Оглавление
01#2010
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Туризм в Самарской области
Экология
Экономика и финансы
Энергетика Самарской области

В ледовых объятиях земли

— Самара
В ледовых объятиях земли 

Что такое Арктика и Антарктика?

Для большинства из нас всего лишь темы из школьного учебника географии. И лишь для немногих – очередной виток познания себя.

Артур Чубаркин – действительный член Русского географического общества и Ассоциации полярников России – счастливый путешественник, ощутивший «ласку» ледяной стихии собственной кожей. В 1998 году ему выпала удача лавировать между айсбергами у берегов Антарктиды, в 2006 году – толкать сани с собачьей упряжкой до Северного полюса Земли.

Справка:

Артур Чубаркин – участник меридиональной экспедиции к Антарктиде на яхте «Урания-2» (1997–1999 гг.), участник экспедиции «Трансарктика-2006», действительный член Русского географического общества и Ассоциации полярников России, по профессии врач психотерапевт. Родился на Чукотке в семье летчика. Сейчас живет и работает в Тольятти.

Георгий Карпенко – автор и организатор проекта меридиональная экспедиция к Антарктиде на яхте «Урания-2» (1997–1999 гг.) и экспедиции «Трансарктика-2006»; мастер спорта по туризму, действительный член Русского географического общества и Ассоциации полярников России, член Союза писателей России.

Артур Чубаркин


Часть I.

К берегам шестого континента Под парусами на «Урании-2»

Еще пару столетий назад на географических картах Земли не значилась Антарктида. Наличие еще одного, самого южного, материка было домыслом ученых. Споры о том – есть шестой материк или нет – разрешили русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, когда в 1820 году первыми обнаружили берега Антарктиды. В 1997 году из Санкт-Петербурга к антарктическим берегам отправилась яхта «Урания-2». Это была экспедиция Георгия Карпенко. Команда «Урании-2» намеревалась повторить путь русских первопроходцев. В состав экипажа «Урании-2» за полтора года путешествия вошло 15 человек. На самом сложном этапе «Южная Америка – Антарктида» работало семеро человек: Георгий Карпенко (Московская область, г. Пушкино), Дмитрий Шаромов (Владивосток), Аркадий Колыбалов (г. Москва), Валерий Пикулев (г. Николаевск-на-Амуре), Иван Кузнецов (Воронежская область, г. Россошь), Александр Харитонов (г. Петрозаводск) и Артур Чубаркин (г.Тольятти).

О целях и характере экспедиции к Южному полярному кругу Артур Чубаркин рассказал следующее:

Наша экспедиция носила патриотический характер. Известно, что Антарктиду открыли российские мореплаватели Беллинсгаузен и Лазарев. Они прошли на двух шлюпах «Восток» и «Мирный» и, как говорится, «застолбили» эту землю, открыли материк. Но вслед за ними пришли англичане и заявили: «Это наше!». Как следствие этого спора – двойные названия у географических объектов – в русской и английской версиях. Мы решили пройти маршрутами Беллинсгаузена и Лазарева и стать второй парусной российской экспедицией к Антарктиде.

Была еще и научная идея. Обычно китобои, направляясь в антарктические воды на промысел, уходили с попутным ветром к Африке. В отличие от них мы хотели идти на Запад по-над кромкой льда, в зоне дрейфа айсбергов, где меньше влияние штормов и где мы попадали во власть местных циклонов, диаметром 100-200 миль. Эти циклоны уходят на восток в пролив Дрейка, который мореплаватели называют «сквозняком Земли». Возникла идея использовать их.

Каким образом выстраивался маршрут? Всё ли удалось из того, что затевали?

Планировалось, что «Урания-2», выйдя из Санкт-Петербурга, спустится по Атлантике до Антарктиды и далее пойдет вдоль антарктических берегов южнее Южного полярного круга на запад до меридиана Новой Зеландии, после чего направится в сторону родных берегов с юга на север.

Плюс отдельным этапом пересечение тремя участниками ледового континента на парусном буере Южного Полюса.

Реально же, дойдя до Антарктиды под парусами, посетив на побережье пять полярных станций, в том числе станцию «Беллинсгаузен» (Россия), и, пройдя море Беллинсгаузена и море Лазарева, мы были вынуждены развернуться и отправиться в обратный путь.

Почему?

Вышел из строя редуктор, из-за чего пришлось подняться выше линии айсбергов, где мы выигрывали в сутки только 5-7 миль в западном направлении. Обледенение мешало ночью идти под парусами. Кончалась вода, еда. Развернувшись, мы собрали все шторма пролива Дрейка под семиметровым «дубовым» штормовым стакселем. И напоследок в районе мыса Горн – неожиданный штиль, приливное течение, скалы вокруг, обвешанная всеми немыслимыми парусами яхта и – улыбка фортуны (а может, пинок под зад?) – слабое дуновение, на котором мы выбрались со сломанным эхолотом.

Какая она – Антарктида?

Антарктида – это громадный, высокий континент, высотой до трех километров над уровнем моря. Когда двигались вдоль берега, постоянно слышали канонаду. На наших глазах рушились ледяные глыбы толщиной до нескольких сот метров, образовывались айсберги. Однажды встретился айсберг-остров длиною в 100 км. Просто отломилась часть кромки берега и застряла в десяти километрах от него. Грандиозное зрелище!

Всё, что я знал об айсбергах раньше, так это то, что 1/3 часть у них находится над водой, а 2/3 скрыто в морской пучине.

Но оказалось, что айсберги бывают разные. Самые опасные называются «свиньи»: они находятся целиком под водой, поскольку надводная часть у них уже разрушилась. Присутствие «свиней» днем едва можно определить по бурунам. Радаром их не обнаружить. Один раз мы прошли мимо одного такого ночью, буквально в 3-х метрах. Повезло, что подводная часть глыбины была вертикальной. Не зря говорится: «Подложить свинью».

Видимо, не просто уходить от «свиней»?

Мы не уходили, а лавировали. Сознательно спустились южнее полярного круга. Когда айсбергов становилось слишком много, сбрасывали паруса и шли под мотором. Экипаж постоянно был в напряжении. Чувство страха настолько было велико, что возникало даже некое его притупление. Опасность воспринималась уже не эмоционально, а рационально. Это стало некой самозащитой организма.

Период антарктической экспедиции совпал с периодом антарктического лета, когда к берегам Антарктиды приходят киты и касатки. Интересно, что «думали» животные, встречая непонятный объект с потрепанными парусами?

Объект вызывал у них любопытство. Киты пытались с ним играть: кружили, подныривали, неожиданно выпрыгивали слева, справа, делали сальто. Мы боялись, что они заденут нашу «Уранию». Но киты отнеслись к ней дружелюбно. Понимали, что это – нечто особенное.

На льдинах постоянно возлежали морские слоны, львы, леопарды, котики. Кого только не было! Львы и леопарды – хищные животные, могут напасть на человека. Агрессивно ведет себя морской котик, если кто-то заходит в зону его гарема. А вот морские слоны не столь опасны, хоть и хищники, питаются они рыбой.

Уникальные существа – пингвины. Самый красивый – пингвин императорский. Но он живет в глубине материка. Нам же довелось видеть пингвинов-полицейских и пингвинов Адели. Заходишь в их стаю, они как куры разбегаются. Спят стоя, голову набок.

Встречались нам и мигрирующие пингвины прямо в море, когда мы прошли пролив Дрейка и были на подходе к острову Эстадос. В этом месте теплое течение. Мы бросили якорь и, облачившись в гидрокостюмы, по очереди ныряли среди пингвиньей братии. А те пытались коснуться под водой человека своим телом или крылом.

Походы на такие дальние расстояния требуют немало затрат. Кто финансировал экспедицию?

Экспедиция не имела государственной и правительственной поддержки, поэтому с финансированием дела обстояли очень плохо. Мы предприняли немало усилий для нахождения спонсоров, но политическая ситуация в стране, дефолт 1998 года лишили нас возможности получить полноценную спонсорскую помощь. Сорвался договор с АвтоВАЗом, который вместо обещанных 80 тысяч долларов смог выделить 80 тысяч рублей. Да и то были выданы не деньги, а две машины, которые необходимо было самим реализовать. Большое содействие обещал известный водочный бизнесмен Смирнов, но в его бизнесе случились серьезные неприятности, и он вместо обещанных денег смог выделить 20 ящиков водки. Позже в Англии мы продали ее яхтсменам и на вырученные деньги приобрели радар. так бюжет мы смогли приобрести новый ...ее в ...и оныделением спонсорской водки.ация в стране, дефолт 1998 года лишили нас во

В своей книге «Под парусом к Антарктиде» Георгий Карпенко пишет, что на Антарктиду легче попасть, чем от нее уйти. В последней главе «По Южному полярному кругу» он рассказывает о безрезультатной попытке команды прорваться к Новой Зеландии и о катастрофических ситуациях, которые постоянно возникали вокруг яхты. Что вам помогло тогда выжить?

Огромное желание вернуться домой. Хотя на всякий случай, уходя в экспедицию, я прощался с семьей навсегда.

Это была проверка всех моих человеческих качеств и умений, в том числе, как ни странно это звучит, разумности и адекватности. Я никогда не иду «покорять» природу, я в нее вживаюсь. Люблю весь экипаж «Урании». Замечательные люди, я ими горжусь…

Очень «грели» сеансы радиосвязи. Кудесник Иван Кузнецов через весь земной шар устанавливал радиосвязь с таким же соратником Валентином Кириченко в поселке Берёза, а тот прикладывал телефонную трубку к рации и звонил моим родителям. И звучал голос отца, мамы. Помогала гитара. До сих пор на российской станции «Беллинсгаузен» поют привезенные нами песни Юрия Панюшкина и Сергея Анцинова.

Если коснуться политической стороны: на Антарктиду смотрит много стран...

Восемь стран занимаются ее исследованием – соответственно существует конкуренция. По международным законам военных в Антарктиде быть не должно, но самая ближайшая страна Чили претендует на часть Антарктиды. При этом Чили спорит в основном с Аргентиной. Оружия чилийцы здесь не носят, но все в военной форме, летают на военных самолетах. Ощущается, что чилийцы пытаются себя вести как хозяева. И им это удается. Они много вкладывают в это денег. На острове Беллинсгаузен, например, одна станция российская, а рядышком – чилийская. Аэродром там был построен нашими, но мы не смогли его содержать, и чилийцы его выкупили.

Геополитические амбиции по поводу Антарктиды просматриваются и у других стран. Ресурсы Земли исчезают, малоизведанными зонами остаются полюса. Антарктида очень богата природными ископаемыми. Но за счет сурового климата она остается пока малодоступной.


Часть II.

Ориентация – север

Трансарктика-2006


Спустя восемь лет со дня окончания антарктической «одиссеи» Георгий Карпенко и Артур Чубаркин приступили к новому проекту – в марте 2006 г. они направились к Северному полюсу. Их экспедиция, получившая название «Трансарктика-2006», длилась 56 дней. Чубаркин и Карпенко на собачьих упряжках прошли по дрейфующим льдам 1200 километров и 28 апреля 2006 г. достигли Северного полюса. Вместе с людьми трудности трансарктического перехода делили двенадцать чукотских лаек из поселка Нешкан.

Артур, почему в век технического прогресса был выбран дедовский способ передвижения?

Многие первопроходцы ходили на собаках, но при этом использовали их не только как средство передвижения, но и как корм для их сородичей. Мы задались целью пройти весь путь на собаках, сохранив им жизни. Это была гуманная идея.

Чукотские собаки – это самая светлая, теплая сторона нашей экспедиции. Они – настоящие друзья. У каждого из нас были свои любимцы. У меня, например, был Чёртик. Мы с ним выделяли друг друга: он меня из людей, а я его из собачьей стаи. Все собаки имели короткие имена: Каргель, Амынан, Господин, Двойка, Что, Где ...

Вспомните самый яркий день вашего путешествия.

День выброски на Северную Землю, откуда стартовала экспедиция. Мы были в экстазе, кувыркались в снегу, обнимались с собаками, целовались. Первые 35 дней я шел абсолютно счастливым, мне вообще все нравилось. Потом уже стали одолевать холод, физическая усталость. В последние две недели мы находились в состоянии транса, шли на автоматизме. Порой я ужасался: «Что мы такое делаем: препятствия берем без подстраховок, без проверки!». Спасало то, что мы с собаками стали единым целым.

В начале пути экспедиция имела груз в 650 кг. Сдвинуть его собакам было не по силам. Как же вы передвигались?

Мы перетаскивали груз по частям, используя способ челнока. Один отрезок пути проходили по три раза. На третьи сутки, вернувшись за очередной порцией груза, мы увидели, что его уже ворошат медведи. Тогда придумали перевозить груз «паровозиком», весь сразу, распределив его на четверо саней, привязанных друг к другу. Я выступал в роли каюра, шел впереди. Одного рывка собак хватало на передвижение двух первых нарт; собаки останавливались, и я подтягивал задние нарты. И так две недели двигались «шажками» по полтора метра тысячу раз в день. Скорость маленькая, но зато не приходилось возвращаться. Потом уже, когда собаки подъели корм, передвигаться стали быстрее.

Главной проблемой экспедиции было то, что вы шли по дрейфующим льдам и во многом зависели от ветра.

Теоретически попутного ветра должно было быть столько же, сколько и встречного. Но на практике встречный ветер дул чаще. Очень обидно, когда вместо пройденных 10 км GPS показывал 5. Или утром просыпаешься, и оказывается, что ты находишься на том же самом расстоянии от цели, что был сутки назад. Когда мы подходили к полюсу, встречный дрейф был 900 метров в час. Зато попутный ветер был подарком: проходишь по льду пять километров, а по GPS оказывается девять.

Как вы боролись с холодом?

Мы аккумулировали тепло через движение, вытаскивали его из мышц. Я всё время был взмыленный как лошадь, потому что таскал сани. Мы не были укутаны. Если оденешься больше, начинаешь потеть и терять влагу. А вот останавливаться было сложно – сразу пробирал холод. А так хотелось отдохнуть…

Если бы что-то случилось, кто бы вас спасал?

Все ситуации были просчитаны заранее. Пять лет мы тщательно готовились: изучили материалы семнадцати полярных экспедиций, учли их ошибки, разработали свою тактику.

К примеру, когда Георгий провалился под лед, у него было всего две минуты на переодевание, иначе при тридцатипятиградусном морозе одежду невозможно было бы снять. Переодевшись, он бегал кругами со стокилограммовыми санями, чтобы разогреться. А я тем временем ставил палатку, разводил примус, готовил спирт.

Арктике свойственно преподносить сюрпризы?

Да. Например, во время сильного мороза в воздухе стоит снежная взвесь – «белая мгла», и тогда можно наблюдать оптическое искажение расстояния. Ты стоишь и не видишь внизу опоры. Шагаешь, думаешь, что ровно, а под ногами – ямы или бугры. Оступаешься, падаешь… Однажды мы сквозь снежную мглу увидали палатку, обрадовались, думали, что это чья-то экспедиция. Но палаткой оказался наш мешок, унесенный ветром.

А что собой представляет торошение и чем оно опасно?

Торошение – грандиозное зрелище: на стыке надвигающихся льдов возникает шевелящийся вал высотой от полутора до шести метров, стоит треск и гул. Чтобы преодолеть возникшее препятствие, Георгий перебегал на ту сторону вала и оттуда по-чукотски звал собак «Кети! Кети!», а я давал команду «Тагам, тагам!». Собакам страшно, они визжат, стоят на месте, нас не слушаются. Тогда Георгий привязывает к передней паре собак веревку и сам на валу тянет упряжку. Самое главное – перетащить вожака, за ним пойдут остальные. Но вожак решается не сразу: начинает выть, лаять в сторону упряжки. Между собаками как бы идет «диалог»… Наконец, собаки срываются с места и перебегают на сторону Георгия.

Сильно ли вам досаждали белые медведи?

У нас было восемь встреч с медведями. Чукчи предупреждали, что медведя можно прогнать или как-то договариваться с ним, пока он не зашипит. Если медведь зашипел (а шипение у него как у змеи) – значит, он готовится к атаке.

Медведи всегда подбирались с подветренной стороны. На оружие и ракетницы не реагировали – для них это были просто хлопки, похожие на треск льда. Приходилось отпугивать медведей бензином.

Конечно, прогнать непрошеных гостей могли и собаки. Но, если собаки на привязи, медведи могли их легко перебить. Один такой «шипун» очень близко подошел к собакам, нам пришлось стрелять. Мы ранили его в бедро, и он убежал. А вот последний, восьмой медведь, повстречавшийся нам уже в 750 км от большой земли (или в 200 км от полюса), оказался очень голодным и агрессивным. Он совершенно неожиданно выскочил из-за торосов, просто несся на нас (медведь только кажется медлительным, у него прыжки до 6 метров в длину). В этой ситуации мы едва успели достать карабин. Убили медведя только со второго выстрела, первый дал осечку. К медведю мы отнеслись как охотники: разделали его, поблагодарили по чукотским законам, потом съели. Правда, собаки у нас уже отвыкли от свежего мяса, приходилось давать им его понемногу.

Вы достигли полюса, преодолев автономно 970 км. Что должно было быть после заветной точки?

Дойдя до полюса, мы должны были получить единственный подброс корма для собак и потом автономно следовать до Канады, до которой оставалось 745 км, сорок процентов пути. Идти было бы уже легче: меньше трещин, более плотный паковый лед возле побережья, солнце, тепло. Но до Канады мы не дошли, нам помешали некоторые обстоятельства.

Какие?

В Арктике есть определенные зоны ответственности государств: от Северной Земли до полюса – российская зона, 3 градуса после полюса – зона Норвегии, и 4 градуса – Канады. Приблизившись к зоне Норвегии, мы попросили норвежскую сторону нас курировать. Норвегия не ожидала, что мы дойдем (по статистике до Северного полюса доходят только с шестой попытки), а своих экспедиций у Норвегии в том году не было. Делать заброс горючего только ради нас было невыгодно, и она отказала, предложив обратиться к Канаде. Канада согласилась, но запросила 107 тысяч долларов или гарантийные письма на эту сумму от одного из трех европейских банков. Решить этот вопрос за считанные дни было невозможно. К тому же, сворачивал свою работу наш ледовый аэродром Борнео. И мы приняли решение закончить экспедицию.

Не сожалеете о том, что экспедицию пришлось закончить, не достигнув Канады?

Конечно, гложет чувство досады… Но, с другой стороны, для меня полюс – уже много. Это была возможность еще раз окунуться в атмосферу, близкую мне по детству, очередной виток познания себя. Я хотел идти и наслаждаться. Гера удивлялся: как можно так говорить об Арктике? Он видел в ней силу, опасную для человека.


Часть III.

«У героя стратегия жертвы»

Немаловажный аспект любой экспедиции – сохранение психологического климата в команде. Как обстояли дела на этот счет?

Еще в начале пути к Антарктиде на «Урании-2» я объяснил экипажу, как жить в замкнутом пространстве, сказал, что наша задача – не терпеть, а говорить, что не так, договариваться. Лучше заранее прояснить все сомнения, чем ждать, пока это все накопится и взорвется. Хотя Георгий, как организатор экспедиции, все-таки старался терпеть.

В стрессовых ситуациях страдают нервы. Есть какие-то приемы, помогающие их сберечь?

Если говорить обо мне, то уровень готовности к стрессу у меня достаточно высокий. Гораздо сложнее, если люди попадают в стрессовые ситуации неожиданно для себя. Тогда стресс кого-то ломает, кого-то закаляет. Мы шли на опасности сознательно.

В психотерапии есть такая работа образа. Если ты контактируешь с образом, то твое состояние меняется. Откуда силу взять? Из организма! В какой-то степени это техника разговора с собственным ресурсом. Мы могли разговаривать со льдом, с ветром, с собаками. Когда я шел к Северному полюсу, то очень часто обращался мысленно к образу своей бабушки, образу директора школы, к реальным людям. Вел внутренний диалог с людьми, которых я знал, у которых сильная энергия.

Вы как психотерапевт проводите тренинг на выявление поведения человека – Победитель, Жертва, Мешок. А какова ваша стратегия поведения по жизни?

У каждого человека представлены все три стратегии. Какие-то выражены сильнее, какие-то слабее. Стратегию, которую я выбрал для себя и которая у меня стоит на первом месте, – это стратегия Победителя. Она от отца. На втором месте у меня стоит стратегия Жертвы – в маме моей было больше жертвенности.

Когда у тебя много сил, ты можешь участвовать в другом человеке. А когда нет сил, ты уже не можешь и не должен участвовать в другом человеке. Ты должен сделать собственный шаг для себя. Я учу людей заботиться о себе и относиться к этому как к нравственному подходу. Фактически это тренинг на обучение стратегии Победителя: сначала позаботься о себе, аккумулируй энергию для собственного равновесия, и после этого переноси ее на своих близких, друзей. И так всё шире и шире.

А вот, выбрав стратегию Мешка, сможет человек пройти через Арктику?

Мешок – это пассивная стратегия. К примеру, у человека высокий потенциал, но он кинетически его не реализовывает, за него решают проблемы другие люди, он старается прилепиться к кому-нибудь, чаще всего к жертве.

Вообще самыми сильными стратегиями по нравственному чувству являются стратегии Победителя и Жертвы. Разница лишь в том, что Победитель умеет заботиться о себе и участвует в людях от избытка, а жертва всегда участвует в других, ставя себя на второе место. Жертва себя активно уничтожает, теряет свой потенциал, у нее закон сохранения энергии работает в минус.

Участников похода к Антарктиде и экспедиции «Трансарктика-2006» часто называют героями. А вы сами считаете себя таковыми?

Мы не герои. Мы просто очень хорошо знаем то, чем занимаемся… У героя стратегия Жертвы. Герои стремятся к намеченному любой ценой, чаще всего во имя внутреннего комплекса. Вариант достижения цели любой ценой – это не наш вариант.

Автор: Елена Абкина


Автор:Елена Абкина