Оглавление
04#2010
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Энергетика Самарской области

Ирина Архипова: "У меня к Самаре отношение особое"

— Самара

                                                           Ирина Архипова

С Самарой тесно связаны многие знаменитые представители искусства нашей страны. В их числе легендарная певица, педагог и общественный деятель в сфере музыкального просветительства Ирина Архипова.

Царица вокала

Мастерство Архиповой – оперной и камерной певицы, было исключительным и по манере звуковедения, и по безупречному вкусу, эмоциональной наполненности и выразительности исполнения. Не случайно её называли царицей вокала. С её уходом завершилась целая эпоха в культурной жизни нашей страны.

Перечислить все отличия Архиповой практически невозможно. Она была удостоена званий народной артистки СССР и Героя Социалистического труда, титула «Человек столетия». Среди полученных ею наград Ленинская и Государственная премии, первая премия и золотая медаль Международного конкурса вокалистов «Золотой Орфей» в Варшаве за лучшую оперную запись, памятный знак «Золотой Аполлон», премия российской оперной критики Casta Diva. Именем Архиповой названа одна из малых планет.

В течение всей своей кипучей творческой жизни Архипова являлась и одним из самых активных общественных деятелей в сфере культуры. Она возглавляла жюри самых престижных вокальных конкурсов, проходивших в разных странах мира, в числе которых Конкурс имени П. Чайковского. Что же касается некогда всесоюзного, а затем международного Конкурса вокалистов имени М. Глинки, то благодаря Ирине Архиповой для нескольких поколений молодых певцов он стал первой ступенькой их блестящей мировой карьеры.

Архитектор Архипова

Ирина Константиновна была одной из тех личностей в мире искусства, кого отличали широта кругозора, образованность, исключительно высокий интеллект. Это не случайно: жизненные пути-дороги не сразу вывели её на актёрскую стезю. До поступления в Московскую консерваторию она окончила архитектурный институт и затем четыре года работала по специальности, совмещая это с учёбой в консерватории. Как архитектор Архипова была автором нескольких серьёзных проектов. Её жилые дома стоят на Ярославском шоссе в столице, а проект здания финансового института на проспекте Мира она выполняла как соавтор. Ирина Константиновна вспоминала: «Как-то сотрудники этого института раскопали в чертежах мою фамилию и позвонили, чтобы удостовериться, я ли это, а затем попросили устроить творческий вечер».

И все-таки пение одержало верх. Все началось ещё в институте, в вокальном кружке, которым руководил замечательный музыкант и знаток секретов певческого искусства Надежда Малышева. По окончании консерватории Архипова дважды прослушивалась в Большой театр, но всё как-то не складывалось. Тогда по инициативе своего консерваторского профессора она уехала в Свердловский оперный театр. Полтора года, проведённые в нём, оказались очень плодотворными. Именно там впервые Архипова спела Кармен, Амнерис в «Аиде» и другие меццо-сопрановые партии.

Самарские страницы

В творческой биографии Архиповой было немало страниц, связанных с Куйбышевом – Самарой. Ещё в 1973 году на сцене нашего оперного театра она выступила в партии Любаши в опере Н. Римского-Корсакова «Царская невеста» – одном из своих лучших сценических созданий, а спустя два десятилетия – в партии графини в «Пиковой даме» П. Чайковского. Архипова пела в нашем городе и в концертных программах.

В разные годы в Самаре проходили фестивали оперного искусства «Ирина Архипова представляет» с участием первоклассных знаменитостей. А в 1997 году прошёл возглавляемый ею XVII Конкурс вокалистов имени Глинки, на котором в числе лауреатов были и местные певцы.

Являясь подлинным подвижником, Ирина Архипова отдавала должное тем, кто внёс значительный вклад в разные жанры искусства. В течение нескольких лет Фонд Ирины Архиповой собирал в Москве тех, кто удостаивался его наград: медалей и премий. В списке лауреатов Фонда не последнее место занимают и деятели культуры Самары. Это солисты Самарского оперного театра Михаил Губский и Андрей Антонов, пианист-концертмейстер Дмитрий Сибирцев.

Ирина Архипова: «Фонд существует при Международном союзе музыкальных деятелей, который я возглавляю. Вот что хочу сказать. Все думают, что у нас много денег, но, к сожалению, это совсем не так. Всё, чем мы располагаем, сразу пускаем в дело. Зато у нас есть бесценный клад – голоса наших певцов. Вот в этом мы прямо-таки «подпольные миллионеры».

Культуре в нашей стране сейчас живётся непросто. Фактически никто не заботится о судьбах молодых певцов, добившихся первых успехов на международных конкурсах. Как председатель жюри конкурсов я знакомлю слушателей разных городов с лауреатами. Поначалу особого успеха не было, но стоило сделать на афише надпись «Ирина Архипова представляет», и дело пошло. В меня, что ли, верят. Но главное, что люди, которые приходят на концерты, слышат хорошую, отобранную мной молодёжь. Мы начали просто с концертов, затем стали организовывать фестивали, которые прошли во многих городах: в Минске, Саратове, Уфе, Челябинске, у вас в Самаре. Всех певцов, в судьбе которых довелось принять участие, не перечислить. Первой всегда называю Марию Биешу, ныне выдающуюся певицу, мою коллегу и подругу. А еще – Соткилава, Пьявко, Синявская, Бородина, Огренич, хорошо известные самарцам Аскар и Ильдар Абдразаковы».

Одним из ярких событий в моей жизни стала проходившая 1 января 2002 года в Большом зале Московской консерватории церемония награждения, когда из рук великой певицы и общественного деятеля я получил диплом лауреата и бронзовую медаль Фонда Ирины Архиповой «за компетентность и доброжелательность в освещении значительных событий в культурной жизни страны».

Совсем недавно, в декабре прошлого года, мне довелось постоянно видеть Ирину Константиновну на проходившем в Москве ХХIII глинковском конкурсе, жюри которого, как и неизменно в течение последних четырёх десятилетий, она возглавляла. Приближалось её 85-летие, которое было отмечено 2 января нынешнего года.

В одном из интервью автору этих строк Архипова призналась: «Потребовалось время для укрепления авторитета Самары как культурного центра. Меня привлекла сложившаяся здесь в 1990-е годы атмосфера особого благоприятствования развитию культуры и искусства. Это и разнообразные фестивали с участием известных мастеров, и постановки интересных спектаклей, которые делались заметными явлениями культуры в масштабе страны. Поэтому у меня к Самаре отношение особое. Довелось мне бывать и в Тольятти, участвовать в фестивале «Мир Чайковского». С этим городом меня связывает и факт личной биографии: именно Волжский автомобильный завод в свое время поддержал мою кандидатуру при выдвижении на Ленинскую премию. Правда, в тот раз меня «завалили», но коллективу я была очень благодарна. Тогда я приезжала в Тольятти, пела в цехах, во Дворце культуры».

Сцена – это коррида

Своеобразным завещанием Архиповой стал её ответ на мой вопрос о том, какие ощущения вызывают у неё реалии нашей нынешней жизни: «Особых ощущений нет. Есть только единственное желание: сберечь всё хорошее, что у нас есть, несмотря на совершенно изменившуюся жизненную ситуацию, на иное отношение к культуре, к искусству. Нужно пробуждать у властей, у местных администраций, у деловых людей желание помогать искусству. Хочется надеяться, что будут у нас новые Мамонтовы, Третьяковы, Морозовы. Мы, артисты, обязаны быть всё время лучше себя. Это горькая, жестокая правда. Сцена – это коррида. Законы сцены столь же неумолимы, и они тем безжалостнее, чем большего успеха добивается артист, чем более он знаменит. Что касается меня лично, то жаловаться, пожалуй, не на что».

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов