Оглавление
04#2010
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Энергетика Самарской области

ЦСКБ – Прогресс. Маршрут мирового значения "Самара – Вселенная"

— Самара

                                                                              ЦСКБ-Прогресс

Как невозможно представить Самару без великой Волги и былинных Жигулей, так и без пионерского освоения космоса в ХХ веке наш бывший купеческий город уже немыслим. Всего за три года в середине столетия он стремительно ворвался в ряд первых покорителей Вселенной. И, конечно же, первый космонавт Земли Юрий Гагарин для Самары человек свой, близкий, ведь его знаменитое «Поехали!» было бы невозможно без труда ума и рук наших земляков. Две ступени корабля, которые выводили его «Восток» на орбиту Земли, были созданы на самарской Безымянке. В год 40-летия полёта первого человека в космос в городе появился монумент символу отечественной космонавтики – ракете Р-7, рождённой здесь, в Самаре-Куйбышеве.

Иные символы, увы, стёрлись либо вовсе исчезли в бурном потоке новых времён. Но по-прежнему и мощь научно-технической мысли, и романтика покорения Галактики исходят от двух названий: «ЦСКБ» и «Прогресс». 12 апреля 1996 года по Указу Президента РФ был создан государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс». С 2003 года руководит ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Александр Николаевич Кирилин – генеральный директор, лауреат Государственной премии РФ, президент Поволжского отделения Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, доктор технических наук, профессор СГАУ. За это время ракетно-космический центр упрочил своё место среди лидеров по разработке, производству и эксплуатации ракетно-космической техники и космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.

Даже тот, кто с трудом представляет, в каком месте промышленной Безымянки находятся эти два наших титана – науки и производства, знает, что для Самары они – надежда и опора.

НОВОСТИ КОСМОСА – БУДНИ ЦЕНТРА

«…С космодрома «Байконур» ракетой-носителем «Союз-У» осуществлён запуск транспортного грузового корабля «Прогресс М-08М». Ракета-носитель «Союз-У» разработана и изготовлена государственным научно-производственным ракетно-космическим центром «ЦСКБ-Прогресс». Целью полёта ТГК «Прогресс-М-08М» является доставка на МКС компонентов топлива, оборудования для научных экспериментов, контейнеров с пищей и водой, расходного оборудования, посылок для экипажа». Подобные этому сообщения информагентств страны и мира давно стали констатацией стабильной и успешной работы Самарского ракетно-космического центра. За такими скупыми строками – не только сегодняшняя жизнь одного из передовых научно-производственных комплексов России. Очередной космический запуск – ещё один штрих в истории предприятия. То, что сегодня – событие из разряда обычных, явилось результатом небывалого прорыва в отечественной науке и промышленности ХХ века, одним из центров которого стали в 1958 году куйбышевский авиационный завод №1 и специально созданный год спустя при заводе отдел №25 ОКБ-1.

ЗАВОД-ПОБЕДИТЕЛЬ, ЧЕЛОВЕК-СОЗИДАТЕЛЬ

«Ньюпор», «Моран», «Вуазан» – эти отечественные самолёты в 1913 году были выпущены в Москве на фабрике «Дукс». С них начинается история российского авиастроения и авиационного завода №1. В 1930-е годы завод проявил себя как один из лидеров индустриализации в СССР, освоив до 1940 года производство 23 типов самолётов.

В первые месяцы Великой Отечественной войны за 10 дней предприятие-гигант «поставили на колёса» и отправили в тыловой город на Волге. Заводская площадка, куда выгрузили оборудование, станки, мало чем отличалась от продуваемого ветрами пустыря.

Начало зимы 1941. Крепкие морозы. Не хватало топлива, электроэнергии… Но работы по возобновлению производства не прекращались ни на день. Родине требовались самолёты! И уже через месяц с небольшим был введён в строй один цех, вскоре другой… А 29 декабря 1941 года из Куйбышева на фронт вылетел первый полностью собранный на Безымянке штурмовик Ил-2.

Так начиналась жизнь авиационного завода №1 на волжской земле. Так писалась военная история будущего «Прогресса». За годы Великой Отечественной войны с заводского аэродрома отправились сражаться с фашистскими захватчиками 11863 штурмовика Ил-2, 1225 штурмовиков Ил-10, свыше 3000 истребителей Миг-3.

В эту суровую пору здесь строились боевые самолёты для Победы. В ратном труде формировались и проявляли себя личности победителей.

Первым среди них и сейчас на предприятии называют Виктора Яковлевича ЛИТВИНОВА – дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР, директора завода №1 с 1944 по 1962 год. Это он, Литвинов, возглавив предприятие в годы войны, прошёл с ним достойный путь по созданию гордости авиационной техники 1950-х годов – стратегического бомбардировщика Ту-16. Это при нём в 1958 году, после посещения Куйбышева Генеральным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым, в уникальные сроки – за десять месяцев завод успешно перешёл на массовое ракетное производство.

Литвинов стал основателем в Куйбышеве космической отрасли, и под его руководством было организовано производство знаменитой «семёрки» Юрия Гагарина.

ПРОФЕССИЯ БЕЗГРАНИЧНАЯ, КАК ВСЕЛЕННАЯ

Вступление куйбышевского завода в абсолютно новую производственную сферу – космическую – требовало конструкторского сопровождения. В феврале 1958 года С.П. Королёв направляет на предприятие своего представителя, ведущего конструктора Дмитрия Ильича Козлова. 23 июля 1959 года создан отдел №25 ОКБ-1, с которого и началась история ЦСКБ.

День 12 апреля 1961 года – мировая дата, величайшая для века ХХ. Для «ЦСКБ-Прогресс» она своя, родная. О том, как рождалась ракета-носитель Р-7, о полёте первого космонавта Земли, о встрече Гагарина на другой день после приземления с теми, кто от чертежей до последнего винтика создавал РН, написано уже немало книг. Но, пожалуй, наиболее объективные воспоминания оставил один из создателей Р-7 легендарный Дмитрий Ильич КОЗЛОВ – дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР, почётный гражданин Самары и Самарской губернии, с 1996 года по 2003-й – генеральный директор-генеральный конструктор ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс».

В 1961 году завод №1 был переименован в завод «Прогресс». А с 1964 года куйбышевский филиал королёвского ОКБ-1 стал головным отечественным КБ по созданию ракет-носителей среднего класса и аппаратов дистанционного зондирования Земли. Мировую известность ЦСКБ и заводу «Прогресс» принесла РН «Союз». Серийный выпуск её начался в 1965 году, и в настоящее время после глубокой модернизации эта ракета-носитель – единственное средство доставки на МКС пилотируемых космических кораблей.

В год 50-летия первого полёта человека в космос «ЦСКБ-Прогресс» вступает, имея весомый портфель заказов на разработку и производство самой передовой техники. Как обычно, мировые агентства будут передавать новости с космодромов о новых запусках, в которых участвует «ЦСКБ-Прогресс».

НЕ ОБОРВЁТСЯ ЭТА НИТЬ

«ЦСКБ-Прогресс» за годы своей деятельности дал возможность Самаре и губернии приобрести статус региона развитой сначала авиационной, а затем и ракетной промышленности. Устремлённый в космос, ракетно-космический центр всегда относился к сугубо земным вопросам с ответственностью и профессионализмом. Фундамент такого понимания принадлежности завода №1 городу заложил Виктор Яковлевич Литвинов. При нём Безымянка из необжитой окраины превратилась в благоустроенную территорию. В годы его работы на посту директора завода было построено почти миллион квадратных метров жилья. Чтобы работники предприятия и их семьи могли полноценно трудиться и качественно отдыхать, были открыты двадцать детских садов, появились дом отдыха «Волжанка» и пионерлагерь «Орлёнок». В 1961 году площадь им. Кирова украсил построенный по его инициативе Дворец культуры, который по праву с 2003 года носит имя Литвинова.

В.Я. Литвинов, Д.И. Козлов и их единомышленники активно участвовали в становлении авиационного института (КуАи – СГАУ) как учебного заведения, в котором обучение и научная деятельность студентов тесно связывались с работой завода и ЦСКБ. Сегодня этот альянс вуза и «ЦСКБ-Прогресс» востребован и продуктивен на современном уровне.

Традиции в развитии социальной сферы Самарский ракетно-космический центр стремится продолжать и сегодня: в 2009 году рядом с детским оздоровительным лагерем «Орлёнок», в одном из красивейших мест волжского побережья, появился новый комфортабельный санаторий-профилакторий «Космос», где работники предприятия получают полный комплекс медицинских и оздоровительных услуг.

Ракетно-космический центр и город продолжают жить единой жизнью. В этом союзе проявляется политика реализации общих интересов: что важно для предприятия, то имеет значение для региона. И новые проекты «ЦСКБ-Прогресс» укрепляют статус Самары как одного из космических центров России.

В беседе с журналистом Александр Николаевич Кирилин рассказал о перспективных и долгосрочных проектах «ЦСКБ-Прогресс»:

– Самый масштабный европейский проект международного сотрудничества в космической отрасли в России имеет прописку в Самаре. Это договор о совместных запусках космических кораблей с космодрома Куру во Французской Гвиане с использованием ракет-носителей «Союз-СТ», разработанных и произведённых в центре «ЦСКБ-Прогресс». Когда договор только подписали, о нём говорили как о крупном прорыве отечественной космической отрасли. Прошло время, и новшество стало обыденностью. Скажите, Александр Николаевич, в какой стадии реализации находится сейчас этот проект?

– У нас подписаны контракты на 21 носитель. В целом для «ЦСКБ-Прогресс» российско-французский проект «Союз» в Гвианском космическом центре» – один из приоритетных, повышенное внимание его реализации уделяют государственные структуры, в том числе Роскосмос. Первый запуск ракеты-носителя «Союз-СТ» планируется на 2011 год.

– В Куру уже есть самарские ракеты. Всё чаще звучит идея о пилотируемых запусках «Союзов» с этого французского космодрома. Насколько она актуальна и реальна для самарского ракетно-космического центра?

– Мы должны завершить лётно-конструкторские испытания ракеты-носителя «Союз-2». С Гвианского космического центра будут запускаться ракеты этого класса в разных вариантах – 1а и 1б, предназначенные для разной полезной нагрузки. Европейцы, в частности, тяготеют к варианту «Союз-2»1б. Поэтому, сначала у нас дома, в России, должна быть реализована программа перевода пилотируемых запусков на ракеты типа «Союз-2». Только после этого Гвианский космодром можно будет рассматривать для пилотируемых запусков наших ракет. Пока же для стартов по программе МКС используются наши традиционные ракеты «Союз-У» и «Союз-ФГ».

– Когда «Союз-2» может их заменить?

– Идёт плановая и постепенная подготовка к масштабной модернизации основного отечественного космического носителя. Под ракету «Союз-2» планируется перевести модернизированную площадку «Гагаринский старт» на Байконуре. Новая 31-я площадка, с которой мы уже начали запуски по программе МКС, универсальна. С неё могут стартовать и «Союзы», и «Союзы-2».

– Александр Николаевич, Вы – человек из сферы науки и суперсовременного производства. Но космос всегда заставляет мечтать, заглядывать в неизвестное. Потому непременно хочется задать вопрос: «Союз-2» находится в процессе создания, а нет ли у вас в планах «Союза-3»?

– Мы рассматриваем модернизацию «Союза-2». В этой линейке у нас есть варианты носителей на 12 тонн, а также на 14, 16 и 18 тонн полезной нагрузки, то есть семейство достаточно серьёзное. Сейчас ракету лёгкого класса мы делаем из расчёта, что она станет центральным блоком ракеты-носителя «Союз-2-3», по существу, основой всей линейки этого типа.

– «ЦСКБ-Прогресс» в настоящее время работает на двух космодромах – на Байконуре и в Плесецке. А как обстоят дела с освоением нового российского стартового комплекса – Восточный?

– Сразу уточню: модернизация «Союзов» никак не пересекается с другим нашим направлением работ – по созданию ракеты-носителя «Русь-М» для запусков с космодрома Восточный. «Русь-М» – это носитель повышенной грузоподъёмности. Начальный базовый вариант – 23,5 тонны с достижением в перспективе грузоподъёмности в 100 тонн. Если говорить об этих тяжеловесах, то во второй ступени будут применяться водородные двигатели. Это размерность, которая была у малой и большой ракеты «Энергия». В 2015 году с космодрома «Восточный» должен состояться запуск первой РН «Русь-М».

Александр Николаевич Кирилин – не просто руководитель научно-производственного центра. Кирилин – одна из знаковых фигур современной космической отрасли России. Он прошёл путь «от рядового до генерала» – от простого рабочего до генерального директора. Какой период в его деятельности был самым сложным, знает только сам Александр Николаевич. Но очевидно, что этот интеллигентный человек совершил выдающийся поступок. В 1990-е годы, когда рушились не просто заводы, а целые отрасли расформировывались, Кирилин взял на себя ответственность за завод «Прогресс» – и за производство, и за людей. Если бы не его государственное мышление, комплексный, масштабный подход к проблемам, знаменитый завод мог бы многое потерять. Сохранить уникальное предприятие и поставить его на крыло в новом полёте – это соизмеримо с самим рождением в нашем городе космической промышленности в конце 1950-х годов. Так что деятельность Александра Кирилина и его единомышленников в 1990-е годы можно назвать возрождением самарского ракетостроения и покорением новых космических рубежей. Как и прежде – первые!

На последнем крупнейшем международном авиационно-космическом салоне «Фарнборо-2010» самарский ракетно-космический центр представлял свои новые проекты. Об этом интервью с Равилем АХМЕТОВЫМ, первым заместителем генерального директора, генеральным конструктором, начальником ЦСКБ ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»:

– На выставках мирового класса типа «Фарнборо» принято демонстрировать научно-технические достижения высочайшего класса. Что в этом году могли предъявить научно-технической элите мира наши, самарские конструкторы?

– «ЦСКБ-Прогресс» выиграл конкурс на эскизное проектирование ракеты-носителя нового поколения для обеспечения запусков пилотируемых и автоматических аппаратов с нового российского космодрома «Восточный». Кооперация трёх ведущих российских предприятий, где головным является наш центр, позволила представить эскизный проект «Русь-М» – ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъёмности. Ракета-носитель «Русь» звучит гордо, но пока ещё галактические трассы она не осваивала, а вот «Союз» известен как надёжный космический «извозчик».

– Какова его судьба в нынешние времена? Устарел? Не придётся ли его снять с производства, как «Жигули» первого поколения на ВАЗе?

– Освоение космического пространства расширяется и требует уже самых разных средств выведения космических аппаратов на расчётные орбиты. «Союз» – это один из ведущих брендов отечественной космической промышленности. И в этом семействе рождаются и вырастают его новые поколения – «Союз-2» этапа 1а и «Союз-2» этапа 1б. Они созданы в нашем центре в результате глубокой проработки базовой РН «Союз». В них используется совершенно новая цифровая система управления российской разработки, усовершенствованы двигатели первой и второй ступеней, заменён двигатель третьей ступени. Глобальная модернизация базового «Союза» позволила значительно увеличить выводимую массу полезной нагрузки и повысить точность выведения на расчётные орбиты. Сейчас уже начались работы по дооборудованию одного из стартовых комплексов космодрома «Плесецк» для запусков РН лёгкого класса «Союз-2» этапа 1в (выводимая масса до 2800 килограммов).

– Престиж в науке и технике создают громкие проекты, точнее их успешная реализация. Разработка РН «Русь-М», модернизация «Союза» – из числа таковых. Но есть ещё и задачи по запуску космических аппаратов для научных целей. Скажите, Равиль Нургалиевич, как они решаются в самарском ракетно-космическом центре?

– С 1973 года осуществлено 11 запусков космических аппаратов «Бион», на которых проводились медико-биологические, радиационно-физические и другие эксперименты. Сейчас по плану идёт изготовление космических комплексов «Бион-М» №1 и «Фотон-М» №4. Запуск КА «Бион-М» №1 должен состояться в мае 2012 года, «Фотон-М» №4 по графику выйдет на работу в космос в 2013 году.

Равиль Нургалиевич, как и положено конструктору, чётко и ясно представил основные направления работы ракетно-космического центра. Получился некий эскиз разных профилей освоения Вселенной и изучения физических возможностей и биологических функций человека.

Автор: Нина Алпатова


Автор:Нина Алпатова