Оглавление
04#2010
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Концепция будущего
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Фестиваль
Экология
Энергетика Самарской области

"Амазонка" русского авангарда

— Самара

                                                               Выставка Александры Экстер

В сентябрьские и октябрьские дни нынешней осени в самарской галерее «Виктория» была развёрнута выставка Александры Экстер – одной из ярчайших звёзд русского авангарда первой половины ХХ столетия.

Наряду с такими мастерами, как Казимир Малевич, Владимир Татлин, Ольга Розанова и Наталья Гончарова, художница, которую называли «амазонкой» русского авангарда, прославила это направление отечественного искусства во всём мире.

По воле судьбы в России об Александре Экстер до сих пор знают до обидного мало. Дело, очевидно, в том, что, выехав в 1924 году в творческую командировку в Италию, она приняла решение не возвращаться на родину и до самой своей кончины в 1949 году жила во Франции. Между тем передовое русское искусство начала XX века невозможно представить без произведений этой художницы. Она была неизменной участницей практически всех крупных выставок содружества «Бубновый валет», «Союза молодёжи», «Трамвай В», «Магазин», «5х5=25» и других, символизировавших самые неординарные направления искусства той поры.

Экстер родилась в 1882 году в городе Белостоке. Её творческое становление началось в Киеве. Экстер окончила частную гимназию и художественное училище Николая Мурашко, где училась вместе с Аристархом Лентуловым и Александром Архипенко. В Киеве у неё была знаменитая мастерская-салон, где собирались местные авангардисты, затем художественная студия. Она сотрудничала с Давидом Бурлюком, с балетной студией Брониславы Нижинской. В 1907 году Экстер уехала учиться в парижскую академию Гран-Шомьер. В Париже она познакомилась с Пабло Пикассо, открыв его для русской художественной богемы.

Жизнь Александры Экстер была до предела наполнена творчеством. Её отличала исключительная широта интересов. Она занималась живописью и керамикой, книжной графикой и моделированием одежды, причём создавала и роскошные платья по индивидуальным заказам, и одежду для пролетариата. Экстер участвовала даже в разработке формы для красноармейцев, именно ей принадлежит проект знаменитой будённовки.

Экстер были близки концепции футуризма и кубизма, абстрактного и объектного искусства. С её именем связано такое принципиальное направление в истории русского искусства, как кубофутуризм – русский вариант футуризма, нашедший отражение в многочисленных абстрактных композициях, натюрмортах и городских пейзажах. Она занималась экспериментами по соединению традиционной украинской вышивки и рисунков авангардистов.

В сфере театрального дизайна Экстер почитается родоначальницей театрального конструктивизма. Ещё в Киеве она тесно сотрудничала с театром «Березиль» Леся Курбаса, а когда переехала в Москву, в Камерном театре Александра Таирова оформила спектакли «Фамира Кифаред», «Саломея», «Ромео и Джульетта», которые вошли в историю как шедевры, отмеченные изысканной красотой костюмов и декораций. Экстер принадлежат также эскизы костюмов для фильма Якова Протазанова «Аэлита».

В эмиграции Экстер была в приятельских отношениях с Пабло Пикассо, Фернаном Леже, Робером и Соней Делоне, Гийомом Аполлинером и многими другими ярчайшими представителями художественной культуры той эпохи. Она преподавала в парижской школе Фернана Леже, работала на киностудиях Франции и Германии, внесла свой вклад и в феномен «парижской моды».

После смерти Экстер практически всё её творческое наследие оказалось за рубежом. Когда в последние десятилетия ХХ столетия русский авангард стал невероятно востребован среди ценителей искусства разных стран, начался ажиотаж и вокруг работ Александры Экстер.

Уникальность выставки в «Виктории» в том, что на ней в той или иной степени были представлены практически все творческие ипостаси Экстер.

До недавнего времени не было ни одной персональной выставки Экстер, достаточно полно отражающей различные грани её творчества. Между тем её работы присутствуют на всех сборных выставках авангарда – без них невозможно себе представить это направление живописи. Что же касается нескольких небольших персональных выставок Экстер в Москве, Одессе, Париже и Нью-Йорке, то на них экспонировались в основном театральные эскизы.

Настоящим прорывом в представлении творческого наследия выдающегося мастера стала прошедшая летом нынешнего года в Московском музее современного искусства выставка «Александра Экстер. Ретроспектива». Выставка в галерее «Виктория» – сокращённый вариант московской. Она включала 37 из 250 работ, экспонировавшихся в столице. Зато в Самару привезли практически всю живопись Экстер, которую видели москвичи.

Куратор выставки – доктор искусствоведения Георгий Коваленко, посвятивший многие годы исследованию творчества Экстер и являющийся ныне одним из главных биографов художницы и экспертов в области её творчества, автором двух книг и многочисленных статей об Экстер, опубликованных в России и за рубежом.

На церемонии открытия самарской выставки состоялась презентация второго тома вышедшей несколькими днями ранее монографии Георгия Коваленко, посвящённой творчеству Экстер. Богато иллюстрированное издание, охватывающее парижский период её творчества, содержит репродукции многих произведений Экстер из американских и европейских собраний, которые никогда не публиковались. Книга включает детальную биографию, хронологию жизни и творчества, письма и научные труды Экстер, воспоминания о ней современников.

Выставка прибыла в Самару с «почётным эскортом» в составе исполнительного директора Московского музея современного искусства Василия Церетели, докторов искусствоведения Георгия Коваленко и члена-корреспондента Российской академии художеств Андрея Толстого – представителя знаменитой династии Толстых, редактора-составителя монографии об Александре Экстер Нелли Подгорской и генерального директора ОАО «Новатэк» Леонида Михельсона, оказавшего поддержку в реализации масштабного выставочного и издательского проектов, связанных с творчеством Экстер.

Гости рассказали много интересного о творчестве и личности Александры Экстер, о том, какие трудности пришлось преодолеть при организации выставки, о которой, по признанию Георгия Коваленко, он мечтал три с половиной десятилетия. Его идею не поддержали ни Третьяковская галерея, ни Русский музей в Санкт-Петербурге, ни Киевский музей русского искусства.

Учёный особо подчеркнул, что приезд выставки в Самару не случаен. В местном художественном музее имеется прекрасная, сохранённая от уничтожения в 1930-е годы коллекция русского авангарда, но в этой коллекции нет ни одной работы Экстер.

Самарские ценители живописи получили редкостную возможность восполнить этот пробел и познакомиться с уникальными образцами творчества замечательной художницы: беспредметными композициями, портретами, натюрмортами, эскизами театральных костюмов, иллюстрациями к рукотворным – авторским книгам. Эти экспонаты – из коллекций Русского музея в Санкт-Петербурге, Московского музея современного искусства, Краснодарского, Вологодского, Нижнетагильского музеев, из Российского государственного архива литературы и искусства, а также из частных собраний. Можно было также посмотреть фильм «Аэлита» и приобрести двухтомник «Александра Экстер».

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов