Оглавление
02#2010
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Спорт Самарской области
Экология

Культурное пространство

— Самара

Э.А. Куруленко

Постоянный научный и творческий поиск педагогического и студенческого коллектива Самарской академии культуры и искусства не раз за 39 лет её работы приводил к необходимости изменить название. Но неизменным хранителем-оберегом следовало за статусным, отмеченным заслуженными регалиями вузом его озорное, непричёсанное домашнее прозвище «кулёк», пряча за этой фонетической игрой слов ключевое понятие – КУЛЬТУРА. Так или иначе, но в толковом словаре любое значение слова культура связано с деятельностью, инициативой, усилием. Эти же составляющие являются непременным условием успешного результата в любой работе. О достижениях коллектива СГАКИ согласилась рассказать нашим читателям его ректор Эллеонора Александровна КУРУЛЕНКО.

– Эллеонора Александровна, сфера культуры как раз одна из тех, которые наиболее уязвимы в период нестабильной экономической ситуации. Каково нынешнее положение академии? Она выживает или имеете собственные силы держаться на плаву?

– Выживаем – это не про нас. Мы живём полнокровно, насыщенной жизнью. Студенты и преподаватели участвуют и побеждают в научных и творческих конкурсах, дают массу концертов. Безусловно, мы отдаём себе отчёт, что при более солидном финансировании могли бы участвовать в большем количестве проектов. Хочется также, чтобы зарплата преподавателей и сотрудников была выше. Но вместе с тем будем ценить и то, что имеем: 2 учебных корпуса, 2 общежития, база отдыха, компьютерное обеспечение, музыкальные инструменты, хотя и нуждающиеся в некотором обновлении. Надеемся, что федеральная целевая программа «Культура России», куда мы подали заявку, позволит профинансировать ремонт и реставрацию здания академии, которое является памятником культуры федерального значения. Планируется развивать новые специальности, в том числе и в аспирантуре, открыть учёный совет по защите докторских и кандидатских диссертаций.

– Изменился ли поток студентов за последние годы в связи с изменением демографической ситуации?

– Я была бы неискренней, если бы сказала, что демографический кризис не коснулся нашего учебного заведения. Он коснулся абсолютно всех, и на протяжении пяти лет мы будем пожинать его плоды – сокращение конкурса и бюджетных мест во всех вузах страны. Другой вопрос, какие специальности будут затронуты. Дело в том, что нельзя выпускать массовым тиражом пианистов, вокалистов. Это ювелирная работа. И, безусловно, государство всегда вкладывало солидные деньги в их подготовку. Лекционный курс в 200-300 часов в этом случае планируется для одного-двух человек, занятия с инструментом и вокалом тоже индивидуальны. Проблема такая есть, но по-другому и нельзя подготовить профессионала. Решение её видим в переходе на стандарт высшего образования «третьего поколения», при котором часть специальностей останется на специалитете, а часть перейдёт на бакалавриат. И для открытия магистратуры своими же силами готовим необходимый кадровый состав: осенью ожидаем защиты 2 докторских диссертаций наших преподавателей, и несколько кандидатских уже готово к защите. В этом учебном году защищены 1 докторская и 7 кандидатских диссертаций. Но демографическая проблема подошла к нам и с другой стороны. Общество стареет, а это касается и преподавательского состава. Мы ценим опытных педагогов с многолетним стажем работы и возлагаем надежды на молодое поколение. Но, к сожалению, 35-40-летних профессоров, доцентов, работающих наиболее продуктивно, у нас не так уж много. А если средний возраст педагогов вуза пятьдесят лет, то положение дел надо менять. В настоящее время разрабатывается программа по поддержке молодых преподавателей.

– С 2004 года на базе СГАКИ существует факультет информационных и межкультурных коммуникаций. На какую потребность рынка труда откликнулась академия открытием направления «Лингвистика и межкультурная коммуникация»?

– Мы сейчас существуем в едином информационном пространстве. Глобализация расширяет границы. И понимание руководителями любой фирмы, любой организации сущности культурных процессов, которые происходят во всём мире, просто необходимо. Сфера применения знаний, полученных нашими выпускниками, очень широка: от системы массовых коммуникаций (радио, телевидение, кино) до промышленных и торговых компаний (автомобильный, нефтяной бизнес). Такой специалист является большой ценностью для сегодняшнего и завтрашнего дня, поскольку кроме языка, знает ещё и культуру данной страны, а также менталитет её населения, что часто бывает необходимо для заключения договоров и ведения совместной деятельности. На эту специальность – стабильный конкурс. Очень интересны кандидатские диссертации, которые разрабатывают проблематику межкультурных коммуникаций. Считаю, что перспективы у данной специальности значительные.

– Академия издаёт собственную газету «Будущее культуры», куда материал готовят сами студенты: новости, актуальные проблемы, научные, а также творческие успехи студентов и педагогов. Но будущее – это продолжение дня сегодняшнего. Что, на Ваш взгляд, отличает современных студентов, от которых во многом зависит будущее культуры?

– За тридцать девять лет существования нашей академии темп жизни очень изменился. В нынешних студентах мне нравится их активность и способность быстро схватывать и осваивать новинки. В них больше практичности и меньше романтизма, чем десять-двадцать лет назад. Но во все времена были талантливые, трудолюбивые студенты и были бездельники. И если сегодня в нашем вузе остаются студенты-середнячки, то, видимо, виноваты и мы, преподаватели, которые пока не нашли способ зажечь в них огонь познания. Мы не можем отставать от времени. Преподаватель обязан готовить студентов не к жизни, которая была вчера, а научить их принимать вызовы завтрашнего дня, заложить в них внутренний стержень, помочь сформироваться творческой личности.

– Наш регион является лидером во многих областях, а особенно в области образования, часто становясь экспериментальной площадкой для инновационных проектов. В Самаре действует много вузов, дающих качественное образование, десятки театральных, концертных и выставочных залов ежедневно принимают зрителей. Но, тем не менее, общаясь с гостями, часто приходится слышать и не самые лестные отзывы о ней. Как Вы считаете, можно ли назвать Самару культурным городом?

– Дело-то в том, что сама культура включает в себя не только высшие достижения человеческого ума. То, что отвергается обществом как порок – потребление наркотиков, никотина, алкоголизм, – тоже выполняет в культуре определённую функцию. Если человек не развивается, не реализует себя в действительности, он делает это иллюзорно. Испытывая дефицит уважения, любви, полноты бытия, он компенсирует его состоянием опьянения. И мы можем наблюдать полярные проявления культуры. Есть подлинные её достижения: работа по освоению космоса, самолётостроение, искусство во всех видах. Но вместе с тем нередки случаи хамства, грубости, нечистоплотности. В «Россиках» (высказывания о России) записано: «Путник, идущий в Самару, повороти вспять, ибо город и народ его невежествен, грязен и груб». Хотя наряду с этим замечанием сохранились свидетельства о большом количестве зданий религиозного культа. Согрешив, люди испытывали потребность замолить грехи. Самара, безусловно, культурный город со всеми присущими ей достоинствами и недостатками. Хотелось бы, чтобы жители, полюбив свой город, не мусорили, не грубили. Чтобы сохраняли данную нам природой великолепную Волгу, Жигули. Это зависит от всех нас. Нельзя стать культурным вдруг – для этого нужны усилия. Академик Рагинский в одной из своих работ высказывает мнение, что развитие человечества шло по пути замены инстинктов культурными традициями. Инстинкт не надо сохранять: он дан от природы. А сохранение культурной традиции требует значительных усилий. Поэтому мы – жители Самары должны эти усилия совершать, чтобы город наш был чистым и красивым. А в том, то Самара культурный город, у меня нет никакого сомнения.

