Оглавление
02#2010
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Спорт Самарской области
Экология

"ИЛ-2": да будет свет!

— Самара

Любоваться знаменитым символом Самары – монументом самолёту Ил-2 – стало возможно не только днём, но и ночью. Легендарный штурмовик, установленный на постаменте, на перекрёстке Московского шоссе и проспекта Кирова, получил новую подсветку к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Алексей Леликов

Алексей Леликов, генеральный директор «РосМонтажСтрой»:

– Памятник самолёту Ил-2, как символ города, хорошо знаком не только горожанам, но и далеко за его пределами. Мы отнеслись к работе над проектом его световой подсветки как к социальной акции, ведь нет в нашей стране, в нашем городе человека – родственники которого не участвовали бы в войне. Как сам самолёт, так и постамент имеют сложную конфигурацию, при его освещении не годятся обычные инженерно-технические приёмы, применяемые для освещения зданий. Решать эту задачу было интересно и почётно для нас.

Наталья Жданова

Наталья Жданова, директор дизайн-студии «Квартира № 50»:

– В Самаре мало кто обращает внимание как на подсветку зданий, так и на подсветку памятников и монументов. Самолёт Ил-2 и постамент, на котором он установлен, обладают сложной геометрической формой. Как его подсветить? После жарких профессиональных споров с дизайнерами, инженерами и электриками мы решили остановиться на варианте подсветки легендарного самолета снизу. Помимо этого на уровне асфальтового покрытия создан визуальный эффект из череды светильников, как на взлётно-посадочной полосе.

История штурмовика, привычно готовившегося взмыть в небо с постамента в Самаре – достойна отдельного рассказа, ведь она целая легенда. Во время Второй мировой эту боевую железную птицу наши соотечественники нарекли «летающим танком». Недруги поступили проще и прозвали «мясорубкой» (нем. Fleischwolf). Этот самый массовый отечественный самолёт той поры принимал участие в боевых вылетах на всех театрах военных действий. Ил- 2 серийно производился на двух куйбышевских авиационных заводах.

Изготовлено этих самолётов в нашей стране (в различных модификациях, включая заводы в Воронеже и Москве) было около 36 тысяч штук. Однако к тридцатилетию Победы, когда в советском Куйбышеве решили поставить Ил-2 на постамент и сделать из штурмовика монумент, найти подходящую машину, с более-менее сохранившимся фюзеляжем и крыльями, было весьма непростой задачей. После нескольких попыток и усиленных поисков на эту почётную роль был выбран самолёт, найденный в карельских болотах. Он после реставрации на авиационном заводе и был установлен на постаменте, на перекрёстке Московского шоссе и проспекта Кирова.

Торжественное открытие монумента, приуроченное к юбилейной дате тридцатилетия победы в Великой Отечественной войне, состоялось 9 мая 1975 года. Самолёт Ил-2 обрёл вторую жизнь и стал не только визитной карточкой города, но и материальным символом-легендой победы наших граждан над фашизмом. Как тех, кто воевал на фронте, так и тех, кто трудился на предприятиях в тылу. Вообще Ил-2 был уникальной боевой машиной, в период с 1940 по 1944 годы ему не было достойного аналога во всём мире, по характеристикам выживаемости в бою, относительной технологичности в производстве, дешевизны и суммарной полезной нагрузки (авиационных бомб), которую можно было бы взять на борт.

До недавнего времени, начиная с 1975 года, освещение памятника «Ил-2» производилось за счёт двух опор. Затем их количество увеличили до чётырех. То, что любоваться им можно было только в светлое время суток, а ночью он погружался во тьму, – стало привычным сценарием, с повторяемостью которого горожане мирились больше 30 лет. Всё изменилось на наших глазах, в 2010 году, в канун подготовки праздничных мероприятий к 9 Мая.

После установки новой системы освещения на территории, на которой сегодня расположен монумент штурмовику, были отреставрированы все световые опоры, к которым привыкли горожане. На них появились новые прожекторы с энергосберегающими и современными металлогалогеновыми лампами. Они позволили добиться эффекта равномерной заливки площадки светом, который не ослепляет посетителей «Ил-2» и проезжающих мимо водителей. Почти два десятка антивандальных светильников, вмонтированных в асфальт, формируют яркое световое пятно подсветки. Как было и как стало, можно сравнить на фотографиях.

Штурмовик освещается снизу контрастными лучами, переходы от одного луча к другому создают неповторимую игру света, как это бывает при взлетающем самолёте, в ночное время суток. Лучи идут как на сам фюзеляж железной птицы, так и на её крылья. Для того чтобы усилить у потенциального зрителя динамическое впечатление взлёта и отрыва самолёта от постамента, в асфальт вмонтированы дополнительные круглые светильники, которые создают яркий запоминающийся образ взлётно-посадочной полосы.

Финансирование работ велось за счёт внебюджетных источников (мало кому известно, но казна самарского муниципалитета не была тронута), в том числе благодаря спонсорской и инженерно-технической поддержке представителей самарского бизнеса – проектно-строительной компании «РосМонтажСтрой» и МУП «Самарагорсвет». Мероприятия по празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне закончились. Жизнь продолжается. Новая подсветка, как дар Самаре, как символ светлой памяти о ныне живущих ветеранах и тех, кто навсегда остался в наших сердцах – будет ежедневно радовать всех нас и
гостей города ещё долгие годы.