Оглавление
1#2011
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Энергетика Самарской области

Космическая эра в самарской истории

— Самара

                                                             Юрий Гагарин

Полвека назад началась история покорения космоса человеком. Первый искусственный спутник Земли покинул её пределы в 1957 году, после чего произошёл стремительный рывок в деле освоения неизведанного и загадочного космического пространства. Человек дерзнул ступить на поверхность Луны, были запущены аппараты для исследования планет и Солнца, созданы орбитальные станции, предназначенные для космических исследований.

Теоретическим основоположником космонавтики стал русский учёный Константин Эдуардович Циолковский. Именно он явился автором первого проекта космической ракеты, воплотив в реальность свои юношеские мечты. Уже в начале ХХ столетия расчёты исследователя намного опередили время. В своей книге «Вне земли» он предопределил пути освоения космического пространства, особо отметив события 2017 года, когда, по его мнению, будут создавать «составные пассажирские ракеты». Циолковский предлагал организовывать искусственные поселения наорбитальных станциях, расположенных вокруг Солнца.

В 2011 году весь мир празднует 50-летие со дня эпохального полёта Юрия Гагарина, когда, впервые в истории человечества, он провёл легендарные 108 минут за пределами Земли.

В летописи Самары, признанной космической столицей России, самые яркие страницы связаны с событиями первого космического полёта Юрия Гагарина.

В 1950-е годы город, который в то время именовался Куйбышевом, по предложению учёного-конструктора и создателя ракетно-космической техники, основоположника практической космонавтики Сергея Павловича Королёва, стал одним из центров космического производства.

Куйбышев – главная база ракетостроения

Официальное решение об открытии космического производства в Куйбышеве было принято в начале 1958 года. Когда вышел указ о передаче завода №1 из ведомства Комитета по авиационной технике в ведомство оборонного комитета, в цехах сборки самолётов ТУ-16 началась работа над серийными ракетами, именуемыми «семёрками». Одной из ключевых фигур, сыгравших решающую роль в революционных преобразованиях в области космического ракетостроения, стал директор завода «Прогресс» Виктор Яковлевич Литвинов, взявший на себя ответственность за изготовление ракеты-носителя. Именно «семёрка» 4 октября 1957 года вынесла на орбиту первый искусственный спутник Земли, а через месяц – второй космический аппарат, содержащий экспериментальный контейнер с собакой Лайкой. Таким образом было положено начало изучению воздействий космического полёта на живой организм. В начале 1960-го года был разработан эскизный проект корабля-спутника, на его базе должны были быть учтены схемы и конструкции ракеты, на которой предполагалось осуществить запуск человека в космос. Первый испытательный беспилотный полёт ракеты состоялся 15 мая 1960 года.

Космический корабль, названный Сергеем Королёвым «Восток», состоял из спускаемого аппарата и приборного отсека, где располагалась тормозная двигательная установка с двигателем.

Первые две ступени космического корабля – центральный блок и четыре боковых блока – были подготовлены и собраны на заводе «Прогресс». Пять двигателей, имеющих двадцать маршевых камер сгорания и двенадцать рулевых для блоков первой и второй ступеней, были изготовлены на куйбышевском Моторостроительном заводе им. М.В. Фрунзе. Алюминиевые сплавы для корпусных частей и топливных баков поставлял металлургический завод. Таким образом, большая доля успеха за первый в мире полёт человека в космос принадлежит куйбышевским специалистам и конструкторам.

Как рассказывал заместитель Главного конструктора и руководитель куйбышевского филиала №3 ОКБ-1 Дмитрий Ильич Козлов, «для первого полёта человека в космос ракету специально не отбирали и не готовили – это было наше обычное серийное изделие, которое наряду с прочими ракетами также изготовили в заводских цехах и отправили для доработки и оснащения третьей ступенью на завод №88 в Подлипки. Только после этого у нас на заводе и узнали, что изделие готовится к полёту с космонавтом на борту…»

Подготавливая и рассчитывая первый запуск человека в космос, конструкторы со всей ответственностью пытались предусмотреть каждую деталь, рассчитывая и место приземления легендарной ракеты. Местом штатной посадки «Востока» изначально был определён Пестравский район Куйбышевской области. В сельские больницы приехали московские медики, на случай оказания экстренной медицинской помощи, завезли контейнеры с кровью. Формировались поисковые группы, на куйбышевском аэродроме «Кряж» тренировались врачи-парашютисты…

Старт

Солнечным и ясным днём 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут 59,7 секунды с полигона, расположенного в районе железнодорожной станции Тюра-Там Кзыл-Ордынской области Казахской ССР,стартовал космический корабль с лётчиком-космонавтом Юрием Гагариным на борту. После команд к старту «Зажигание… предварительная… промежуточная… главная… Подъём!», ракета, выталкиваемая пламенем и объятая клубами дыма, устремилась за пределы земного шара. В историю полёта вошла и знаменитая гагаринская фраза «Поехали!» Пуском первого в мире пилотируемого корабля руководили С.П. Королёв, А.С. Кириллов и Л.А. Воскресенский.

Сергей Павлович Королёв принял решение, что первый космонавт после приземления должен ехать в Куйбышев. Во-первых, потому, что здесь уже всё было готово к встрече, а во-вторых, потому, что присутствовала какая-то королёвская суеверность. Куйбышев для него был уже чем-то вроде талисмана, залога – что всё будет хорошо, поскольку сначала Королёв доверил куйбышевским коллегам работу над своими ракетами, а потом и встречу первого космонавта.

Улыбка Гагарина

Совершив один виток вокруг Земли, «Восток» приземлился на границе Самарской и Саратовской областей – недалеко от деревни Смеловка Терновского района. «Около спускаемого аппарата Гагарина мы оказались примерно через час после его приземления, – рассказывал Д.И. Козлов. –…Никого из посторонних до Гагарина не допустили, и уже через несколько минут после его выхода из самолёта первого космонавта посадили в поджидавшую машину и увезли на спецдачу обкома КПСС на первой просеке».

После работы специальной государственной комиссии, на которой были подведены итоги исторического полёта, режим Гагарина стал свободнее: ему организовали отдых, катали на катере по Волге. На другой день космонавт вновь оказался на закрытом аэродроме завода «Прогресс», откуда вылетел в Москву на торжественную церемонию – встречу с руководством страны и Н.С. Хрущёвым.

Космонавт улетел в космос старшим лейтенантом, а приземлился майором. Ослепительную лучезарную улыбку Гагарина запомнил весь мир! Известно, что впечатляющий прорыв в космос пришёлся на самый пик «холодной войны». Благодаря космическому триумфу начала изменяться та модель мира, которая складывалась и формировалась на протяжении десятилетий…

Он всех нас позвал в космос!

Если первый визит Юрия Гагарина в Куйбышев проходил в обстановке строгой секретности, то другие посещения трудно было скрыть от городских жителей. Он встречался с людьми на куйбышевских предприятиях, в школах и пионерских лагерях с детьми.

На географической карте Самары имя первого космонавта увековечено в названии улицы и станции метро, открыт Музей космонавтики «Ракета» с постоянно действующей экспозицией «Ожидание космоса».

За минувшие полвека на знаменитом предприятии «ЦСКБ-Прогресс» было изготовлено и выведено на рабочие орбиты более 1760 космических аппаратов. Созданные на базе легендарной «семёрки», современные модели ракеты-носителя «Союз» считаются одними из самых надёжных средств доставки в космос пилотируемых и грузовых космических кораблей.

В самарском ракетно-космическом центре, принявшем участие в изготовлении первых ракет для освоения космических высот, по-прежнему активно ведётся научная и конструкторская деятельность. На территории завода действует научная школа космического аппаратостроения и дистанционного зондирования Земли. Осуществляются запуски самарских ракет-носителей с космодрома Байконур в Республике Казахстан и с космодрома Плесецк, разрабатываются проекты новых ракет и современных стартовых комплексов.

Можно предположить, что гениальные идеи Циолковского о создании «составных пассажирских ракет» частично воплощаются в реальность в ХХI-м веке, а это и является свидетельством развития современной ракетно-космической техники. И если полвека назад человечество мечтало о первом полёте в космос, то сегодня, по мнению специалистов, обозначаются перспективы полётов к другим планетам.

Автор: Елена Воеводина


Автор:Елена Воеводина