Оглавление
1#2011
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Энергетика Самарской области

Династия Васильевых и Самара

— Самара

                                                                               А.П. Васильев

В январе нынешнего года исполнилось 100 лет со дня рождения нашего земляка, знаменитого театрального художника, члена-корреспондента Академии художеств, народного художника РСФСР Александра Павловича Васильева. Этой дате была посвящена получившая большой резонанс юбилейная выставка мастера в Мраморном зале Самарского художественного музея.

Выставка стала продолжением имеющей давнюю историю «одиссеи» династии Васильевых, которая проживала в Самаре с 1910 года, что составляет колоритную страницу истории города, является одной из нитей, которыми Самара вплетается в культурное пространство России.

Контекст

Тема «Васильевы и Самара» обрела новое дыхание и совершенно неожиданный поворот благодаря сыну Александра Павловича – популярному ныне театральному художнику, историку моды и коллекционеру Александру Васильеву, который по приглашению хорошо знавшего его мать известного оперного режиссёра Бориса Рябикина в 1994 году впервые побывал в Самаре. Именно тогда в доме Бориса Александровича я познакомился с Александром Васильевым.

В последующие годы мне довелось много раз встречаться с Васильевым-младшим. Вот что он рассказал о себе:

– Я представляю молодое поколение семьи Васильевых-Нестеровых, продолжаю художественные и театральные традиции нашего рода. Родился в Москве, окончил школу-студию МХАТ, учился в аспирантуре Академии художеств, работал на Центральном телевидении: вёл популярные детские передачи «Будильник» и «Колокольчик». Дети меня узнавали на улице. Женившись на француженке, студентке Московского университета, уехал в Париж. Там поступил в школу изобразительных искусств Лувра, учился на театральном отделении аспирантуры в Сорбонне. Почти сразу начал преподавать: нужно было зарабатывать на жизнь. Постепенно стали поступать приглашения в США, европейские страны, Азию. Есть какие-то вещи, которые, как говорится, на роду написаны. Среда, в которой я вырос, воспитывался, отразилась на мне. Кроме того, знания, которые я получил, особенно в области истории театра, за годы работы в Париже, Италии, Германии и Англии, дали мне крепкую профессиональную основу.

Являясь театральным художником, работаю для оперы, балета, драмы, кино. Как историк моды преподаю историю моды и стиля. И, конечно же, я коллекционер. У меня большая коллекция старины: портреты, мебель, костюмы и аксессуары одежды ХVIII – начала ХХ веков. Выставляю свою коллекцию в различных музеях мира. Кроме того, выставляю свои рисунки, эскизы костюмов и декораций. Такие выставки были в Сан-Франциско, Лондоне, Париже. За годы эмиграции оформил более ста спектаклей в двадцати пяти странах Европы, Азии и Южной Америки. Отец очень позитивно отнёсся к моему отъезду во Францию. Мне было тогда 24 года. Отец понимал, что дети рано или поздно выпархивают из родительского гнезда и не следует оказывать давление на личность человека, насильно устраивая его личную жизнь, выбирая за него род занятий, спутницу жизни и тому подобное. Папа считал, что я взрослый человек и могу отвечать за себя. И это была для меня прекрасная школа жизни. В Москве я всё время находился как бы в его тени. Все думали, что отец-академик за меня всё нарисует, оформит, устроит. А во Франции, где отца никто не знал, я должен был всё делать и всего добиваться самостоятельно. Что говорить, мои родители меня поддержали как могли. Конечно, для них было бы большей радостью постоянно видеться со мной, но в те времена это было невозможно. Только в конце 1980-х годов мою маму впервые выпустили во Францию, а в 1990-м году я смог первый раз приехать в Россию.

Родословная Васильевых

Я давно мечтал приехать в Самару и был полон впечатлениями уже от первого двухдневного пребывания здесь, удивился обилию интересных памятников старой архитектуры, среди которых много следов волжского модерна. Но особенно был тронут посещением квартиры моего деда и отца.

Представительница старшего поколения моей семьи моя тетка Ирина Павловна вместе с братом Петром Петровичем, моим дядей, драматическим режиссёром, в детстве жила в Самаре. Именно её воспоминания позволили мне детально восстановить всю обстановку нашей самарской квартиры на втором этаже дома номер 11 по Предтеченской, ныне Некрасовской, улице, где 11 января 1911 года родился мой отец. Я заочно знал этот дом, имел описание квартиры деда – статского советника Павла Петровича Васильева.

Мать деда, моя прабабка Ольга Васильевна Чичагова, была дворянкой из старинного рода Чичаговых. Её брат Яков Васильевич Чичагов, морской министр при Павле I, сражался в русско-шведской войне, а племянник Василий Яковлевич Чичагов был адмиралом и морским министром Александра I. Вместе с Барклаем де Толли, Багратионом, Кутузовым и другими знаменитыми полководцами он участвовал в изгнании французов из России. В 1816 году Чичагов с дочерью уехал во Францию, там опубликовал свои воспоминания. Под Парижем сохранился особняк Чичагова с парком, где установлен его бюст.

Мой дед был морским офицером, служил в Севастополе, а затем был переведён в Самару, где являлся инспектором судоходного надзора Волжского судоходства. Этот царский чиновник был ещё и музыкально образованным человеком: хорошо пел сам, руководил в Самаре хором, состоял в Самарском обществе народных университетов, был постоянным участником музыкальных вечеров. Моя бабка Нина Александровна, урождённая Брызжева, была дочкой генерала, героя Плевны. Её мать жила в этой же самарской квартире.

Семья моего деда была на редкость артистически одарённой, и круг её интересов был соответствующим. Сестра деда Ольга Петровна была талантливым музыкантом, концертмейстером в опере. Её муж, тенор Ворфоломеев, пел в Одессе и Киеве, два сезона служил в антрепризе Дягилева в Париже и Лондоне. В эмиграции они жили в Харбине, где Ворфоломеев был директором русской оперы. Потом Ольга Петровна вернулась в Россию, жила в Саратове, где и умерла. Родные братья моей бабушки Нины Александровны были офицерами царской армии, после революции эмигрировали в Париж.

Другая сестра деда, Екатерина Петровна, вышла замуж за знаменитого русского художника М. Нестерова. Таким образом, мой отец был племянником Нестерова.

Революция сыграла роковую роль в жизни нашей семьи и повлияла на судьбу отца. Мой дед бежал из Самары от большевиков, пытался скрыться с женой и детьми в Сибири, но его арестовали и осудили. Много лет он провёл в ГУЛАГе, работал на строительстве Беломорского канала. Из заключения вышел инвалидом, был сослан в Кострому, где преподавал пение. Там и умер во время войны. Судьба бабки Нины Александровны сложилась ещё трагичнее: не перенеся ареста мужа и тягот жизни, она покончила с собой.

Мой отец, являясь племянником Нестерова, увлёкся живописью именно под влиянием своего дяди. Будучи сыном «врага народа», после окончания декорационного отделения Московского училища имени 1905 года работу в Москве получить не мог и начал карьеру в Чите, где в 1931 году оформил свой первый спектакль. В 1932 году отец переехал в Самару. На сцене местного краевого драматического театра он оформил спектакли «Князь Мстислав Удалой» И. Прута, «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Островского и «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина. Отцу было не так просто работать в городе, где в его квартире жили чужие люди. Так что до войны он поскитался по провинции, в Ростове-на-Дону познакомился с известным режиссёром Юрием Завадским. Во время войны отец был главным художником фронтовых театров, выслужил «прощение» и вернулся в Москву, где стал главным художником Театра имени Ермоловой. Затем Завадский пригласил отца в Театр имени Моссовета, где отец проработал главным художником более двадцати лет. С начала 1950-х годов его приглашали и другие театры у нас и за рубежом. Отец побывал во многих странах, был избран президентом международной ассоциации театральных художников. Кроме работы в театре, писал натюрморты, портреты. Скончался отец в 1980 году».

Добавим, что с Самарой был связан и родной брат А.П. Васильева Пётр Павлович, с 1938 по 1943 год работавший режиссёром в местном драматическом театре. Премьера одного из спектаклей – «Ключи Берлина», поставленного им совместно с Г. Шебуевым, состоялась на десятый день Великой Отечественной войны.

Васильевы и Самара. Вторая волна

Начиная с 1994 года Александр Васильев постоянно наведывается в Самару. Он стал автором сценографии и костюмов двух балетных спектаклей – «Спящая красавица» и «Лебединое озеро», которые шли на сцене местного оперного театра. С 2000 года в нашем городе проводится традиционный ежегодный фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева».

Мечта Александра – создать в городе мемориальный музей-квартиру отца и династии Васильевых. Эту идею в своё время горячо поддержали участники конгресса земляков-самарцев. Для будущего мемориального музея Александр Васильев подписал дарственные более чем на 1100 экспонатов – предметов из мастерской отца и из своей коллекции, которые были переданы им Самарскому художественному музею, сделал ещё несколько ценных подарков.

Своеобразной «ласточкой» будущего музея явилась прошедшая в 2005 году в отреставрированном особняке на улице Фрунзе, 106, выставка «Семья Васильевых в Самаре. ХХ век». В десяти залах были представлены фрагмент мастерской А.П. Васильева, его личные вещи, картины, семейные фотографии, выполненные им эскизы декораций. Тогда же на доме, где родился А.П. Васильев, была открыта мемориальная доска.

Что говорить, обустройство в городе мемориального музея-квартиры А.П. Васильева – дело непростое. Реализация этого замысла непосредственно в доме на Некрасовской улице столкнулась с непреодолимыми препятствиями, связанными с необходимостью расселить многочисленных обитателей тамошней комуналки. Поэтому музей-квартиру было решено разместить в помещениях переданного художественному музею старинного «Дома с атлантами» на улице Венцека, 55, который до настоящего времени находится на реставрации. Есть уверенность, что в конечном счёте все трудности на пути реализации проекта будут решены. Об этом на вернисаже юбилейной выставки А.П. Васильева заявила министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова.

Юбилейная выставка

На открытии юбилейной выставки Александра Васильева в Мраморном зале художественного музея Васильев-младший рассказал много интересного о личности своего отца, поделился творческими планами сотрудничества с Самарой в год празднования 160-летия Самарской губернии.

«Я счастлив, что первая выставка, посвящённая 100-летнему юбилею отца, проходит в городе, где он родился. Уникально и замечательно само по себе то, что она открылась практически день в день с юбилеем. Летом юбилейная выставка пройдёт в Москве, в Академии художеств: так положено по разнарядке к столетним юбилеям академиков. На ней будут и картины, экспонируемые сейчас в Самаре.

Перед вернисажем я снова побывал в доме, где родился мой отец, впервые войдя не с чёрного хода, а через парадный подъезд, который всегда был заколочен или заперт на ключ. Я впервые поднялся по сохранившейся лестнице и дошёл до двери нашей квартиры на втором этаже. Она по-прежнему заколочена. Квартира моего деда была двухсветной – с окнами на улицу и во двор, её площадь около двухсот квадратных метров. В ней семь комнат, в которых и сегодня, к сожалению, абсолютный коммунальный бомжатник. Но благодаря тому, что в квартире не было евроремонта, в ней сохранились старые двери и окна, исторический паркет, ванна на львиных лапах, ледник.

В Самару я привёз около двухсот работ из хранящейся у меня большой коллекции работ отца. В этих работах мало патетики, отсутствует атмосфера партийно-патриотического, комсомольского задора. В них много философии и мыслей, которые ощущаешь даже в портретах смотрителя музея, скромной старушки. Это тоже советские люди, но они как бы «советские наоборот», внутренние эмигранты. Отец был колористом, графиком и модернистом своего времени. То, в чём он видел красоту, редко вдохновляло других художников. А красоту он видел в каждой вещи, в каждом предмете, будь то гвоздь, ручка или стена. Это особое умение.

Среди представленных экспонатов изобретение моего отца – так называемые «балетки», которые можно увидеть на многих его картинах. Для реалистов это толкушки для картофеля, кегли. Но смысл этих фигурок гораздо глубже. Они представляют некий структурированный образ советского человека между «бабеткой» – головным убором, который носили женщины времён Брижит Бардо, и «балбесом». Это человек с ограниченным кругозором, но старающийся следовать за модой, абсолютно абстрактный образ, не подпадающий под категорию социалистического реализма и абсолютно противоречащий господствовавшему в ту эпоху утверждению о том, что искусство должно отражать жизнь.

Всё это выражает отношение моего отца к жизни, интерпретации мира. Мне особенно запомнилось высказывание отца, которое он написал на стене своей мастерской: «ямщик, не гони…». Там же написано японское слово, означающее в переводе на русский «освещай». Иными словами, в жизни нужно поспевать не торопясь, всё делать хорошо и светить над жизнью».

В октябре в Самаре в одиннадцатый раз пройдёт фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева». Его заключительный показ состоится в обновлённом зале оперного театра. Театр предложил Александру Васильеву принять участие в новом проекте. Это будет посвящённый Сергею Дягилеву вечер балета, в программе которого три одноактных балета: «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси с хореографией Вацлава Нижинского, сценографией и костюмами Леона Бакста, «Сильфиды» Ф. Шопена и «Павильон Армиды» Н. Черепнина с хореографией Михаила Фокина, сценографией и костюмами Александра Бенуа. В этой постановке Васильеву предстоит восстановить сценографию и костюмы Бакста и Бенуа. Премьера двух балетов намечается на середину октября.

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов