Оглавление
04#2010
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Энергетика Самарской области

ПГУТИ – 55 лет

— Самара

                                                                            В.А. Андреев

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) начал свою историю в 1956 году, когда бурное развитие в СССР телевидения и радиовещания потребовало большого количества специалистов. И если первый набор студентов вуза составлял примерно 150 человек, то сейчас здесь учится восемь с половиной тысяч студентов. За 55 лет деятельности учебное заведение выросло в известный в России и за рубежом ведущий учебный и научный центр, осуществляющий подготовку квалифицированных кадров для отрасли связи и смежных областей.

Университет имеет филиалы в Ставрополе, Казани, Оренбурге и колледж связи в Самаре. В настоящее время ПГУТИ ведёт обучение по 17 образовательным программам высшего профессионального образования и магистерской подготовки и 7 образовательным программам среднего профессионального образования, ежегодно выпуская из стен вуза свыше 1000 специалистов. Более 15 лет в университете действует двухступенчатая система образования, а в рамках послевузовской подготовки открыты аспирантура и докторантура. На факультете заочного обучения активно применяются дистанционные технологии по сети Интернет, связанные с организационным и методическим обеспечением учебного процесса. В рамках дополнительного образовательного контента осуществляется повышение квалификации специалистов, подготовка к поступлению в университет и колледж, а также обучение рабочим профессиям. Единство довузовской, вузовской и послевузовской подготовки реализуется здесь в полном объёме. Университет имеет 7 факультетов, 24 кафедры, богатую научно-техническую библиотеку, региональный телекоммуникационный трейнинг-центр, два музея истории связи учебного заведения, студенческий молодёжный центр, центр трудоустройства выпускников, спортивно-оздоровительный лагерь, комбинат питания. Учебные лаборатории оснащены современной аппаратурой связи, измерительной и вычислительной техникой, которая широко используется в учебном процессе.

Интеграция в мировое образовательное пространство обеспечивается участием в совместных международных проектах, таких как «Вместе с Алкатель», «TAСIS», «TEMPUS» и других. Сотрудничество с европейскими компаниями позволяет преподавателям и студентам стажироваться в Европе, США, Китае, Японии.

Гордость ПГУТИ – профессорско-преподавательский состав. 69% от общего числа преподавателей имеют учёные степени и звания; здесь работают более 50 докторов наук, профессоров, свыше 150 кандидатов наук и доцентов. Комплексная программа «Молодые кадры» позволяет обеспечить преемственность поколений преподавательского состава. Стремительно развивающийся мир телекоммуникаций и информатики находит отражение в университетском образовании, которое уже сегодня ориентированно на стандарты третьего поколения, отвечающим национальной образовательной политике.


Крупнейший вуз Поволжья интенсивно занимается внедрением инноваций, позволяющих студентам получать качественные знания. Задача высшей школы, считает ректор ПГУТИ, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор, президент общественно-научной Академии телекоммуникаций и информатики Владимир Александрович Андреев, подготовить квалифицированных специалистов, ориентированных на постиндустриальную экономику.

– Владимир Александрович, современное образование должно соответствовать тенденциям и запросам рынка труда. Как эта задача реализуется в вузе?

– Спектр направлений и специальностей постоянно расширяется, при этом мы обладаем способностью маневрировать на рынке труда. Одна из самых современных специализаций на факультете информационных систем и технологий – «электронная коммерция», где студентов обучают технологиям ведения бизнеса в условиях постиндустриального общества. Открыты две новые специальности «Информационная безопасность телекоммуникационных систем» и «Связи с общественностью». Впервые в Самаре на базе нашего вуза будет осваиваться направление «Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере». В рамках образовательного направления «Фотоника и оптоинформатика» мы готовим специалистов для инновационной экономики. Область компетенций связана с оптическими технологиями сверхскоростной передачи данных, которые, образно говоря, завтра будут востребованы на рынке труда. В этом смысле можно говорить об опережающем развитии университета.

– Существует ли конкретный социальный заказ на ваших специалистов?

– Несомненно. Качество знаний выпускника должно соответствовать сегодняшней жизни, поэтому принципиально важен конструктивный диалог вуза и профильных организаций. На традиционный вузовский научно- практический семинар «Молодой специалист-фирма. Поиск взаимности» приезжают работодатели со всей России и, как правило, приглашают наших выпускников на свои предприятия. Открыта новая специализация «менеджмент на телекоммуникационных предприятиях», продиктованная профессиональным сообществом. В целях приближения учебного процесса к наукоёмким предприятиям основаны 2 базовые кафедры – при Институте проблем управления сложными системами РАН (заведующий кафедрой д.т.н., профессор Виттих В.А.) и в отраслевом НИИ радио (заведующий кафедрой д.т.н., профессор Бузов А.Л.), где способные студенты обучаются по физтеховской системе. В рамках партнёрства создан учебный центр американской компании «NetCreaker». Специалисты компании обучают перспективных студентов по дополнительным программам, а на 4 курсе лучших из них приглашают на работу. Не случайно в вузе ведётся обучение рабочим квалификациям, многие крупные компании хотят, чтобы будущие специалисты знали профессию с азов. Таким образом, у нас можно пройти все ступени профессионального роста – от рабочих до докторов наук.

В свою очередь, вуз отслеживает, насколько востребованы наши выпускники. Согласно статистике, 70% из них работают по специальности: это самый высокий процент в телекоммуникационных вузах. Кроме того, помощь студентам оказывает вузовский центр трудоустройства, поэтому многие ребята начинают работать в рамках профильного образования.

– Какие образовательные инновации применяются в вузе?

– Обновлению содержания образования содействует широкое внедрение IT- технологий в учебный процесс. В работе задействованы 1700 компьютеров, если учесть, что на дневном отделении учится 3 тысячи студентов, то это очень высокий показатель. В единую корпоративную сеть включены два учебных корпуса вуза, колледж связи, библиотека, четыре общежития, бесплатный доступ в Интернет для учащихся; сейчас мы создаём электронный образовательный контент, позволяющий студентам получить необходимый материал. Почти все дисциплины представлены электронными лекциями, то есть студент приходит на занятия с готовыми конспектами. Это большой труд всего преподавательского коллектива, эффективно влияющий на качество обучения.

Многие молодые люди выбирают траекторию непрерывного образования «колледж-университет». Мы открыли приём в колледж связи для девятиклассников, и надо сказать, что приток учащихся огромный.

Весьма успешно практикуется такая новация, как независимое тестирование: студенты в режиме онлайн могут проверить своё качество знаний, чтобы подтвердить объективность оценки.

– В ПГУТИ реализуется комплексная программа воспитательной работы со студентами.

– Я считаю, что задача университета – создание оптимальных условий для самореализации личности. Каждый учащийся должен окунуться в настоящую студенческую жизнь. Поэтому мы создали молодёжный центр, включающий разные виды творческой и спортивной деятельности. В 2010 году наш университет занял 1-е место на городском и областном фестивалях «Студенческая весна». Успехи наших студентов в культмассовой работе, спорте, несомненно способствуют их социализации и повышают имидж вуза. Мы должны выпустить из стен университета не только хороших специалистов, но и по-настоящему культурных людей.

Автор: Людмила Круглова


Автор:Людмила Круглова