- Вера Глухова: "Я озеленяю планету"
- Женщина России 2009
- "Три вяза"
- Идти по жизни улыбаясь...
- Кружевное настроение
- Овации двух миллиардов ладоней
- Наталья Глухова: "Классика – это работа сердца и ума"
- Алла Кац:"Цифра 70 – не про меня"
- Дуэт "Баян-Микс" – пять новых причин гордиться земляками
- Объективный "Самарский взгляд"
- Жизнь без подсветки
- Талант увидеть красоту
- Алексей Петренко: "Можете считать меня настоящим самарцем"
- "Норма" на грани дозволенного
- Вера, талант и упорство
- Арт-сессия – экзамен для самарских талантов
- Царевна-лягушка
- Раиса Ермолаева
Жизнь без подсветки
В течение всего января нынешнего года в самарской галерее «Виктория» представлен оригинальный проект классика российской фотографии Юрия Роста «Групповой портрет», являющий собой «диалог» изображений и навеянных ими авторских текстов.
Юрий Рост – лауреат Государственной премии России, премии «Триумф» за высшие достижения в литературе и искусстве и Премии Правительства РФ. Он действительно удивительно многогранная личность: не только фотограф, но и писатель, журналист, актёр, популярный телеведущий, в общем, без преувеличения – «человек-оркестр».
По мнению мастера, сочетание изображения и текста – это «некий симбиоз, в котором фото не живёт за счёт текста, а текст – за счёт фото. Именно фото чаще всего провоцирует текст, а не наоборот. Это потому, что фото спонтанно. Это движение души, моментальное искусство. А уже потом есть время осмыслить изображение и создать текст, который так или иначе им навеян».
У Юрия Роста всё снято с естественным светом. Нет ни одной подсветки, за исключением снимков, где она видна. «И это не потому, что я такой умный и такой мастер, – улыбается мастер, – просто я этому не учился и решил, философски осмыслив свой «недостаток», превратить его в творческий метод».
Экспозиция начинается с самой первой в жизни Роста фотографии, сделанной в Киеве в 1946 году, когда ему было семь лет. Эта фотография, по мнению мастера, – свидетельство того, что как не изменился человек со времён древних греков, так и он как фотограф застыл на уровне 1946 года.
«Я и сейчас снял бы точно так же. В «культурных слоях» наших домов, которые мы нередко выбрасываем на помойку, – огромные залежи свидетельств прошлой жизни, которые потом могут превратиться в артефакты, если они подтверждены сотнями других фотографий. На моих фотографиях наряду с моментами жизни запечатлённых на них людей присутствуют факты и моей собственной биографии. Так что если собрать всё это вместе, по существу, получится история моей жизни, представленная в таком опосредствованном виде».
Юрии Рост пришёл в журналистику в 1966 году – в 27 лет, окончив до этого институт физкультуры и поработав спортивным тренером.
«Моя первая газетная заметка с фото в «Комсомольской правде» была о молодом архитекторе. На ужасном, на мой взгляд, снимке он был запечатлён над своим проектом – сплошным полем отвратительных пятиэтажных домов. Желая мне помочь, корифей иллюстративного искусства Всеволод Арсеньев, ставший моим первым учителем и большим другом, посоветовал сделать несколько отпечатков, после чего из вырезанных фрагментов мы составили дома разной этажности и поместили рядом с ними моего персонажа. Вот такой многослойный коллаж и был опубликован. Для меня всё это было подобно тому, что переживает мужчина на первом свидании: ничего не получилось, но ощущение радости осталось».
Практически за каждым снимком, представленным на выставке, – увлекательная история жизни человека. Вот одна из них, рассказанная Юрием Ростом: «За моей спиной на стенде фото рядового Алексея Богданова. Этого человека я увидел случайно в Севастополе на праздновании шестилетия освобождения города. Кругом – люди, закованные в броню десятков орденов и медалей. А он такой и был, как на этом снимке: маленький человечек в морском кителе с чужого плеча, в кепке, с четырьмя медалями на груди – за четыре года, что воевал на фронте. Рядовой пахарь войны из тех, о ком тогда никто не писал. Я к нему подошёл. Когда узнал, как жестоко обошлась с ним судьба: все одиннадцать его сыновей погибли, пока он воевал, а дочери умерли от голода, приехал к нему в Каргополь.
