательное путешествие в подмосковный город Рузу. Мы разместились в домиках, в которых жили композиторы, они отапливаются дровами, а это создаёт такой неповторимый колорит. Та поездка нас очень сблизила. Понимаете, педагогическая работа – это ведь всегда обмен, и не только информационный, но и энергетический. Особенно если чувствуешь, что и ребёнок открыт к тебе душой. Один мой ученик как-то своими руками сделал розу из бисера и подарил мне со словами: «Я счастлив, что учусь у вас!» Такие моменты очень дороги. Это лучший стимул и в работе, и в жизни в целом. Надо же, и снова роза! Прямо-таки знаковый образ в нашей истории…
Последний штрих
к портрету
Сейчас, когда дети Натальи Дмитриевна выросли и стали жить своей взрослой жизнью, она отдаёт работе больше времени. И всё же жизнь – это не только работа. Каждый день возвращаясь домой, хочется погрузиться в свой собственный сокровенный мир, где есть место мечтам и иллюзиям, воспоминаниям и надеждам… Ведь отдых – это вовсе не пресловутая смена впечатлений, это тихие уютные вечера, которыми заканчиваются обычные рабочие будни. Наша героиня в такие вечера любит почитать классику, посмотреть старые отечественные фильмы, которые трогают особым душевным настроем, чистотой помыслов, наивностью. А сегодня одним из её любимых домашних увлечений стал просмотр… детективов!
– Когда я смотрю детективы, я отвлекаюсь и отдыхаю, – делится Наталья Дмитриевна. – Мне нравится сериал с Анной Ковальчук «Улицы разбитых фонарей» – в общем, о нашем уголовном розыске. И вы знаете, в этом году мне довелось побывать на юбилее в такой организации и вживую познакомиться с этими людьми. И оказалось, что они гораздо интереснее, красивее, умнее, чем их телевизионные воплощения. Я была приятно поражена. И что ещё мне запомнилось, так это то, что наши такие разные профессии схожи. Они, так же как и музыканты, увлечены и преданы своей работе за небольшой гонорар, они постоянно живут своим делом, ни днём, ни ночью не зная отдыха. И самое главное – для них важнее всего семья, надёжный тыл, ощущение, что их ждут. Такие серьёзные, цельные натуры мне открылись!
– А Вы вообще склонны видеть в людях лучшее?
– Да, считаю, что ко всякому человеку надо по-доброму относиться. Вот в трамвае кто-то скажет тебе грубое слово, не принимай это близко к сердцу – может, у человека просто день не задался. Вообще необходимо постоянно совершенствоваться не только в профессии, но и в личностном плане. Искоренять в себе недостатки, развивать душевные качества. Я всегда говорю своим детям – нужно постоянно работать над собой. Вот небо – оно досягаемо? Казалось бы, близко и красиво. Так и в жизни. Как только решишь для себя, что всё хорошо и можно расслабиться, так сразу же начинаешь падать вниз. И лишь когда мы стремимся к своей недосягаемой цели, ищем чего-то, не останавливаясь и не сдаваясь, вот тогда и происходят те самые открытия, и мы становимся на ступеньку ближе к небу…
Автор: Ольга Кувичка