Оглавление
01#2010
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Экология
Экономика и финансы
Энергетика Самарской области

Нотариат как инструмент публичной власти

— Самара

Николаева галина юрьевна

Нотариат как важнейший институт права появился ещё в Древнем Риме в III веке новой эры. «Нотариус» восходит к латинскому «nota»: «отмечаю, обозначаю, пишу». «Да не допустит нотариус возникновение споров между добросовестными людьми и лишит корыстных людей надежды на успех в их стремлении возбудить несправедливый спор».

С крушением Римской цивилизации исчез и нотариат, и лишь спустя 13 столетий эта профессия начала возрождаться.

В дореволюционной России нотариат существовал уже с 1649 года как институт подьячих, деятельность которых регламентировалась царским уложением.

Взявшись за реформы, Пётр I со свойственным ему рвением, обнаружив засилье в делах подьячих и приказных, согнал с кормления часть чиновников, в чьё число попал и нотариат.

Спустя некоторое время, когда жалобы по махинациям с недвижимостью, челобитные на высочайшее имя от обманутых, обворованных, лишённых состояния достигли бесчисленного множества, и только потому, что не было свидетелей, имевших от Закона полномочия ставить на договоре печать с государственным гербом, Пётр вернул нотариат в гражданский обиход.


Укрепление гражданского общества и становление в России правового государства – неизменные элементы демократического развития нашей страны.

Государство и институты гражданского общества должны находиться в системе постоянно поддерживаемого равновесия, баланса сил государственного регулирования и общественной самоорганизации, саморазвития.

Дуалистическая природа небюджетного нотариата такова, что, как институт гражданского общества, он самоорганизуется и выполняет возложенные на него функции самостоятельно, как инструмент публичной власти – он действует от имени и по поручению Российской Федерации, реализуя полномочия, возложенные на него законом.

Свобода нотариата как системы, как элемента гражданского общества заключается в том, что государство предоставило возможность нотариальному сообществу самостоятельно организовывать свою деятельность по охране и защите интересов участников гражданского оборота, установив при этом обязательные принципы формирования такой системы.

Нотариат России пытается самостоятельно, в рамках своей публичной корпорации и на местах, в регионах, регулировать и решать многие вопросы. Это и вопросы обеспечения доступности нотариальной помощи для граждан и организаций, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах; регламентация организации нотариальной деятельности, в том числе установление требований к помещениям нотариальных контор, режиму работы нотариусов; определение порядка хранения нотариальных архивов; уточнение вопросов страхования нотариальной деятельности и многое другое.

16 лет назад в России началась полномасштабная реформа нотариата.

Нотариусы сторонники прямого и открытого диалога с обществом, поскольку считают нотариат неотъемлемой его частью, важным звеном в защите гарантированных Конституцией России прав и свобод человека и гражданина.

Небюджетный нотариат – ровесник российской Конституции.

И именно благодаря курсу государства, заложенному Конституцией России, демократическому курсу, курсу правового государства, стало возможным развитие нотариата как неотъемлемой части гражданского общества, достижение реальных и положительных результатов его реформы.

Новейшая история нотариата – отражение новейшей истории нашего государства.

Начало 90-х годов и, в частности, 1993 год были очень непростыми для России и её граждан. Сложные социальные конфликты, партийные и идеологические противоречия, неадекватные экономические и правовые отношения. Критически не хватало ресурсов для решения самых насущных, жизненно важных проблем. Но именно в этот непростой период закладывалась основа для будущих перемен, для построения цивилизованных правовых отношений. И нотариат России не мог и не должен останавливаться в своём развитии, так как не может быть в стороне от выбранного пути развития государства и общества.

Значение и роль нотариата сегодня признают не только учёные, занимающимися теорией нотариата, не только практикующие юристы, но и политическая элита и структуры гражданского общества.

Формирование современной правовой системы в стране, совершенствование законодательства неразрывно связано с развитием и повышением роли институтов гражданского общества, к таковым относится и нотариат.

Нотариат является одним из тех общественных институтов, которым в первую очередь приходится не только проводить от имени государства правовые реформы, но и познавать их социальные последствия. И это, прежде всего, обусловлено двойственной природой небюджетного нотариата, воплотившего в себе принципы самоорганизации в выполнении государственных функций. А это означает доверие со стороны государства к институту небюджетного нотариата. И чем больше степень доверительных отношений между государством и общественными институтами – тем более свободным и цивилизованным будет являться наше общество.

Вся шестнадцатилетняя новейшая история небюджетного нотариата преломляется через эту призму доверия государства и его граждан к нашему правовому институту.

