Оглавление
1#2011
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Энергетика Самарской области

Юбилей самарского "короля инструментов"

— Самара

                                                                Юбилей самарского органа

Сегодня панорама культурной жизни Самары невозможна без голоса «короля музыкальных инструментов» – органа, который появился в концертном зале Самарской филармонии ровно десять лет назад, в 2001 году.

Активное участие в реализации проекта принял ведущий в России эксперт по органостроению, выдающийся органист-исполнитель, народный артист России Гарри Гродберг. Орган для Самарской филармонии был изготовлен и смонтирован специалистами известной немецкой фирмы «Рудольф фон Беккерат». Именно Гарри Гродберг 17 февраля 2001 года в день торжественного открытия органа первым коснулся его клавиатуры, а 17 февраля стало традиционным праздником дня рождения самарского органа.

Самарский орган сразу зажил активной, насыщенной жизнью. В течение прошедшего десятилетия состоялось более ста органных концертов, в которых приняли участие десятки ведущих исполнителей из нашей страны и зарубежья. Вот лишь несколько имён: народный артист России, профессор Рубин Абдуллин (Казань), Лео Кремер (Германия), Джанкарло Пароди (Италия), Ги Бове (Швейцария), органист собора Нотр Дам де Пари, профессор Парижской консерватории Оливье Латри.

С 2004 года хозяйкой самарского органа стала заслуженная артистка России Людмила Камелина. Выпускница Казанской консерватории и ассистентуры-стажировки при ней, она прошла также курс обучения в Высшей школе музыки в немецком городе Фрайбурге, является лауреатом нескольких международных конкурсов органистов.

Людмила Камелина: «Я училась на первом курсе Казанской консерватории по классу фортепиано, когда в Малом зале консерватории появился учебный орган. Все кинулись в класс органного факультатива. По рекомендации руководителя класса, ректора консерватории Рубина Кабировича Абдуллина со второго курса я училась по двум специальностям: на фортепиано и на органе. Так и окончила консерваторию. Моя «оседлая» концертная жизнь началась в Красноярской филармонии, где освободилось место солиста-органиста. Там я проработала до 2004 года. Нужно сказать, что я волжанка, и моя душа постоянно рвалась из Сибири на Волгу. Счастлива, что оказалась в Самаре. Здесь я продолжаю заниматься моим любимым делом. Но, с другой стороны, новый инструмент открыл для меня новые, более широкие перспективы. Тот, что был у меня в Красноярске, значительно меньше самарского. Да и сами по себе возможности у Самарской филармонии иного масштаба: пройден большой путь, накоплен огромный опыт. Сюда постоянно приезжают хорошие музыканты, которые до Сибири по разным причинам не добираются, и это расширяет перспективы моих творческих контактов.

Как лауреат международного конкурса я играла на органе в Большом зале Московской консерватории, одном из лучших в нашей стране. Он создан великим французским мастером ХIХ века, не каждая европейская страна может похвастаться таким инструментом. В России около сотни органов, и самарский – один из лучших. В этом я убедилась и общаясь с зарубежными музыкантами, приезжающими сюда. Всем им он нравится по-разному. Немецким исполнителям – очень, потому что ориентирован на немецкие органные традиции и культуру. А одному известному швейцарскому органисту в самарском органе недоставало терпкости и мягкости, присущих французским инструментам.

Самарский орган – очень качественный инструмент. Безусловно, был сделан правильный выбор: фирма «Рудольф фон Беккерат» входит в десятку лучших в мире. Сейчас все инструменты делаются универсальными, на них можно играть музыку разных эпох, стран и стилей. Тем не менее, самарский орган – породистый, имеет своё лицо. По тембру и по характеру звучания он немецкий, и мне кажется, что его достоинство именно в этом индивидуальном характере. Необходимо считаться с тем, что ни один концертный орган не звучит в церковной акустике: там особая реверберация. Если хочется особой мощи звучания, нужна церковная акустика, если же интересоваться деталями, отдельными нотами, рождёнными композитором в муках, нужно идти в филармонию. Здесь исполнитель слышит каждый звук, может контролировать каждый свой палец. Разнообразные концерты, проходящие в филармонии, демонстрируют огромные возможности нашего органа».

Людмила Камелина сразу завоевала симпатии самарских меломанов. По её инициативе в филармонии прошёл фестиваль органной музыки «Королевские аудиенции». Ежегодно выпускаются специальные органные абонементы: «Его величество орган», «Органные столицы мира», в нынешнем году – «Из коллекции шедевров органной музыки», который познакомит слушателей как с произведениями для органа соло, так и с написанными для органа в ансамбле с другими инструментами и голосом. Пять лет назад появился специальный органный абонемент для самых маленьких слушателей. В нынешнем году он называется «Звёздные сказки». С участием органа состоялся также один из концертов абонемента «Симфоническое наследие двух столетий».

Самарские любители органа сумели полностью оценить его достоинства. С успехом прошёл цикл «Органисты великих соборов мира», в концертах «Орган плюс...» в ансамбле с «королём инструментов» звучали различные струнные и духовые инструменты. Любители хорового пения слышали самарский орган в ансамбле с Камерным хором Челябинской филармонии. Исполняемые на органе мелодии композиторов разных стран и эпох сопровождались и чтением стихов выдающихся русских поэтов.

Программы юбилейных концертов всегда оригинальны и представляют орган в самых разных ипостасях. Сама по себе атмосфера именинных органных вечеров особая. Зрители часто располагаются прямо на сцене, которая отделена от большого зала занавесом. Это сообщает вечеру интимность и особую душевность, которые подчеркиваются непринуждённым общением исполнителей со зрителями в антракте. Неизменным «участником» многих торжеств был огромный именинный торт – подарок Самарского булочно-кондитерского комбината – традиционного партнёра праздника. По окончании концертной программы общение зрителей с исполнителями продолжается за бокалом шампанского в Хрустальном фойе филармонии.

Ввиду большого числа желающих попасть на органный праздник, нынешний юбилейный концерт стал исключением из правил: публика расположилась в большом зале, в котором не осталось ни одного свободного места. Вместе с Людмилой Камелиной в концерте приняли участие органист и органный мастер из Челябинска, народный артист России Владимир Хомяков; исполнительница на блокфлейте из немецкого города Маннхайма, лауреат международного конкурса Ингрид Пауль; саксофонист из Екатеринбурга Игорь Паращук и солисты Самарской филармонии пианист Николай Фефилов и ударник Павел Мошкин.

Был и обязательный сюрприз, которым сопровождается каждый «именинный» органный концерт. На сей раз Ингрид Пауль извлекла из шкатулки листок с указанием ряда и места в зрительном зале. Обладательница этого билета стала участницей концерта: в заключительном номере программы она сидела рядом с органистом и даже нажимала на клавиши органа.

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов