- Быть благородным в Самаре – удовольствие
- Жорес Алфёров. Оптимист и революционер
- Так держать, Лебедев!
- Тольятти: от кризиса к развитию
- Чапаевск и чапаевцы
- Будем жить!
- Честность плюс профессионализм
- Трудолюбие – символ Пестравского района
- Откуда ждать помощь?
- Профессионализм и инновации
- Газели как символ любви
- Возрождение традиций самарской благотворительности
- Праздник благодарения творческих людей
- Самарская опера во всей своей красе
- Посвящение великому маэстро
- Ирина Архипова: "У меня к Самаре отношение особое"
- Школьные годы чудесные
- В поисках своего лица
- Таинства древней Руси в картинах Евгения Штырова
- "Амазонка" русского авангарда
- СОК – Самара. 5 лет шутя
- Поздравления
- "Достопамятный для Самары день"
- Жемчужина земли самарской
- Посол Майский. Этюд в красно-белых тонах
- ПГУТИ – 55 лет
- Источник успеха – высокое качество
- ТГУ и губерния – 60 лет вместе
- Человек – абсолютная ценность
- Интеллектуальное "золото" для России
- Обучение в России без отрыва... от Америки
- ЦСКБ – Прогресс. Маршрут мирового значения "Самара – Вселенная"
- Возрождение заводского престижа
- АКОМ. Концепция эффективности и ответственности
Возрождение заводского престижа
«Металлист-Самара» вступает в год своего семидесятилетия с весомыми доказательствами: грамотно выстроенное производство, творческий менедж-мент, сочетание традиций и современных технологий позволяют найти выход из кризиса.
Бренд – камера сгорания ЖРД
Год 2011-й «Металлист-Самара» встречает в своём естественном рабочем ритме. Так спокойно, без пафоса, определяет нынешнее состояние предприятия председатель совета директоров ОАО «Металлист-Самара» Алексей Иванович Леушкин. Этот краткий и весомый тезис обретает уже вполне определённые очертания в беседе с генеральным директором предприятия Валерием Родиным и исполнительным директором Вячеславом Карасёвым. Хотя Валерий Александрович называет данные 2010 года предварительными, уже по ним видно: производственный тренд предприятия – восходящий. И это не гладкий, размеренный путь, без крутых поворотов и рискованных спусков-подъёмов. «Как и вся промышленность, «Металлист» в 2008 году не просто ощутил на себе финансово-экономический кризис. Когда в сентябре того года завод совсем перестал получать платежи, это был удар, сравнимый с разрушительной волной середины 1990-х, – вспоминает Вячеслав Михайлович Карасёв, – когда комплекс причин, в том числе волюнтаризм прежнего руководства, едва не привели к полному банкротству этого известного предприятия авиационно-космической отрасли. Выстояв в 1995-м, «Металлист» в 2008-м снова напрягся, сгруппировался, как спортсмен-профессионал перед прыжком или рывком, и сумел вырваться из захлёстывавшей производство кризисной волны. Если в 2009 году, почти без пауз испытывая финансовый голод, завод вынужденно сократил объёмы выпуска продукции, то в 2010-м вышел на докризисные показатели». Замечено, что люди, профессионально связанные с авиацией и космосом, не любят рассказывать о том, что ещё не доделано, нуждается в доработке-шлифовке: суперответственность делает их сверхщепетильными. В дирекции завода считают, что рост годовых объёмов с точностью до рубля определится, когда заказчиками будет оплачена последняя из обусловленных контрактом продукция. Производство основного профиля на «Металлисте» – штучное, 25-30 миллионов рублей стоит одно такое изделие – камера сгорания для двигателя ракеты-носителя. «Звук работающего двигателя – это же как музыка большого оркестра», – говорил один из моих учителей в профессии, бывший главный инженер нашего завода Вениамин Константинович Кузовчиков. А основной агрегат – камера сгорания – наш серийный продукт, – рассказывает Вячеслав Михайлович Карасёв. – Я бывал на Байконуре на стартах космических кораблей. Когда при пуске ракеты-носителя огненные струи вырываются из сопла, видишь в действии результаты нашего труда, ведь камеру ЖРД (жидкостный ракетный двигатель) вместе с соплами мы практически полностью производим – вплоть до шпилек. Это – наш бренд. Заслуженный. И – перспективный».
Менеджмент и технократия
Отлаженный выпуск камер ЖРД последних лет можно считать возрождением космического производства на «Металлисте». В период экономического разброда начала 1990-х на заводе лихорадочно пытались производить зерносушилки, барокамеры и т. п. Казалось, что «золотой фонд» промышленности – ракетно-космический и авиационный – ни к чему, если в стране имеются запасы углеводородов. Отрасль несла потери. Изменение вектора государственной политики последнего десятилетия на «Металлисте» приняли не только с оптимизмом, но и с реальной готовностью работать, используя бережно сохранённый интеллектуальный, технический и материальный капитал. Здесь сумели сохранить проектную документацию, оборудование и профессиональный костяк предприятия, чтобы, не тратя лишнего и дорогого времени, в темпе продолжать развитие космической отрасли. Стремления заводских профессионалов двигателестроения сошлись в одной точке с приходом на предприятие в 2006 году новой управленческой команды Алексея Леушкина. Для «Металлиста» она стала точкой производственного ускорения. Как считают коренные заводчане, привыкшие своё мнение, как говорится, не прятать в карман, новый менеджмент (а он отнюдь не многочисленный, пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать) сделал главное, что привело к реальному возрождению предприятия, – не стал рубить с плеча, не поспешил удалить тех, кто знает досконально производство и кто выстоял в самую сложную пору безвременья 1990-х. Теперь экономическая политика здесь строится на концептуальном видении перспектив председателя совета директоров Алексея Леушкина, творческом менеджерском подходе, маркетинговом анализе генерального директора Валерия Родина и высочайшем производственном профессионализме старой заводской «гвардии». Этот сплав неагрессивного топменеджмента и преданной заводу технократии дорогого стоит. Он обеспечивает главное – восхождение «Металлиста» на новые экономические рубежи. Сложности – преходящие, перспективы – реальные
Производство камер сгорания ЖРД – магистральное направление на этом запланированном производственном восхождении. Но как авиационных и ракетных двигателей в мире имеются далеко не единицы – разных типов топлива, мощности и иных характеристик, так и камеры сгорания уже составляют целый ассортимент. Производить самые современные и востребованные – цель «Металлиста». Достижение её требует комплекса действий, решимости и прагматичности на государственном уровне. Среди достижений самарского предприятия последних лет – участие в 29 удачных пусках американской ракеты «Атлас-5». В собранном виде двигатель РД-180 поставляет зарубежным заказчикам известная фирма «Энергомаш», а камеры сгорания полностью производятся на «Металлисте». Успешный опыт самарцев по логике заявленных на уровне Президента и правительства РФ приоритетов развития наукоёмких промышленных технологий должен быть востребован. Но производство камер сгорания для отечественного РД-191 (аналог освоенной на «Металлисте» модели для РД-180) могут начать с нуля на другом предприятии, в то время как самарский завод способен без промедления начать практически серийный выпуск этих изделий. Но вместо налаживания ясного и понятного государственно-частного партнёрства в этой сфере пока наблюдаются местнические настроения госкорпораций и их сателлитов. Вместо естественной конкуренции идёт выкачивание средств из государственного бюджета – недопустимая расточительность, когда последствия кризиса только начинают преодолеваться. «Металлист» был в СССР ведущим производителем специальных изделий для двигателей НК-25 и НК-32. Эти двигатели ставились на стратегические бомбардировщики Ту-22М3 и Ту-160. Намеченное возобновление производства Ту-160 на заводе было встречено с оптимизмом, ведь для восстановления своей «начинки» НК-32 здесь имеется всё необходимое. Но и этот заказ может не дойти до «Металлиста» по тем же субъективным причинам, которые в итоге не приносят пользы всей отрасли, а значит, и государству. В этих примерах, как в зеркале, отражается многое: сложности, которые мешают развиваться реальному наукоёмкому производству, и их причины, которые невозможно объяснить ни экономическим анализом, ни государственными интересами. Но «Металлист» не собирается отступать и на 2011 год ставит для себя задачу – взять новую высоту в росте объёмов производства.
Прошлое не зачёркивается
На центральной заводской площади не так давно была установлена зенитка – ЗУ-23. Настоящая, боевая. Одна из тех, которые завод «Металлист» несколько десятилетий выпускал для армии СССР, а затем и России. С 1960-х годов это невеликое (даже по советским меркам) предприятие стало равноправным партнёром гигантов авиационно-космической отрасли, заняло значительное место в сфере отечественного авиадвигателестроения. Но о своих земных корнях, истоках, с которых начинался путь заводских изделий на Байконур или на си-лонч («морской старт» – когда непилотируемая космическая ракета стартует с платформы, расположенной в океане на экваторе Земли), здесь не забывают. Как помнят тех, кто осваивал этот путь – с земли в небо и ещё выше. Первым среди них называют человека-глыбу, директора завода в 1969–1987 годы Бориса Ивановича Карякина. При нём «Металлист» сделал свой самый мощный рывок в освоении авиационной и космической техники. Карякина называют учителем №1 не только тех специалистов, что сформировались при Борисе Ивановиче.
Знаменитый директор считал эффективное производство, его развитие главной составляющей в государственной политике. Для заводских руководителей новой формации, принявших предприятие в сложной, порой непредсказуемой экономической ситуации, этот принцип столь же актуален. Потому что они тоже умеют смотреть вперёд, в будущее – завода и страны.
Автор: Нина Алпатова