Долго искал, как его сфотографировать. Мы ходили с ним по городу, и я всё «мостился» со своим «Салютом». Был чудный летний день, и по деревянным мосткам-тротуарам носились на велосипедах мальчишки. Увидев, что я не знаю, как выйти из положения, один пацан перелез через забор, надрал в чужом палисаднике цветов и отдал их Богданову. Это был, наверное, первый букет в жизни Богданова. Он остановился, и я его с этим букетом снял. Потом написал текст «Рядовой Алексей Богданов». Фотографию с текстом очень неохотно напечатали в «Комсомольской правде». Но случилось так, что эта газета попалась на глаза Константину Симонову, и он поздравил редактора с первым после войны текстом о рядовом солдате, который ничем не прославился, кроме того, что пахал на фронте, как пахарь. Потом эту газетную статью с фотографией поляки превратили в антивоенный плакат, на котором раскрасили только несколько цветочков. Плакат был отмечен на конкурсе. Это единственный случай, когда фотография «жила» на тексте».
Юрий Рост о самой первой своей фотографии: «Эта фотография была сделана во дворе моего дома в Киеве. Я снимал на целлулоидную плёнку огромным трофейным «Цейс-Иконом», который мой дядя мне привёз из Восточной Пруссии. Мы жили в доме театра русской драмы имени Леси Украинки, я родился в театральной семье. Наш дом находился напротив этого театра на Пушкинской улице, а рядом был дом театра оперы и балета. Около кирпичной стены во дворе я и сделал эту фотографию трёх мальчишек – моих друзей. Любопытно: на ней даже ощущается социальное расслоение: сын директора театра Олег Латинский – в каракулевой шапке, сын заведующего постановочной частью Ратимова в шапке-ушанке, рядом сын билетёрши Раечки – Валя Караваев, впоследствии актер театра БДТ. Этот негатив странным образом прошёл со мной через всю мою жизнь с переездами из Киева в Ленинград и из Ленинграда в Москву».
А теперь несколько слов от себя лично. В беседе с Юрием Михайловичем перед церемонией открытия выставки обнаружилось, что в послевоенные годы мы с ним жили в Киеве буквально по соседству. С Валерием Караваевым я учился в одном классе, а его мама проводила меня в театр. Впоследствии она очень гордилась тем, что её сын работает в Ленинграде в Большом драматическом театре у Товстоногова. Мне не раз доводилось видеть его в спектаклях этого театра. И ещё. Валерий Караваев снялся в одной из главных ролей в популярном телевизионном фильме «Тревожные ночи Самары», который недавно был вновь показан у нас по одному из каналов кабельного телевидения. Артист ушёл из жизни в 2007 году.
Таким образом, фотографии Юрия Роста являются свидетельствами не только его собственной биографии. Многие из его персонажей сыграли ту или иную роль в жизни тех, кто придёт на выставку в галерею «Виктория». Об одной истории я только что рассказал. А сколько личных воспоминаний всколыхнулось у меня перед ставшими классикой портретами Галины Улановой и Майи Плисецкой, Алисы Фрейндлих и Сергея Юрского.
Задели за живое и многие другие снимки. Вот угол коридора убогой коммуналки 1960-х годов с десятком выключателей на стене. На этом фоне Рост снял свою маму. Приковывает внимание групповой портрет: десять пожилых мужчин – братьев, прошедших всю войну и чудо – возвратившихся домой живыми и невредимыми. Но общий колорит снимка говорит сам за себя: этим людям пришлось немало пережить.
На снимках много очень известных персон: художник Мартирос Сарьян и дирижёр Евгений Мравинский, Михаил Горбачёв и писатель Борис Васильев, нобелевский лауреат академик Николай Семёнов и Фаина Раневская… Но большая часть персонажей – самые обыкновенные люди без глянца и прикрас, снятые порой в обыденной обстановке. Вот, например, колоритнейший жизнерадостный мужичок – чистильщик обуви, рядом простые сельские бабы: одна с граблями, другая в горнице с кошкой на коленях. А рядом с каждым снимком – навеянная им история…
Автор: Валерий Иванов