Несомненно, сегодня свободный нотариат выступает ключевым правовым институтом в обеспечении граждан квалифицированной юридической помощью. Термины «свободный», «независимый» по отношению к нотариату, к нотариусу имеет несколько иной смысл, чем в общепринятом понимании. Свобода нотариуса – это свобода в принятии им решения в правоприменительной практике, это своего рода гарант определённого законом принципа беспристрастности нотариальной деятельности, гарант обеспечения равных прав участников гражданских правоотношений. Выбирая норму права и применяя её при совершении нотариального действия, нотариус, будучи лицом процессуально независимым, действует по своему убеждению, и, конечно, в силу закона несёт ответственность за принятое им решение. Выполняя возложенные на него функции самостоятельно, нотариус, как инструмент публичной власти, действует от имени и по поручению Российской Федерации, реализуя возложенные на него полномочия: руководствуясь законом, урегулировать правовую ситуацию таким образом, чтобы впоследствии в виду неосведомлённости или заблуждения граждан их права не были нарушены, не допустить совершение сделки под принуждением, обеспечить в равной и полной мере права сторон при совершении ими сделки. Сегодня от нотариуса, как никогда прежде, требуются высокий профессионализм и ответственность.

Для нотариуса интересы личности и государства – величины равнозначные, и поэтому свою правозащитную деятельность он может основывать только на законе, в противном случае он будет нести ответственность или перед гражданином, или перед государством. Для нотариуса важна чёткость и ясность изложения и соответствия принимаемых нормативно-правовых актов, применение которых не увеличивало бы, а уменьшало количество обращений в суд.

Правозащитная деятельность нотариуса очень близка к судебной, главные её принципы – беспристрастность, независимость, справедливость и стабильность. Деятельность нотариусов находится под постоянным контролем со стороны государственных органов. Это суды, налоговые органы, Управление юстиции совместно с Нотариальной палатой.

Нотариат – единственная структура свободно занятой профессии, выполняющая государственные функции, в том числе, в строгом соответствии с Налоговым кодексом, в большинстве случаев бесплатно для лиц, имеющих право на льготы.

16 лет российский нотариат работал в условиях нестабильности правового регулирования порядка совершения нотариальных действий. Готовящийся сегодня законопроект о нотариальной деятельности не просто нов, он настолько насущен. Основы законодательства РФ о нотариате, принятые в 1993 году, даже тогда не отражали все необходимые моменты правового регулирования и в деятельности нотариата, и в порядке совершения отдельных видов нотариальных действий. И все эти 16 лет нотариат с большим трудом пытался наверстать упущенное время. Это и вопросы делопроизводства, порядка совершения нотариальных действий, вопросы назначения на должность нотариуса, лишения права занятия нотариальной деятельностью, порядка применения мер дисциплинарного воздействия к нотариусам, допускающим нарушения норм и требований. Это требования к помещениям нотариальных контор, которые и сегодня не являются обязательными для исполнения, да и не совершенны. Порядок стажировки лицами, желающими стать нотариусами, содержит больше вопросов, чем ответов.

Деятельность нотариальных палат, как показывают проверки, нестандартна, но таких стандартов на сегодня и нет. Каждая палата работает «на свой вкус и цвет», а это не придаёт государственности в их деятельности, тогда как полномочия, переданные государством, представляют собой властные.

Нотариат ждёт от законодателя реальных перемен в правовом регулировании своей деятельности. Недостаточная роль нотариата, отведённая законодателем, не способствует чистоте гражданского оборота в сфере и недвижимости, и кредитования, и корпоративных отношений. Закрепив законодательно публично-правовую компетенцию нотариуса, законодатель разгрузит судебную систему.

Вменив нотариусу подготовку полного пакета документов для удостоверения сделки с недвижимостью, законодатель обеспечивает гражданина гарантией чистоты сделки.

Расширив территорию деятельности нотариусов, обязав их периодически выезжать в отдалённые районы, законодатель реально совместит интересы гражданина и обязанности нотариуса, при этом создаёт условия для единой формы нотариата в Российской Федерации – небюджетного, отвечающего за свои действия имущественно.

Долгожданный для нотариусов, да и не только, более даже для участников гражданско-правовых отношений, статус нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов, как, например, вексельные протесты. Острая необходимость в правовом регулировании депозитных счетов нотариусов. Много таких острых назревших проблем, которые необходимо решить новому Закону. Главная задача совместить действие норм нового специального закона с другими законодательными актами и кодексами, исключить в них противоречия по приоритетам действия. Прежде всего, это вопросы проведения процессуальных действий, связанных с выемкой нотариальных документов, участия нотариуса в судебном процессе, его роль. И хотелось бы, чтобы мнение нотариусов было учтено как никогда. Ошибок будет меньше, а значит, и порядка больше.

Расширение сферы нотариата выгодно, прежде всего, и гражданину и государству, а результат от этого налицо, это:

улучшение селекции в самом нотариальном сообществе;

повышение возможности материальной ответственности нотариусов и органов нотариального сообщества;

увеличение объема налоговых поступлений от нотариальной деятельности;

появление возможности размещения нотариальных контор в убыточных местностях (путем дотаций таких нотариусов из средств нотариальных палат);

реальная доступность нотариата для малоимущих;

преграда для теневого оборота в экономике.