Оглавление
1#2011
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Энергетика Самарской области

СамАрту 80 лет!

— Самара

                                                              СамАрту 80 лет!

                                                       В 2010 году Самарскому театру юного зрителя исполнилось 80 лет.

14 декабря 1930 года в городском Клубе коммунальников был показан первый спектакль театра – «Аул Гидже» по пьесе Н. Шестакова в постановке режиссёра Бориса Смирнова, возглавившего Самарский театр юного зрителя.

У театра непростая история, которая неразрывно связана с перипетиями нашей жизни. Как у любого театра, в ней были не только творческие взлёты и победы. Приходилось преодолевать всевозможные трудности: скудность детского репертуара и частую смену художественных руководителей, сложности комплектования труппы и, конечно же, хронический дефицит финансовых средств. Но Куйбышевский – Самарский театр юного зрителя продолжал жить, искать, бороться за своё место под солнцем, не раз являя зрителям значительные художественные свершения.

Сегодня «СамАрт» не только занимает важное место в культурной ауре Самары, он известен далеко за пределами нашего региона. Несколько необычное, особенно для постороннего уха, название «СамАрт» – аббревиатура от «самарский артист – творчество», появилось относительно недавно – в середине 1990-х годов, и как бы зафиксировало начало принципиально нового этапа в жизни коллектива.

Своими воспоминаниями и мыслями о будущем «СамАрта» делится директор театра, заслуженный работник культуры России Сергей Соколов.

Время перемен

Накануне 80-летия «СамАрта» хочется оглянуться на последние двадцать лет его новейшей истории: именно столько наш театр работает в здании бывшего кинотеатра «Тимуровец». Переезд театра юного зрителя в новое здание не был спонтанным, ему предшествовало многое. Тогда, в 1990-м году, и само здание «Тимуровца» было новым – этот детский кинотеатр только недавно сдали в эксплуатацию. Хочется разобраться в том, что произошло за это время и в коллективе, да и во мне самом.

Кризисный период в жизни театра юного зрителя начался гораздо раньше 1990-го года – с середины 1980-х годов, и его развитие на фоне углублявшегося кризиса в стране определило принципиальную позицию, сформировавшуюся в коллективе театра. Эту позицию можно образно выразить словами персонажа из идущего сегодня на нашей сцене мюзикла «Вино из одуванчиков»: несмотря на всевозможные жизненные невзгоды, всегда «видеть солнце».

Уже тогда мы думали о том, каким должно быть будущее нашего театра и что нужно сделать, чтобы всегда видеть это солнце, которое подчас скрывалось в тумане, в нависающих над нами грозовых тучах.

В 1987 году театр лишился своего стационара на улице Самарской, 95, в котором находился с 1932 года. Здание закрыли на капитальный ремонт, но все понимали, что перспектива вернуться под его крышу практически недостижима.

Ещё в 1985 году тогдашний главный режиссёр нашего театра Евгений Фридман забрёл в недавно открывшийся кинотеатр «Тимуровец», после чего предложил директору театра Валерию Ерохину и мне, его заместителю, присмотреться к понравившемуся ему зданию. Этот разговор не прошёл бесследно. После неожиданного ухода из жизни Валерия Ерохина положение в театре становилось всё более критическим: сказались нелёгкие годы кочевой жизни по сценам городских дворцов культуры. Было очевидно, что творческое становление коллектива невозможно без прочной материальной базы. Вот тогда-то мы и вспомнили о «Тимуровце».

Идею передачи здания кинотеатра в аренду театру юного зрителя поддержали руководитель областного управления культуры Пётр Петрищев и его заместитель Светлана Хумарьян, а также администрация области и Железнодорожного района города. На реконструкцию здания были выделены значительные по тем временам средства – 950 тысяч рублей. Она была завершена в течение года, и в 1991 году спектаклями «Конёк-Горбунок», «Сотворившая чудо», «Клопус нормалис», «Дракон» театр открылся в новом помещении. Что говорить, многие члены коллектива восприняли эту ситуацию не без сомнений: за шесть десятилетий дом на Самарской, 95, стал для актёров труппы родным, с ним связаны важные страницы биографии театра, становление его традиций.

Но, тем не менее, процесс пошёл. И как показало будущее, принятое решение оказалось правильным. Уже тогда мы подсознательно понимали, что со временем могут быть освоены и свободные пространства, которые окружают «Тимуровец». А уже в 1993 году распоряжением губернатора области это здание было передано театру юного зрителя в оперативное управление, иными словами – в постоянную эксплуатацию.

Творческие будни

На сборе труппы в преддверии 80-летнего юбилея театра шла речь не только о ближайших планах и творческих перспективах, но и о том, как театр прожил эти два десятилетия, в течение которых во всех его подразделениях произошла смена поколений.

