Оглавление
02#2010
Оглавление
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Новые проекты
Спорт Самарской области
Экология

Женские образы древней Руси

— Самара

Женские образы древней Руси

Самара – родной город Анны. Её творческое становление связано с традициями местной художественной школы. Она окончила художественное училище имени К. Петрова-Водкина и художественное отделение Самарского педагогического университета. Многое дало Анне участие в традиционном самарском конкурсе «Жигулёвская палитра», который, обретя всероссийский статус, выявил немало талантливых молодых художников, живущих в разных уголках страны.

Виденская изначально тяготела к русской реалистической манере. Её творческие предпочтения определились практически сразу. Уже в начале 2000-х годов стал очевиден интерес Анны к прошлому России, нашего края. Повлияла на это и творческая школа в старинном Переславле-Залесском с его неповторимой красоты архитектурными памятниками, монастырями и златоглавыми храмами, и то, что многие годы непосредственным наставником Виденской был известный самарский мастер, народный художник России Иван Комиссаров, с которым она немало колесила по нашей губернии. Человеческие и творческие связи с мэтром оказали на неё большое влияние.

Виденскую более всего интересуют сюжеты, связанные с древними былинами, с историческими событиями стародавних времен. Не случайно на самой первой, экспонировавшейся в самарском Доме актёра персональной выставке тогда совсем ещё юной художницы привлекли внимание такие её работы, как триптих «Даниловский монастырь»», «Святые ворота» и «Горицкий монастырь», картина «Княжна в неволе», навеянная былями и легендами Жигулей.

«Чем старше становлюсь, тем сильнее мой интерес к истокам, к корням большой и малой Родины, – признаётся Анна. – Возможно, это связано с моим взрослением как художника, а ещё с тем, что живопись позволяет погружаться в историческую эпоху и передавать не только внешнюю сторону, но и духовный мир наших предков. Я работаю, не замечая времени и усталости. Приходится много внимания уделять изучению живописных и литературных источников, чтобы не ошибиться с костюмами, интерьером, оружием. Всё это мне очень интересно».

Ещё в пору самарского ученичества Виденской были свойственны незаурядное трудолюбие и пытливость поиска. Несмотря на свою молодость, Анна сумела многого добиться. Она постоянный участник региональных и всероссийских выставок, было у неё и несколько персональных выставок в Самаре и в Москве. Уже несколько лет она является членом Союза художников России. В 2005 году Виденская стала обладателем гранта губернатора Самарской области.

В 2009 году в помещении губернской думы экспонировалась выставка Виденской «Самара: от крепости до губернии, 1586–1851 годы», которая послужила основанием присуждения ей гранта Президента России. Именно это поощрение помогло реализовать новый творческий замысел – создать представленный на выставке живописный цикл «Женские образы древней Руси».

Нынешняя выставка – свидетельство очередного творческого этапа Виденской. Суть экспозиции отражена в её названии. Художника интересуют образы выдающихся женщин, сыгравших важную роль в истории нашей страны. Каждая из картин сопровождается текстом, в котором рассказывается об изображённом на полотне персонаже. Таким образом, переходя от одной картины к другой, можно составить представление о тех или иных фактах истории древней Руси. Конечно, это сугубо индивидуальный взгляд автора, не претендующий на философские обобщения и раскрытие сложных коллизий исторического бытия нашей страны.

Некоторые сюжеты тематически перекликаются с запечатлёнными в нашей памяти образами Руси, почерпнутыми из классических постановок опер «Князь Игорь» А. Бородина и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Н. Римского-Корсакова. На одной из картин изображена Ярославна на крепостной стене Путивля. Она оплакивает погибших русских воинов и молится о возвращении своего мужа Игоря Святославича, князя Новгород-Северского. На другой – простая крестьянская девушка, сидящая на завалинке деревянной срубовой избы в окружении животных и лесных растений. Это Феврония Муромская, познавшая чудодейственные таинства природы.

Лично мне, уроженцу Киева, особенно приглянулись сюжеты, связанные с Киевской Русью. Это картины с изображением княгини Ольги и Малоши – матери князя Владимира Святого. Главный персонаж картины «Анна Всеволодовна. Монастырская школа» – внучка Ярослава Мудрого, дочь великого князя Всеволода Ярославича и греческой царевны – дочери византийского императора Константина Мономаха. Блестящему браку княжна предпочла монастырь, который основал её отец при церкви святого Андрея в Киеве. Запомнилось также полотно с изображением лика простой женщины, который воссоздан по обнаруженной не так давно древней рукописи. Ещё одна работа – «Княгиня Евдокия», является попыткой воспроизвести художественный образ женщины на основе исторической реконструкции.

Интересно, что весь достаточно объёмный живописный цикл «Женские образы древней Руси» Анна создала в течение одного года. Ей действительно не откажешь в редкостном трудолюбии. Хочется думать, что с течением времени живописная палитра Виденской обретёт ещё большую глубину, с её картин сойдёт налёт порой наивной иллюстративности, и они превратятся в самодостаточные художественно-философские артефакты. Виденской предстоит освоить также портретную живопись со всей её глубиной постижения характеров изображаемых персонажей. Но уже сейчас в её работах привлекают композиционная стройность, яркость колорита, умение передавать настроение персонажей в сочетании с окружающей природой.

На вернисаже была по-особому тёплая, сердечная обстановка. Это не случайно. Не так часто воспитанники Самары претендуют на достойное место в культурном пространстве страны. Да и сам по себе мажорный колорит экспозиции вызвал немало положительных эмоций у гостей вернисажа – представителей интеллигенции, педагогов, учащихся художественного училища и студентов Самарской социально-гуманитарной академии.

Можно понять сердечность слов – напутствий, которые услышала в свой адрес Анна Виденская от заместителя председателя губернской думы Николая Мусаткина, ректора Самарской академии культуры и искусства Эллеоноры Куруленко, художников Юрия Филиппова и Владимира Свечникова, искусствоведа Лилии Мельниковой.

Любопытный штрих. В конце марта в Русском культурном центре в Париже завершилась проходившая в рамках программы Года России во Франции выставка молодых российских художников и скульпторов «Окно в Россию». Представленные на ней экспонаты призваны были раскрыть образ нашей страны с её историей, глубокими культурными традициями и неповторимой природой. На этой выставке парижане увидели и несколько работ Виденской. Выполненные ею пейзажи Жигулёвских гор, живописных уголков волжского побережья, а также натюрморты и исторические сюжеты хорошо вписались в концепцию этого солидного вернисажа.

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов