Оглавление
04#2010
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Энергетика Самарской области

Возрождение заводского престижа

— Самара

                                                           Валерий Родин

«Металлист-Самара» вступает в год своего семидесятилетия с весомыми доказательствами: грамотно выстроенное производство, творческий менедж-мент, сочетание традиций и современных технологий позволяют найти выход из кризиса.

Бренд – камера сгорания ЖРД

Год 2011-й «Металлист-Самара» встречает в своём естественном рабочем ритме. Так спокойно, без пафоса, определяет нынешнее состояние предприятия председатель совета директоров ОАО «Металлист-Самара» Алексей Иванович Леушкин.

Этот краткий и весомый тезис обретает уже вполне определённые очертания в беседе с генеральным директором предприятия Валерием Родиным и исполнительным директором Вячеславом Карасёвым.

Хотя Валерий Александрович называет данные 2010 года предварительными, уже по ним видно: производственный тренд предприятия – восходящий. И это не гладкий, размеренный путь, без крутых поворотов и рискованных спусков-подъёмов.

«Как и вся промышленность, «Металлист» в 2008 году не просто ощутил на себе финансово-экономический кризис. Когда в сентябре того года завод совсем перестал получать платежи, это был удар, сравнимый с разрушительной волной середины 1990-х, – вспоминает Вячеслав Михайлович Карасёв, – когда комплекс причин, в том числе волюнтаризм прежнего руководства, едва не привели к полному банкротству этого известного предприятия авиационно-космической отрасли. Выстояв в 1995-м, «Металлист» в 2008-м снова напрягся, сгруппировался, как спортсмен-профессионал перед прыжком или рывком, и сумел вырваться из захлёстывавшей производство кризисной волны. Если в 2009 году, почти без пауз испытывая финансовый голод, завод вынужденно сократил объёмы выпуска продукции, то в 2010-м вышел на докризисные показатели».

Замечено, что люди, профессионально связанные с авиацией и космосом, не любят рассказывать о том, что ещё не доделано, нуждается в доработке-шлифовке: суперответственность делает их сверхщепетильными. В дирекции завода считают, что рост годовых объёмов с точностью до рубля определится, когда заказчиками будет оплачена последняя из обусловленных контрактом продукция. Производство основного профиля на «Металлисте» – штучное, 25-30 миллионов рублей стоит одно такое изделие – камера сгорания для двигателя ракеты-носителя.

«Звук работающего двигателя – это же как музыка большого оркестра», – говорил один из моих учителей в профессии, бывший главный инженер нашего завода Вениамин Константинович Кузовчиков. А основной агрегат – камера сгорания – наш серийный продукт, – рассказывает Вячеслав Михайлович Карасёв. – Я бывал на Байконуре на стартах космических кораблей. Когда при пуске ракеты-носителя огненные струи вырываются из сопла, видишь в действии результаты нашего труда, ведь камеру ЖРД (жидкостный ракетный двигатель) вместе с соплами мы практически полностью производим – вплоть до шпилек. Это – наш бренд. Заслуженный. И – перспективный».

Менеджмент и технократия

Отлаженный выпуск камер ЖРД последних лет можно считать возрождением космического производства на «Металлисте». В период экономического разброда начала 1990-х на заводе лихорадочно пытались производить зерносушилки, барокамеры и т. п. Казалось, что «золотой фонд» промышленности – ракетно-космический и авиационный – ни к чему, если в стране имеются запасы углеводородов. Отрасль несла потери. Изменение вектора государственной политики последнего десятилетия на «Металлисте» приняли не только с оптимизмом, но и с реальной готовностью работать, используя бережно сохранённый интеллектуальный, технический и материальный капитал. Здесь сумели сохранить проектную документацию, оборудование и профессиональный костяк предприятия, чтобы, не тратя лишнего и дорогого времени, в темпе продолжать развитие космической отрасли.

Стремления заводских профессионалов двигателестроения сошлись в одной точке с приходом на предприятие в 2006 году новой управленческой команды Алексея Леушкина. Для «Металлиста» она стала точкой производственного ускорения. Как считают коренные заводчане, привыкшие своё мнение, как говорится, не прятать в карман, новый менеджмент (а он отнюдь не многочисленный, пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать) сделал главное, что привело к реальному возрождению предприятия, – не стал рубить с плеча, не поспешил удалить тех, кто знает досконально производство и кто выстоял в самую сложную пору безвременья 1990-х. Теперь экономическая политика здесь строится на концептуальном видении перспектив председателя совета директоров Алексея Леушкина, творческом менеджерском подходе, маркетинговом анализе генерального директора Валерия Родина и высочайшем производственном профессионализме старой заводской «гвардии». Этот сплав неагрессивного топменеджмента и преданной заводу технократии дорогого стоит. Он обеспечивает главное – восхождение «Металлиста» на новые экономические рубежи.

Сложности – преходящие, перспективы – реальные

Производство камер сгорания ЖРД – магистральное направление на этом запланированном производственном восхождении. Но как авиационных и ракетных двигателей в мире имеются далеко не единицы – разных типов топлива, мощности и иных характеристик, так и камеры сгорания уже составляют целый ассортимент. Производить самые современные и востребованные – цель «Металлиста». Достижение её требует комплекса действий, решимости и прагматичности на государственном уровне.

Среди достижений самарского предприятия последних лет – участие в 29 удачных пусках американской ракеты «Атлас-5». В собранном виде двигатель РД-180 поставляет зарубежным заказчикам известная фирма «Энергомаш», а камеры сгорания полностью производятся на «Металлисте». Успешный опыт самарцев по логике заявленных на уровне Президента и правительства РФ приоритетов развития наукоёмких промышленных технологий должен быть востребован. Но производство камер сгорания для отечественного РД-191 (аналог освоенной на «Металлисте» модели для РД-180) могут начать с нуля на другом предприятии, в то время как самарский завод способен без промедления начать практически серийный выпуск этих изделий. Но вместо налаживания ясного и понятного государственно-частного партнёрства в этой сфере пока наблюдаются местнические настроения госкорпораций и их сателлитов. Вместо естественной конкуренции идёт выкачивание средств из государственного бюджета – недопустимая расточительность, когда последствия кризиса только начинают преодолеваться.

«Металлист» был в СССР ведущим производителем специальных изделий для двигателей НК-25 и НК-32. Эти двигатели ставились на стратегические бомбардировщики Ту-22М3 и Ту-160. Намеченное возобновление производства Ту-160 на заводе было встречено с оптимизмом, ведь для восстановления своей «начинки» НК-32 здесь имеется всё необходимое. Но и этот заказ может не дойти до «Металлиста» по тем же субъективным причинам, которые в итоге не приносят пользы всей отрасли, а значит, и государству.

В этих примерах, как в зеркале, отражается многое: сложности, которые мешают развиваться реальному наукоёмкому производству, и их причины, которые невозможно объяснить ни экономическим анализом, ни государственными интересами. Но «Металлист» не собирается отступать и на 2011 год ставит для себя задачу – взять новую высоту в росте объёмов производства.

Прошлое не зачёркивается

На центральной заводской площади не так давно была установлена зенитка – ЗУ-23. Настоящая, боевая. Одна из тех, которые завод «Металлист» несколько десятилетий выпускал для армии СССР, а затем и России. С 1960-х годов это невеликое (даже по советским меркам) предприятие стало равноправным партнёром гигантов авиационно-космической отрасли, заняло значительное место в сфере отечественного авиадвигателестроения. Но о своих земных корнях, истоках, с которых начинался путь заводских изделий на Байконур или на си-лонч («морской старт» – когда непилотируемая космическая ракета стартует с платформы, расположенной в океане на экваторе Земли), здесь не забывают. Как помнят тех, кто осваивал этот путь – с земли в небо и ещё выше. Первым среди них называют человека-глыбу, директора завода в 1969–1987 годы Бориса Ивановича Карякина. При нём «Металлист» сделал свой самый мощный рывок в освоении авиационной и космической техники. Карякина называют учителем №1 не только тех специалистов, что сформировались при Борисе Ивановиче.
Знаменитый директор считал эффективное производство, его развитие главной составляющей в государственной политике. Для заводских руководителей новой формации, принявших предприятие в сложной, порой непредсказуемой экономической ситуации, этот принцип столь же актуален. Потому что они тоже умеют смотреть вперёд, в будущее – завода и страны.

Автор: Нина Алпатова


Автор:Нина Алпатова