Несколько любопытных цифр. В 1987 году в нашей труппе было 23 артиста, к 1990-му году, когда у нас, как и вообще в государстве, пошли революционные процессы, её состав увеличился до 27, а в 2000-м – до 38 человек. Сегодня у нас 45 артистов. Из тех, кто работает с 1990 года, 11 человек. Это Алексей Симкович, Юрий Долгих, Любовь Ковыршина, Игорь Данюшин, Юрий Земляков, Сергей Захаров, Людмила Гаврилова, Марина Романенко, Елена Грушина, Маргарита Шилова, Ольга Агапова.

Две трети нашей труппы – новые актёры. И они появились не из воздуха. Это результат системной работы. Ещё в 1992 году совместно с деканом режиссёрского факультета института культуры, ныне академии культуры и искусства, Михаилом Карпушкиным театр вышел с предложением организовать в вузе подготовку актёрских кадров, поскольку рухнула система распределения артистов и направления их в провинциальные города. Эту идею поддержал новый ректор академии Маргарита Вохрышева, и в 1994 году был сделан первый целевой набор для нашего театра. Из 12 человек, окончивших учёбу в 1998 году и пришедших в нашу труппу, сегодня работают Алексей Меженный, Татьяна Михайлова, Сергей Макаров и Оксана Штанина.

В 2000 году в академии была образована кафедра актёрского искусства, которую возглавил заслуженный артист России Юрий Долгих. Сегодня это уже очень серьёзный образовательный институт по подготовке актёрских кадров. Вопреки сомнениям он вырос, окреп и готовит достойные кадры. Всё это позволило развивать наш театр. Половина нынешней труппы «СамАрта» – выпускники академии. Но у нас работают представители самых разных школ: Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Москвы, Казани, Иркутска, Владивостока, Ярославля, Воронежа и Тбилиси.

Таким образом, наша инициатива, несмотря на возражения из центра, оказалась плодотворной, поскольку никто из выпускников столичных школ не собирается приезжать к нам работать и даже не возвращается в родной город. Единственное подтверждающее правило исключение – Павел Маркелов, начинавший в нашем театре ещё мальчиком. Окончив в Москве Щепкинское училище и имея возможность остаться в столице, он возвратился в родные пенаты и сегодня является нашим ведущим актёром.

На формирование сегодняшней труппы театра ушло два десятилетия. Зато сейчас самыми серьёзными театральными экспертами и критиками она выделяется как одна из самых сильных молодёжных трупп в России. Это и есть наше видение солнца, которое работает на развитие театрального дела в Самаре.

Вспоминаются слова одного из корифеев театра о том, что сформированная труппа – та, на которую расходится пьеса А. Грибоедова «Горе от ума». Эта пьеса уже давно расходится по составу на нашу труппу, причём на высоком творческом уровне. Поэтому не случайно репертуар «СамАрта» состоит из достаточно сложных драматических произведений.

На взлёте

Творческий прогресс нашего театра связан с приходом новой режиссуры. Замыкаться на одном режиссёре нельзя. Это мы поняли давно, отстаивая позицию работы без главного режиссёра. Такую кандидатуру найти непросто, к тому же все главные режиссёры нашего театра были по существу залётными, работали максимум по два-три года. За 60 лет их было более 30. Столько же режиссёров – не главных, но замечательных мастеров – работало с труппой и в течение последних 20 лет. Они позволили создать принципиально новые спектакли и привлечь в театр таких мастеров сцены, как Любовь Альбицкая, Николай Михеев, Олег Свиридов, Владимир Стеклов, Александр Абдулов.

Мы всегда пытались сформировать направление работы театра, которое пробуждает интерес зрителя к театру, будоражит его, не даёт покоя. В этом плане не случайно появление учреждённого администрацией области, российским Союзом театральных деятелей и нашим театром фестиваля «Золотая репка», позволившего компенсировать отсутствие гастролей. Самарские зрители получили возможность увидеть разные, в том числе и самые лучшие спектакли театров всей России.

Начиная с 1990 года в афише нашего театра появилось 87 спектаклей, некоторые из них поставлены местными режиссёрами. Михаил Карпушкин поставил спектакль «Сотворившая чудо», Алексей Симкович – ряд детских сказочных спектаклей, в том числе «Конька-Горбунка», Анатолий Болотов – первый на нашей сцене мюзикл «Клопус нормалис», спектакль для нашего театра революционный. Особо нужно отметить «Поминальную молитву» в постановке Андрея Дрознина. Этот спектакль принципиально перевернул жизнь нашего театра. С ним мы впервые побывали на гастролях в Москве, где имели большой успех, получили благоприятные отзывы автора Григория Горина и артиста Владимира Стеклова, что положило начало творческой дружбы с этим актёром.

А затем в «СамАрте» начал работать Адольф Шапиро, который с 1997 года является руководителем художественной программы театра. За год до этого по его предложению и при поддержке областного правительства началась радикальная перестройка театра, превратившая «СамАрт» в тот, каким мы видим его сегодня. По существу за год из сценического пространства «театра лилипутов», как выразился в своё время Адольф Шапиро, родился театр-ателье с новой художественной эстетикой, которая воплотилась в первых же появившихся после реконструкции спектаклях «Бумбараш» и «Колобок, колобок». Наш театр начал жить новой жизнью.

Важно и то, что с 1990-х годов «СамАрт» в прямом и переносном смысле «прорубил окно» в Европу, начал ездить на фестивали и гастроли. За эти годы театр 47 раз побывал за пределами Самары. Москву мы, можно сказать, надолго не покидали. А ещё были многие европейские страны, Куба, Япония, Корея.

В течение двух последних десятилетий в среднем выпускалось по четыре-пять спектаклей в год. Темп постановок наращивался. Значительная часть – 39 из 87 спектаклей – по русской, зарубежной и советской классике. При этом две трети репертуара – 55 спектаклей адресованы детям, остальные – молодёжи и старшему поколению. За последние пять лет поставлено 26 спектаклей, из которых 12 – по русской классике. Семнадцать спектаклей адресованы детской аудитории. Мы никогда не ощущали недостатка зрителей. За 20 лет у нас побывало более 800 тысяч человек. Это связано с вместимостью большого зала и открывшегося в 2000 году малого зала, также организованного по принципу студии.

Совершенно очевидно, что за это время принципиально изменилась идеология театра, его труппы. Произошла и смена поколений. И сегодня я готов возразить тем, кто взывает: «Где вы, работники культуры и искусства, где ваше лицо?» Думаю, что все мы на своих местах, на глазах нашего зрителя и нашей жизни. Мы никуда и ни от кого не скрываемся. И имидж театральной Самары, на мой взгляд, не сник. Что же касается «СамАрта», то его знает вся театральная Россия.

Взгляд в будущее

Совсем не случайна начавшаяся с нашего театра реконструкция театрального дела в Самаре – в строительстве театральных зданий, а также в подготовке кадров и в привлечении новой режиссуры российского масштаба. Можно гордиться тем, что с «СамАртом» сотрудничают такие выдающиеся режиссёры, как Адольф Шапиро, Александр Кузин, Георгий Цхвирава, Михаил Кисляров, Анатолий Праудин, Борис Гранатов.

Закончена первая очередь строительства нового здания «СамАрта» с использованием помещений старого здания. В новом здании теперь размещаются театральные цеха, гримуборные, репетиционные залы. Возведён корпус ещё одного – главного зрительного зала, который по своей конструкции и возможностям будет принципиально новым не только для нас, но и для России. Это свободная площадка, на ней будет продолжаться освоение пространственной идеологии театра-ателье, но с совершенно новым, самым современным техническим оснащением и машинерией сцены.

В классическом варианте зрительного зала до 500 мест. Зал будет легко трансформироваться, сможет превращаться в многофункциональную сценическую площадку различной конфигурации. Каждое из фойе, расположенных на трёх этажах, станет не только прогулочной зоной отдыха, а театрально-информационным центром. В фойе будут «говорящие» стены. Зрители смогут попасть на любую театральную площадку нашего города, России, других стран, узнать с помощью Интернета о том, что происходит в театральном мире. Это будет своеобразная библиотека по искусству, дающая обширную научную и культурную информацию.

Замечательно, что революционный по своей сути проект строительства нашего театра всегда поддерживали руководители областного культурного ведомства. Новое здание – плод творчества самарских архитекторов Анатолия Баранникова и возглавляемой им группы архитекторов. Это совместное творение с «СамАртом», внёсшим много практических предложений. Уже сегодня мы готовим репертуар для нового зала. Очень надеюсь, что строительство будет завершено в 2013 году, как намечено последним планом, поддержанным губернатором Владимиром Артяковым.

Реконструкция «СамАрта» совершенно закономерно продолжилась реконструкцией театра оперы и балета.

Главным итогом нашей работы в течение двух последних десятилетий является реализация задач, которые поставила перед собой когда-то группа людей в старом здании театра юного зрителя на Самарской, 95: жить так, чтобы было интересно и нам самим, и зрителям – для них мы все трудимся. И не только самарским, но и живущим в разных уголках России и за её пределами.

Жизнь стремительно меняется, и не всегда к лучшему. Но в любых штормах и бурях важно не терять фарватер, не изменять принципам высочайшей культуры российского, советского театра и, несмотря на жизненные и творческие катаклизмы, тучи, порой застилающие горизонт, сегодня, двадцать лет спустя, всё так же желать «видеть солнце».

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов