ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ЗАЖИГАЮТ…

— Самара

Профессия Аллы Михайловны Кац - зажигать звезды. Вернее, не так.

Ее профессия - педагог, музыкант. А зажигать звезды - призвание. Вот уже более 30 лет, с каждым своим выпуском Алла Михайловна дарит миру блестящих музыкантов-баянистов, таких, как Сергей Клочнев, Игорь Пьянков, Сергей Войтенко, Игорь Барбой, Дмитрий Храмков, Александр Туболец, Иван Мельников, Михаил Русаков. Кто-то покинул наш город, кто-то остался. Кому из них повезло больше - тема отдельного разговора. А сегодня - беседа с Ней. С великим российским педагогом, перед талантом которого преклоняются мировые музыкальные светила и кто (звучит неправдоподобно, но это - факт) до сих пор не имеет звания заслуженного учителя России. Впрочем, последнее меньше всего волнует нашу героиню. Плеяда талантливых учеников, победы в конкурсах, фестиваль «Виват, баян!», пользующийся большим успехом, и вдруг...

«Самарский баян в Красной книге!» - услышала я из уст Аллы Михайловны Кац. Что происходит с любимым в России инструментом сегодня, и когда у него были лучшие дни? Об этом - наш разговор.

- В Самаре я с 1966 года, когда Дмитрий Георгиевич Шаталов, директор музыкального училища, пригласил меня работать к себе. Об отношении к баяну в те годы говорит хотя бы тот факт, что практически сразу я стала вести на телевидении программу «Учись играть на баяне», которая шла два раза в неделю, в самое лучшее время. Однажды передо мной в эфире какой-то молодой паре, родившей сына, вручали ключи от квартиры. Так я узнала, что в Самаре появился миллионный житель. И в этом городе-миллионере были только три баяниста с высшим образованием: Дмитрий Георгиевич Шаталов, Борис Николаевич Абрамов и я. Но в музыкальных школах было очень много учащихся-баянистов и очень профессиональные, крепкие педагоги. А мы, преподаватели училища, считали своим долгом работать в школах. Конкурс в музучилище был очень большой, и поступали только самые одаренные. Достаточно сказать, что почти все ребята из моего первого выпуска сразу поступили в консерваторию. Это был 1970 год, и я считаю это время расцветом баяна в Самаре. Надо отдать должное Дмитрию Георгиевичу Шаталову - музыкальное училище в те годы было центром баянного искусства. Мы постоянно присутствовали в музыкальных школах, курировали, помогали, и некоторое время после ухода Дмитрия Георгиевича эти добрые традиции еще сохранялись. Но постепенно конкурс в училище стал падать, так же, как и уровень подготовки учеников в школах.

- Кого бы Вы отметили из Ваших первых выпускников?

- Из первых - Сережу Клочнева. Это очень способный человек. Училище закончил без единой четверки. В 1972 году мы с ним были на Поволжском конкурсе, где он занял первое место, что было чрезвычайно сложно сделать. Когда объявили, что первое место присуждается Сергею Клочневу, город Куйбышев, ему надо было встать и выйти на сцену. Но он не смог этого сделать, его буквально парализовало. Пришлось его практически выталкивать. А когда он вернулся с дипломом - сел и разрыдался от переизбытка чувств. Позже, на конкурсе в Ленинграде он тоже занял первое место. Такой вот звездный мальчик. После конкурса мы задержались в Ленинграде посмотреть достопримечательности. Зашли в Эрмитаж. И когда Сережа увидел картинку Строганова «Голова мальчика» - мы не могли увести его из этого зала, - он сказал: «Я буду учиться только в Ленинграде». Конечно, консерваторию он окончил на отлично, потом два года жил во Франции.

После Сергея тоже было немало талантливых ребят: Игорь Пьянков, Александр Пронин, другие... И все в тот период после окончания училища уезжали в Москву, Ленинград…

- Почему?

- Им приходилось. В Самаре не было в то время высшего учебного заведения, где бы они могли продолжать заниматься баяном. В любую консерваторию поступали без проблем. Потому что были очень хорошо подготовлены. Тогда наше училище было одним из лучших в России.

- Как же так получилось, что проработав 25 лет в училище, Вы оттуда ушли?

- У меня начались большие сложности с Владимиром Викторовичем Ириковым, директором училища. В свое время он был любимым учеником Дмитрия Георгиевича Шаталова, тоже баянист. Видимо, сказалась профессиональная ревность к успехам моих учеников, и начались конфликты личного характера. Пришлось написать заявление об уходе, он в одну секунду его подписал, и я перешла работать в педуниверситет. К тому времени там уже существовала музыкальная кафедра и меня очень ждали. А поскольку я перешла работать в институт, моя связь с училищем прервалась. Прервалась основательно. Там и по сей день учащимся говорят: «Если пойдете учиться в институт - то на всю жизнь останетесь безработными!» В общем, глупости всякие. И сейчас, оглядываясь назад, я думаю: как могло произойти такое, что баян у нас оказался в Красной книге?