– В Самарском регионе уже не первый год говорят о развитии туристического бизнеса. А этнографический туризм для городского жителя является желанной альтернативой традиционному санаторно-курортному отдыху. В какой степени опыт и база академии способны содействовать или уже содействуют развитию этнографического туризма?

– Действительно, в нашем регионе порядка 10-ти лет развитию туристического бизнеса уделяется значительное внимание, и наша академия принимает активное участие в этом процессе.

Так, на основании результатов исследования вопроса о потребности Самарского региона в специалистах для индустрии туризма в 1999 году в СГАКИ была открыта специализация «Менеджмент туристско-экскурсионной деятельности» в рамках специальности «Социально-культурная деятельность», а в 2004 году эта специализация была преобразована в специализацию «Проектирование и организация туристического досуга», что непосредственно отвечает специфике подготовки кадров в вузах культуры. С этого момента на кафедре Туризма и экскурсионной деятельности было обозначено несколько приоритетных направлений научной и творческой деятельности – это, во-первых, такое направление, как экскурсионный менеджмент, а второе – анимация в туризме.

Что касается направления научно-творческих поисков преподавателей и студентов кафедры Туризма и экскурсионной деятельности, то за последнее время ими были разработаны три самостоятельных крупных проекта, направленных на развитие туризма в Самарской области. Это туристско-экскурсионный маршрут «Яблоневый сад», развитие территориального бренда «Жигули, разгадай их тайну» и программа развития этно-эко-культурного туризма в нашем регионе.

Развитие «провинциального» туризма позволит, прежде всего, перенаправить местные трудовые ресурсы из сферы производства в сферу обслуживания. Хорошо известно, что в сельской местности существуют определённые проблемы с поиском работы. Туризм в данном случае частично поможет решению этой сложной проблемы. К примеру, частные дома могут стать домашними гостиницами, ресторанчиками, блинными, пирожковыми и так далее. Таким образом, трудовая занятость населения является фактором смягчения социальной напряжённости и уменьшением случаев девиантного и деструктивного поведения, а также фактором экономического развития территории.

Что касается содействия академии развитию этнотуризма, то нами за почти сорокалетнюю историю существования на рынке образовательных услуг региона накоплен действительно богатый опыт.

Кафедра культурологии имеет солидную методическую базу в области региональной культуры и этнографии. Вклад в развитие этнотуризма внесли кафедры Народного хорового искусства, Режиссуры театрализованных представлений и праздников, Народного танца, Декоративно-прикладного творчества.

– Уже 10 лет существует в академии факультет дополнительного образования, предлагающий долгосрочные и краткосрочные модули профессиональной подготовки и переподготовки – менеджмент, история культуры и искусства, актёрское мастерство (в том числе для себя и карьеры), компьютер и музыка. Какие направления наиболее востребованы современными слушателями – гуманитарные или технологические?

– И те, и другие. Одним из востребованных является курс «Компьютер и музыка». Одновременно с этим популярностью пользуется программа «Джазовое пение».

– В каких международных научных проектах СГАКИ принимала участие в минувшем учебном году?

– Один из эффективных инструментов развития образовательной среды вуза – международное сотрудничество в рамках реализации совместных программ. Научный потенциал академии наиболее полно раскрывается через инициирование и совместное проведение с другими учебными заведениями и организациями конференций, семинаров, круглых столов международного, всероссийского, межрегионального, регионального статусов. Среди научных мероприятий хотелось бы отметить Международную конференцию «Н.В. Гоголь и языки культуры», которая включила в себя разнообразные формы работы – пленарное и секционные заседания, круглый стол, концертное выступление студентов Института музыки и украинского народного коллектива Центра «Проминь», хореографический показ по мотивам гоголевских произведений и театрализованное представление по произведениям Гоголя.

Все наши конференции направлены на повышение научного и профессионального уровня не только наших работников, но и студентов, так как практически на всех конференциями среди слушателей бывают студенты. Студенты творческих специальностей активно принимали участие в международных конкурсах и фестивалях: Международном фестивале детского и юношеского творчества «Радуга талантов», Международном форуме искусств славянских народов, Четвёртом международном конкурсе исполнителей русской народной песни им. С. Рахманинова и др.

– Кафедра декоративно-прикладного творчества создаёт виртуальный музей, театральный факультет готовит проект цикла телепередач «Академия театра». Это и многое другое – свидетельство хорошей технической базы и творческого потенциала студентов и преподавателей, которые уверенно чувствуют себя в насыщенном и постоянно меняющемся информационном пространстве. Какую модель выпускника формирует на протяжении всего периода обучения преподавательский состав СГАКИ?

– В наших студентах и выпускниках мы видим талантливых, энергичных, целеустремленных людей, способных и готовых учиться. Поэтому процесс совершенствования модели выпускника преподавательским составом академии, особенно в период перехода на стандарты высшего профессионального образования «третьего поколения» чрезвычайно актуален. Модель строится на основе компетентностного подхода. Одним из критериев построения такой модели является ориентация на качество обучения и уровень подготовленности выпускника к применению полученных знаний в профессиональной сфере деятельности, активное восприятие нового, способность учиться всю жизнь.

Границы культурного пространства в высоком смысле этого слова определяем мы сами, формируя ценности: что есть вера, добро, справедливость, порядочность, любовь. Понимание это лишь отчасти связано с академическим образованием, о чём и сказала в конце беседы Эллеонора Александровна, подводя её итог: «Как много нам дано Богом, природой: глаза, руки, ноги, разум. Как много мы можем сделать для собственного развития, используя эти возможности. С каждого из нас много спросится, потому что каждому из нас много дано. Жизнь – это уже победа и счастье, которым надо уметь радоваться».

Преподаватели о своей работе и успехах учеников

Нет прибора, который смог бы измерить уровень культуры, а вот единица измерения, думаю, есть – личность. Не всегда её имя звучит громко, но всегда уверенно. Немало таких имён среди преподавателей, выпускников и нынешних студентов Самарской государственной академии культуры и искусства. Их усилия, деятельность, инициатива на протяжении почти сорока лет привлекали в её культурное пространство талантливых и творческих людей, для которых утверждение в мире законов красоты и гармонии – ежедневная будничная работа.

СЕМЁНОВ Виталий Тимофеевич, профессор кафедры фортепиано:

– Люди, которые приходят в искусство, навсегда сохраняют в себе творческую жилку, чуткость и стремление перекраивать жизнь по законам красоты. И, конечно, особенно мы гордимся нашими лауреатами, среди которых фортепианный дуэт первокурсниц Евгении Вилковой и Марии Ерёминой, ярко и свежо выступивших на конкурсе камерных ансамблей «Музыкальный вернисаж. Пенза–2010» и ставших достойными конкурентами воспитанникам консерваторий Нижнего Новгорода и Саратова. А музыковед Илья Маштаков на Всероссийском конкурсе в Казани был одним из немногих, кто исполнял собственные сочинения. Его виртуозные пассажи в фантазии на тему Цфасмана вывели Самару на третье место после Санкт-Петербурга и Москвы.

БИКМЕТОВА Наталия Владимировна, доцент кафедры народного хорового искусства, руководитель студенческого фольклорного ансамбля «Ларец», руководитель театра народной песни «Добро»:

– На всех фестивалях, где нам приходится выступать со студентами, жюри, да и сами коллеги просят показывать этническую традицию той местности, откуда приезжает конкурсант. Немного досадно, представляя Самару, петь, например, архангельские песни. К сожалению, фольклор нашей области изучен незаслуженно мало, поэтому, выезжая в этнографические экспедиции, мы со студентами записываем сотни новых песен, которые с удовольствием включаем в репертуар. Хочется нести свою культуру.

МАКСИМОВ Виталий Палладьевич, заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор кафедры народных инструментов:

– Почти сорок лет работы в нынешней академии (со времени основания) наблюдаю успех наших студентов, каждый год становящихся призёрами конкурсов регионального и российского уровня. Могу сказать, что такие исполнители – явление не массовое. Можно много и успешно концертировать, но конкурсные испытания требуют от музыканта особого, психологически устойчивого характера. В некоторых зарубежных странах, например в Швеции, Норвегии, создано много народных оркестров и популяризируется исполнительское мастерство. Но уровень индивидуальной подготовки наших музыкантов – всё же выше. Второе место баянистки четверокурсницы Татьяны Зиновой в Восьмом Всероссийском конкурсе «Созвездие Жигулей», её успешное выступление в Кургане дуэтом с нашим выпускником, а теперь старшим преподавателем Владиславом Витальевичем Ивановым – показатель сформированной школы, которая отшлифует природой данный талант.

БАТИШЕВА Валентина Николаевна, доцент кафедры фортепиано:

– Рядом с неординарными личностями, каковой, например, является второкурсник Андрей Долгов, всегда находишься в педагогическом поиске – новые методы, приёмы. У меня никогда прежде не было такого студента. И процесс, и результат – в равной степени награда за этот труд. Выступление незрячего пианиста, завоевавшего первое место на «Пиано-форуме–2009» в Казани и третье место на конкурсе в Италии в апреле этого года, жюри оценивает наравне с другими конкурсантами, не выделяя особой номинацией. Способность тонко чувствовать специфику звука – это его дар, но упорство, целеустремлённость, ставшие чертами его характера, – заслуга самого Андрея. Всё, за что берётся, делает профессионально. Любое интересное ему дело – звукорежиссуру, сочинение и запись собственных песен со студенческим оркестром осваивает профессионально, находя в нашей академии условия для творчества.

ДРОЖНИКОВ Виктор Александрович, заслуженный артист Российской Федерации, профессор, заведующий кафедрой оркестровых инструментов:

– В нынешнем учебном году название Самарской академии культуры и искусства звучало на конкурсе духовной музыки в Риге при вручении Гран-при скрипачке Ольге Михайловой и диплома лауреата Дмитрию Денисову. Лауреатом «Ре-лиго» в Санкт-Петербурге стала флейтистка Виктория Муратова в декабре 2009 года. А среди 67 коллективов, выступивших на губернском фестивале «Парад оркестров», два наших оркестра – симфонический и духовой – отмечены Гран-при.

ЗАГАДКИН Сергей Николаевич, заслуженный артист Российской Федерации, профессор кафедры фортепиано:

– На конкурсе в Италии, скажу как член его жюри, у наших студенток Валентины Кашубы и Евгении Вилковой были сильные конкуренты – техничные пианисты из Тайваня, Южной Кореи, Китая. Но мы подготовились так, что пик формы пришёлся именно на тот момент, когда девушкам нужно было выступать, и они показали свои возможности, в которых я был уверен: у Валентины первая премия, а у Евгении – третья.

Ильвес Надежда Эдуардовна, заслуженная артистка Российской Федерации, профессор, зав. кафедрой вокального искусства:

– В этом учебном году восемь студентов-вокалистов отмечены наградами международных конкурсов. Певец Александр Гриднев получил дипломом первой степени на «Ре-лиго» и стал дипломантом конкурса «Окно в Европу» в феврале. И мы очень гордимся победой четверокурсницы Надежды Сорокиной, которая была лучшей в престижном конкурсе вокалистов имени народного артиста СССР Алексея Иванова, соперничая со студентами консерваторий Москвы и Санкт-Петербурга.

Автор: Галина Бочкарёва


Автор:Галина Бочкарёва