Оглавление
5#2009
Оглавление
О главном
Автопром Самарской области
Архитектура и строительство
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Пищевая и перерабатывающая промышленность
Промышленность Самарской области
Спорт Самарской области
Транспорт Самарской области
Фестиваль
Экология
Экономика и финансы
Энергетика Самарской области

Ой ты, гой еси, добрый молодец,подыграй в стиле джаз. да по-доброму!

— Самара
 

                                                                  "Матрёха"

Большой вопрос, есть ли на свете действительно несочетаемые вещи. Скорее, существуют лишь непривычные сочетания. Русалочка Андерсена ни у кого не вызывает недоумения (помесь рыбы и человека!), так же как шифоновое платье, отделанное мехом или ставрида с ананасами. В жизни встречаются разные симбиозы, порой до того причудливые, что привыкнуть к ним невозможно. Но большинство из них лишь поначалу кажется чем-то неправильным, ведь что такое правильное? Это всего лишь привычное…

Удивительные вещи происходят иногда за вечерними чаепитиями. Следствиями этих безобидных посиделок в разное время в разных местах были рождение новых ячеек общества и просто детей, создание организаций и организации революций. Когда случай сводит вместе талантливых людей, из этого может получиться всё что угодно: от выведения нового закона физики до пополнения мировой литературы гениальным романом. Студенты Самарской государственной академии культуры и искусств Клавдия Пенькова и Сергей Рыбин, чаёвничая, не посягали на основы государственного строя и фундаментальной науки. Клава запела русскую народную песню (всё-таки учится на народно-хоровом отделении), руки Сергея легли на фортепиано (а столь крупный инструмент не всегда оказывается под рукой вовремя!), и соседи наверняка вздрогнули от неожиданности: слова, дошедшие до нас из глубины веков, легли на джазовые аккорды (сказалось обучение Сергея на эстрадно-джазовом отделении) самым естественным образом. И никаким мезальянсом тут не пахнет: русская песня всегда молода! Впрочем, удивились не только соседи, но поначалу и сами исполнители: никто из них никогда ничего подобного не слышал. Более того, от идеи отчётливо пахло крамолой: считается, что академические направления, как и разные биологические виды, не должны скрещиваться. Доверяя не только своему музыкальному слуху, но и творческому чутью, ребята решили, что новый стиль хорош, имеет право на жизнь, и назвали его «джаз-фолк». Трудно сказать, как скоро слушатели смогли бы оценить эту находку, если бы не очередной случай.

В родном Жигулёвске Клавдию попросили выступить на конкурсе «Зажги свою звезду». Клава обратилась за поддержкой к Сергею, который, в свою очередь, предложил включить в состав ещё и Германа Чернышова с саксофоном. Отрепетировали, у всех троих волосы встали дыбом – это же взрыв! Аналогичное впечатление их выступление произвело на зрителей и жюри, немедленно присудившее студентам Гран-при. Так образовался коллектив, правда, ещё без названия. Посыпались приглашения, встала необходимость подбора репертуара и его отработки.

…Путешествие на теплоходе – само по себе приятно. К тому же это прекрасная возможность для репетиций (и зрители отзывчивые, и зарплата хорошая, и соседи по батарее не стучат). А самое главное преимущество вояжа на водном транспорте – что от судьбы не уйдёшь, потому что некуда. У знаменитого баяниста Сергея Войтенко благодаря этому обстоятельству было время не только заметить группу, но и по достоинству оценить её потенциал. Так что встреча начинающих исполнителей с мэтром оказалась судьбоносной: Сергей Войтенко, как директор концертно-продюсерского центра, решил принять деятельное участие в судьбе коллектива и начал с того, что придумал ему название –   «МаТреха».  «Вы должны обязательно выступить в конкурсе «Москва-транзит-Москва»!», – сказал он как отрезал.

Поскольку в Самаре отборочный тур открытого фестиваля юмора и эстрады состоялся в апреле, когда группы ещё даже не существовало, «МаТрёха» отправилась с корабля сразу на бал: прошла отборочный тур прямо в столице, заняв 2-е место среди 110 участников номинации «Вокальный жанр». Через неделю ВИА в финале (среди 46 участников) занял 1-е место. Ребята выступали на гала-концерте с бонзами российской эстрады, и сам Иосиф Кобзон, вручая призовую статуэтку, напутствовал победителей: «Ребята, не останавливайтесь, работайте! Берите пример со своих старших коллег». Собственно, у них нет причин останавливаться, каждый из них в своей стихии и занимается любимым делом: Клава в колоритном наряде поёт русские народные песни, Сергей с Германом в классических костюмах играют джаз. А то, что происходит это одновременно, всех троих (как и аудиторию) приводит в восторг…

Вернувшись из Москвы и повинившись перед педагогами (за прогулы и посягательство на чистоту жанров), ребята начали активно готовиться к следующему конкурсу – «Fashion House International–2009». Причём аккомпанируют Клавдии теперь не только клавишник и саксофонист – добавились другие духовые инструменты, гитара и ударник. Главное правило, от которого отступаться не собираются: всегда и везде – только «живой» звук.

Сергей Рыбин:

– Мы не боремся за чистоту жанра, а пытаемся создать новый. У нас нет пиетета перед словами или музыкой, главное – общее настроение от произведения, которое заставит слушателя его послушать ещё раз. Мы хотим, чтобы людям было интересно так же, как нам. Спасибо заведующим кафедрами Людмиле Александровне Терентьевой и Анатолию Александровичу Майорову за то, что терпят наши разъезды и помогают в учёбе. Отдельное спасибо, конечно, нашему продюсеру Сергею Войтенко – он нам и наставник, и старший товарищ, и отец родной. И ещё благодарим мэра Жигулёвска Александра Ивановича Курылина за спонсорскую поддержку нашего проекта!

Клавдия Пенькова:

– Очень хочется донести русские народные песни до молодёжи – неважно, какими средствами. Задача любого русского человека – не перенимать чужие традиции, а сохранять свои. Если молодёжь ориентирована на европейскую культуру, мы готовы привнести оттуда какие-то интересные элементы в своё творчество. Джазовая музыка очень органично переплетается с русской мелодией и текстом, ничего не режет ухо. К нам даже 13-летние дети подходили после концертов со словами: «Где вы ещё будете выступать? Нам так нравится!»

В русских народных песнях с использованием старинных диалектов присутствует глубинный смысл. Разве может с такими песнями сравниться попса?! Стыдно не знать своих песен, своих корней. Ведь когда молодёжь вырастет, на любом празднике, на той же свадьбе, будут петь не хиты 2007 года, а «Что стоишь, качаясь» – все будут подпевать! Цель нашего проекта – распространить русскую песню. 

…Клава запела еще в садике (частушки), что было своевременно замечено взрослыми и привело её в музыкальную школу. Хотя официально девочка училась на отделении баяна, всё же она больше пела, чем играла. Родители, оставаясь главными критиками, с энтузиазмом поддерживали её любовь к сцене. А уж как бы радовалась прабабушка Матрёна! Даже если название «МаТрёха» – просто совпадение.

Герман Чернышов:

– Сергей и Клавдия думают, что ничего не бывает «просто так». Они вообще часто говорят о каких-то совпадениях, утверждают, что «опять все сходится». И ведь рассказывают так правдоподобно, что это не звучит бредом! Например, группу постоянно «преследуют» определённые числа. На втором конкурсе выступали под номером 28 (28 числа день рождения у меня, восьмого – у Клавы, 2+8=10 – у Сергея). «Колдовство»!  

Плагиата ребята не боятся, потому что даже сами себя не могут повторить. Импровизация бесконечна и непредсказуема. Артист эстрады, поющий под фонограмму, исполняет одно и то же с теми же эмоциями. А у них – каждая песня новая. Главное – не потеряться и не переругаться. Если Клава начинает «вредничать», ребята её пугают, что вступят на концерте на полтона выше или ниже, и это действует. Спасает чувство юмора, подтрунивание друг над другом. И пока после совместной учёбы и репетиций им нравится ещё и отдыхать тем же составом, «МаТрёхе» ничего не мешает и дальше нести благородную миссию по земле русской!

 

Автор: Елена Сборнова


Автор:Елена Сборнова