Оглавление
1#2011
Оглавление
О главном
Бизнес Самарской области
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Женское дело
Культура Самарской области
Летопись Самарской губернии
Национальный проект. Здоровье
Национальный проект. Образование
Пресс-служба
Спорт Самарской области
Энергетика Самарской области

Цветы, цвета и вёсны Юлии Кузнецовой

— Самара

                                                                Юлия Кузнецова

Опытным знатокам живописи многое могут поведать о художнике его картины. Многое, но не всё. О самарской художнице Юлии Кузнецовой журналу «Самара и Губерния» рассказала… сама Юлия.

Знаки

Совсем недавно я вдруг поняла, что в течение моей жизни – особенно в детстве и юности – происходило много событий, которые можно назвать «знаковыми», и которые в совокупности стали тем посылом, что привёл меня в художественную школу.

Моя самая первая книга – альбом художника Васнецова. Та книга 60-х годов издания до сих пор у меня хранится, хотя, конечно, «состарилась». Бабушка подарила её, когда мне было года два. Естественно, я тогда ещё не умела ни читать, ни даже с достаточным вниманием сказки слушать, но альбом листала, смотрела, представляла какие-то свои образы и уже начинала работать фантазия. Потом были бабушкины сказки по картинам Васнецова. Всё это вместе с книгой я постаралась передать в наследство своему сыну.

Так вышло, что и остальные книги, подаренные мне на день рождения, были тоже чудесным образом связаны с искусством.

Цвета

В детстве у меня было какое-то особо острое ощущение цвета. Помню свою няню Анастасию Сильверстовну… К слову, она приходилась родной тётей Юрию Николаеву, тому, кто вёл «Утреннюю почту» и «Утреннюю звезду» на ТВ. Так вот, я помню нянину кофту. Жутко пёструю, как я теперь понимаю, с красными и малиновыми розами с зелёными листьями и синими незабудками на ядовито-салатовом фоне. Но тогда, в четыре года, эта кофта мне казалась наивысшим воплощением красоты и цвета!

Впечатления

Детство, юность были, наверное, временем непроизвольного накопления. Музеи, репродукции, впечатления из окружающей жизни – всё заполняло палитру будущего творчества. Рисовать я начала уже в старших классах школы для себя, но чувствовала, что это должно вылиться во что-то серьёзное. И после первого курса архитектурно-строительного института, который заканчивали и мои родители, во мне утвердилось желание учиться художественному искусству, параллельно я поступила в вечернюю художественную школу №1. Судьба подарила мне возможность учиться у замечательного педагога, известного самарского художника Владимира Андреевича Свечникова. Главное – теорией и педагогикой он не отвратил меня от искусства, а только ещё сильней влюбил в него. Появилось, пока ещё робкое, осознание «я – художник». Не случайно, наверное, с той поры хранится у меня первая работа маслом – маленькая ёлочка в парке. Вот в ней я «поняла» масло, увидела свою технику, почувствовала, что мне это очень нужно.

Выбор

Получив базовые знания в художественной школе и диплом института в 1995 году, я сделала предопределённый, видимо, свыше выбор в пользу художественного искусства. Будучи дипломированным инженером-строителем, начала преподавать изобразительное искусство, черчение и мировую художественную культуру детям в школе. Через три года у меня родился сын. Подрастив его, в положенный срок я вернулась в школу. Всё это время писала, показывала свои картины, делала небольшие выставки и тогда уже поняла, что могу заниматься живописью профессионально.

Счастье

«Благодаря живописи я чувствую себя таким счастливым» – сказал о себе Ван Гог. И я счастливая! А ещё чувство уверенности и счастья идёт оттого, что меня всегда поддерживала и поддерживает семья – родители, муж, сын. Мы не просто родные, но и родственные души. Нам нравится чтение, и семейный поход в книжный магазин – это радость для нас. А недавно мы купили старинный патефон... Люблю свою уютную квартиру. Кстати, и в свою мастерскую, которая находится в стеклянной галерее, соединяющей нашу высотку с соседней, я могу войти прямо из своего дома. И мои родные оказываются сопричастны к рождению картин. Особенно пристрастен сын-шестиклассник, который учится и в художественной школе.

Цветы

Мои идейные учителя – это русские и французские импрессионисты. В их работах близкие мне сочетания цвета, света и воздуха. Но, наблюдая их, я вырабатывала свою манеру пастозного и пластичного мазка, как сказали бы искусствоведы. Для меня очень важно состояние цвето-воздушной среды. Цвет… Цветы – в них всё живёт и дышит!

Взгляд

Извлекая волнующие образы извне и изнутри, я переношу их сначала в собственные чувства, и лишь потом на полотно. То есть, даже если пишу с натуры, всё равно вношу в изображение свои внутренние авторские коррективы. Тот же реально существующий цветок наделяется качествами самого художника, дополняется и одушевляется им. Авторский взгляд и технические особенности передачи видения в совокупности формируют индивидуальную творческую манеру. Если в одном месте и в одно время пять художников будут рисовать один и тот же цветок, получится… пять разных.

Душа

Но есть ещё нечто очень важное. Не будем забывать о том, что художник является проводником от Высшего, божественного начала к людям. Пропустив через себя, он должен передать не только внешнюю составляющую сущего, но и то, что вложил в это сущее Творец. Для этого, кроме обычного видения, нужно обладать и зрением духовным. Этим и отличается искусство от искусственности.

Душа есть у цветов, у зданий, у целых улиц и городов. Причём, в разные мгновения бытия душа меняет своё состояние. Уловить это состояние, соединить свою душу в гармонии с ним и суметь передать её – вот счастье художника! Нередко бывает, что ощущаешь в себе давно минувшее время – 19-й век, начало 20-го; и видишь себя – там, или в детстве, где цветут большие кусты сирени… Впрочем, всякий раз созданию художественного произведения предшествует внутренняя «настройка», вынашивание, вызревание какой-то идеи, облечение её в задачу и в поиск решения.

Весна

Людям свойственна тяга к свету, добру, красоте, и мне нравится устраивать для них большие праздники – выставки. Так уж повелось, что устраиваются они весной. Я люблю все времена года, но весну апреля-мая особенно! Одна из первых персональных выставок даже называлась «Посвящение весне» (2003 г., Самара).

Выставки

Вообще-то, моё участие в выставках с 2001 года стало регулярным, и работы выставлялись не только в Самаре, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Владимире, в других городах России и за рубежом, в том числе во Франции, Италии и в некоторых штатах Америки. Язык живописи близок всем, кто стремится к прекрасному, и приятно, когда люди понимают то, о чём ты хочешь им сказать.

Дар

Мне всегда самой интересно понять человека, который хочет с помощью моей кисти рассказать свою историю. Иногда пишу картины по заказу, чтобы происходили маленькие праздники, когда моя работа вселяется в чей-нибудь уютный дом, чтобы жить. И если кто-либо обращается ко мне с предложением создать для него специальное произведение, я исполняю это желание, сверх того принося в дар людям частицу себя.

Автор: Диана Леонова


Автор:Диана Леонова