- Почему в Красной книге? Ведь Вы воспитали столько звезд!

- Звезды - они единичны. А мы говорим о массовом обучении. Массового обучения сегодня нет. Просто учить некого. Учащихся баянистов в музыкальных школах практически не осталось.

- Может быть, они не видят перспективы?

- Сейчас все стали более прагматичными, и никакие родители своим детям не посоветуют избрать профессию музыканта. Ведь самые низкие заработки - у педагогов, а если учесть, что преподаватель музыкальной школы сегодня должен сам позаботиться о своей нагрузке, то есть найти детей, которые хотели бы заниматься на этом инструменте... Поэтому те, кто обучается на баяне сегодня - настоящие фанатики. Ребята, которые учатся у меня в университете - именно такие. Они не задумываются о том, что будет дальше, просто любят этот инструмент, любят играть, выступать, дарить людям радость. А потом оказывается, что все в жизни намного сложнее...

- В чем Вы видите выход из положения?

- А выход я вижу вот в чем: наши выпускники должны быть востребованы. Иначе - травма на всю жизнь. Представьте себе - во всех городах Поволжья есть свои муниципальные народные оркестры, профессиональные ансамбли. У нас ничего подобного нет! Хотя потребность в этом огромная. Приезжал профессиональный оркестр Калинина - в зале негде было встать. На концерте баянистов из Франции - ни одного свободного места. О чем это говорит? О том, что люди хотят слушать народные инструменты. Поэтому у меня есть надежда, что баян все-таки возродится. Но нам совершенно необходим муниципальный народный оркестр, где работали бы высоко профессиональные люди, такие, как мои выпускники: Дима Храмков, Иван Мельников, Саша Туболец... Это же высочайшего класса специалисты! Если бы они сели в оркестр, представляете, как бы он звучал! А академия культуры выпускает хороших балалаечников, домристов - все они могли бы найти себе применение и поднять массовую культуру на более высокий уровень. Ведь если ребенок не слышит и не видит инструмента, он и не сможет полюбить эту музыку. Вот эти проблемы на сегодня самые актуальные. А еще у меня есть голубая мечта - чтобы международная школа баяна была не во Франции, а у нас, в Самаре или Тольятти, одним словом, в России. Тогда бы мы могли не трех ребят посылать на стажировку, как сейчас, а приглашать сюда преподавателей, проводить мастер-классы для большого количества учащихся.

- Что для этого нужно?

- Инициативных людей достаточно. Нужны средства. Я считаю, город Тольятти в этом плане более прогрессивный. У меня большие надежды на молодых тольяттинских бизнесменов. Хотя у нас в Самаре есть один удивительный человек - Николай Иванович Жернаков, председатель совета директоров АО «Коттедж». Я преклоняюсь перед этим человеком. Он нам очень помогает, финансирует фестиваль «Виват, баян!», Диме Храмкову приобрел инструмент, достойный чемпиона мира. Присутствует на всех наших концертах. С таким удовольствием говорит о наших замечательных ребятах, о том, что мы делаем! Конечно, если появятся еще такие заинтересованные люди, наше дело будет развиваться.

- Расскажите о Вашем ансамбле «Гармоника».

- «Гармоника» - это студенты моего класса из педуниверситета. И только мальчики. Потому что приходится много концертировать, а инструменты тяжелые.

- Получается, девочек жалеете.

- Да, жалею.

- А они не обижаются?

- Обижаются. (Смеется). Да, конечно, обижаются. Но я из девочек делаю другой ансамбль. У меня есть прекрасное трио. А «Гармоника» существует уже 13 лет. Вся беда в том, что коллектив постоянно меняется - смена поколений. В этом году ушли почти все, и новым ребятам пришлось входить в репертуар буквально за два месяца. И главное - они должны играть не хуже тех, кто ушел. Вот Кирилл Мальков, севший на первый баян, должен играть не хуже Димы Храмкова, такая перед ним была поставлена задача, а он ведь только на втором курсе!

- И как, справился?

- Ничего, справляется.

- А Вы сами когда-нибудь играете?

- В школе - да. В институте - никогда. Я, конечно, показываю отдельные приемы, но чтобы сыграть целиком - это не нужно. Моя задача, чтобы все были индивидуальными, непохожими друг на друга. Я была научена горьким опытом, когда, работая в училище, садилась за баян и играла. И все студенты повторяли за мной. Но когда я услышала их игру на сцене, поняла, насколько это смешно - кого-то копировать. С тех пор я поняла - нужно быть самим собой. Единственным и неповторимым.

«Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно», - сказал поэт. Очень хочется, чтобы звезды баяна, зажженные Аллой Михайловной Кац, чувствовали, что они нужны родному городу и его руководителям, нужны зрителям и слушателям. А те, в свою очередь, имели возможность видеть и слушать прекрасную музыку, звучащую из инструмента, который как никакой другой передает всю широту русской души, мощь и величие русского духа.

Виват, баян!

Автор: Юлия Галочкина


Автор:Юлия Галочкина