Оглавление
01#2010
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Экология
Экономика и финансы
Энергетика Самарской области

"Норма" на грани дозволенного

— Самара

"Норма" на грани дозволенного

В течение января 2010 года на нескольких площадках Самары: в «Арт-центре» на Мичурина, в IN CUBE на Коммунистической, галерее «XI комнат» на Самарской и в кафе «Лайм» на Ленинградской функционируют открывшиеся на излёте 2009 года выставки, являющиеся компонентами единого проекта «Норма». На каждой из площадок проекта раскрывается определённый аспект понятия «норма»: норма как табу, норма как эталон, норма как провокация, норма как компромисс».

Инициаторами проекта «Норма» стали местные пропагандисты новых веяний в искусстве, которыми проект заявлен не больше не меньше как «крупнейшее художественное событие 2009 года в Самаре». Процитируем идеологов проекта: «Его задачей является исследование художниками и зрителями темы различий между сферами «нормального» и «ненормального». Участникам проекта предлагается выразить своё видение границы между этими понятиями и осмыслить такие этические категории, как нравственность, адекватность, непристойность.

В списке участников проекта самарские, тольяттинские, московские и питерские художники – всего более 50 человек. В их числе несколько известных в соответствующих российских и зарубежных кругах персон из Санкт-Петербурга, Москвы и Новосибирска.

Не мудрствуя лукаво, о проекте «Норма» я расспросил одного из основных его закопёрщиков – самарского художника Фрола Весёлого. Ему слово:

– По существу, это частная инициатива двух человек: моя и Ильи Полякова – сокуратора проекта. Суть проекта в том, что в последнее время все без исключения нормы нашей жизни сильно, а порой и коренным образом поменялись, и этот процесс продолжается непрерывно. Нам захотелось отразить это работами современных художников, которые обязаны работать с реальностью. В жизни существуют разные нормы, и мы представили различные взгляды художников на нашу жизнь.

Проект не ограничен какими-либо жанровыми рамками. Я старался подобрать людей с самыми непохожими, подчас противоположными взглядами на мир, творческими манерами, жизненными позициями. Яркий пример – Гриша Ющенко – молодой санкт-петербургский художник, номинант премии Кандинского, его землячка Наташа Романова из Санкт-Петербурга, Вася Ложкин из Москвы, Евгений Рябушко и Артем Лоскутов из Новосибирска, самарцы Олег Захаркин, Толик Гайдук, Катя Осипова, Аня Коржова. Каждый из участников проекта по-своему, оригинально видит окружающую нас жизнь.

Является ли главным для «Нормы» эпатаж публики? Конечно… Людей нужно время от времени встряхивать. И мы представляем работы разных жанров. Например, Григорий Ющенко создал художественные коллажи из афиш. Евгений Рябушко – серию оригинальных женских фотографий, рядом с которыми размещены снимки с двойным экспонированием и с размытым изображением , на которых угадываются обнажённые фигуры.


Из личных впечатлений

Всё балансирует на грани дозволенного – и по самому видеоряду, и по надписям, и по откровенно нецензурной лексике – это первое впечатление от экспозиции. По существу это чистой воды провокация. Но это именно то, чем, по мнению устроителей, живут сегодня люди. И при этом никаких запретов: ведь даже почитающиеся нецензурными слова собираются включить в орфографические словари, и это тоже станет обычной нормой.

Первая и самая масштабная выставка проекта расположилась в «Арт-центре». Её вернисаж прошёл в почти экстремальных условиях: находящееся в процессе ремонта неотапливаемое помещение, в интерьерах которого – самые необычные, порою эпатирующие разножанровые экспонаты. Главное ощущение – адский холод: насквозь промёрзшие стены как бы источали холодные волны. Впрочем, это нисколько не смущало ни снующих взад-вперёд устроителей и авторов экспозиции, ни постепенно собирающуюся публику – практически на сто процентов молодёжь.

В одном из интерьеров – полотно АНАТОЛИЯ ГАЙДУКА, на котором серия огромных кулаков. Они расположены один под другим и даже переходят со стены на пол. Анатолий наш земляк. Он не считает себя профессиональным художником. Окончив академию архитектуры и строительства, работает дизайнером. «Это просто кулаки, – поясняет он. – Я нарисовал их обычными красками и кистью. Но это создавалось в особой обстановке: на полу, потом покрывалось пылью. Каждый кулак я рисовал отдельно, не под копирку. На полотне их шесть, но должно быть больше – подвёл бюджет. В идеале я растянул бы это полотно километров на десять и закрутил бы его по кругу».

Рядом с описанной работой – подвешенный к потолку кусок гофрированной вытяжной трубы. Это тоже один из экспонатов выставки. Меня заинтересовала серия живописных, напечатанных на специальной бумаге постеров. Их автор ВАСИЛИЙ ЛОЖКИН – музыкант, человек, также не относящий себя к художникам, а свои работы называющий исключительно мазнёй. Его серия постеров – история некоего города Кобылозаводовска – антипода духовно возвышенного Китежграда. На них изображены люди и животные, обитающие в этом городе. Люди грубы, невоспитанны, отталкивающе безобразны. И всё потому, что на заводе по переработке химотходов из США, где они работают, получают чистейший этиловый спирт, который они с удовольствием употребляют…

Свою персональную выставку ФРОЛ ВЕСЕЛЫЙ развернул в арт-кафе IN CUBE. На двенадцати живописных полотнах, размещённых по периметру обширного интерьера, – женские силуэты, поражающие своей болезненной худобой, изломанностью поз. Художник не фиксирует внимание на деталях. На полотнах некие обобщённые женские силуэты. Некоторые картины напоминают эскизы. Даже позы – резкие и угловатые, подчеркивают некую ущербность моделей, отсутствие в них женственности.

Всё это, по мнению автора, является отражением того пропагандистского стандарта, который навязывается сегодня средствами массовой информации, телевидением. Здесь нет идеала, а просто констатация факта, существующего в наши дни клише. Эта серия называется «Анорексия», что означает чрезмерное истощение. Суть проекта – в исчезновении подлинной красоты, женственности, сексуальности. Превалирует изломанная живописная манера, что не случайно: писать в реалистической манере Фролу неинтересно – это уже было.

Но из головы не выходила крамольная мысль: ведь и то, что довелось увидеть в рамках проекта «Норма», по большому счету тоже уже было, было и было.

На современные вернисажи в Самаре ходят те, кого это интересует. Что касается консервативной «общественности», то она предпочитает не замечать попыток внедрить в культурную ауру города некие новые тенденции и «нормы». Впрочем, не исключено, что эта прослойка не замечает и самой культурной ауры: кому это нужно, если в жизни и так проблем выше крыши.

Между тем во всех выставочных интерьерах «Нормы» царит абсолютно непринуждённая обстановка. Сложилось впечатление, что молодёжь приходит сюда просто потусоваться, пообщаться, приятно провести время и что её не так уж интересуют заковыристые сверхзадачи вписанных в интерьеры арт-проектов. Во всяком случае каких-либо особых эмоциональных всплесков, заинтересованного обсуждения и обмена мнениями услышать не довелось. Но, может быть, это вовсе и не предполагалось...


Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов