Оглавление
3#2011
Оглавление
О главном
Губерния сегодня
История
Культура Самарской области
Лицо с обложки
Самара космическая
Самарские имена
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Энергетика Самарской области
Юбилей

Впечатления раннего утра

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2011 (сентябрь)

Юлия Кузнецова

Натюрморты, ландшафтные и городские пейзажи, сюжетные композиции…
В этом разнообразии столько личного, сокровенного, что кажется, будто удалось проникнуть в святая святых Создателя.
Но такая красота не может быть сокрыта от глаз, ведь она существует для всех, кто хочет увидеть окружающий мир прекрасным и удивительным.
Пластичность живописного мазка, объёмность изображения, богатая палитра, непосредственность художественного взгляда… «Если такую картину расположить над столиком с вазой, то получится эффект присутствия цветов в помещении».
Я гордилась бы этим словесным образом, когда бы авторство его принадлежало мне. Но увы! – я лишь цитирую один из отзывов о творчестве художницы Юлии Кузнецовой, оставленных на её интернет-сайте (www.art-julia.ru) некоей ценительницей настоящего искусства.

Впечатление первое. Важно быть честной

С&Г: Эпиграфом на Вашем сайте являются слова Ван Гога: «Благодаря живописи я… чувствую себя таким счастливым».
Юлия Кузнецова: Да, когда я не работаю день-другой, я уже чувствую себя душевно нехорошо. Но главный источник счастья – это моя семья, муж и сын.

С&Г: Наверняка – Ваши первые зрители и критики… А вообще Ваши зрители – они какие?
Юлия Кузнецова: Минувшим летом в Самарском доме журналиста проходила моя выставка – так вот зрители там были самые разные. И коллекционеры, и просто увлекающиеся живописью, и заглянувшие случайно. Со многими из тех, кто покупает мои работы, я продолжаю общение. Мне важно, чтобы мои картины попали в хорошие руки.

С&Г: Зритель для Вас является соавтором?
Юлия Кузнецова: Мне приятно, что мои картины нравятся людям. Но пишу я прежде всего для себя. И мне важно быть честной перед собой и перед своим зрителем.

С&Г: Есть работы, с которыми Вы никогда не расстанетесь?
Юлия Кузнецова: Безусловно. Это, например, «Маленький помощник». Её герои, продавщица цветов и мальчик, можно сказать, списаны с меня и моего сына. Для нас это семейная картина.

Впечатление второе. Три измерения, три стихии...

Впечатления раннего утра

Вот уже много лет Юлия Кузнецова считает живопись своей профессией. С тех пор, когда она впервые взяла кисть в руки, художница пережила несколько и жизненных, и творческих этапов. Взрослея, совершенствовалась и в мастерстве. Много читала, преломляя внутри себя опыт корифеев искусства – Моне, Ренуара, Писсарро, Ван Гога, Левитана, Грабаря, Коровина, Фешина...

«Творчество этих великих художников меня вдохновляет, – делится Юлия. – Их техника настолько отлична от академической и очень близка мне. Импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. В их искусстве две положенные рядом краски усиливают друг друга, а при смешении, наоборот, утрачивают интенсивность. В импрессионизме стало возможным не смешивать краски на палитре и получать нужный цвет путём правильного наложения их на холст. Это, кстати, послужило поводом отказа от чёрного».

Импрессионизм заворожил нашу героиню в самом начале её творческого пути. Его живые образы, ускользающее движение, дыхание каждого мазка – мир на этих картинах был удивителен и невообразимо похож на тот, который представлялся самой Юлии в её творческих мечтах.

«Перефразируя Людовика XIV, мне хочется сказать: «Импрессионизм – это я!», – смеётся художница.

Но если внимательно вглядеться в её работы, можно заметить, что импрессионизм в них многогранен, разнообразен. Картины отличаются друг от друга по технике, но их объединяет три главных составляющих – это цвет, воздух и свет. Три кита, на которых зиждется художественный стиль Юлии Кузнецовой, три измерения, три стихии…

С&Г: А что вдохновляет Вас на творческий поиск?
Юлия Кузнецова: Сочетание цвета в увиденном, литературные образы, фантазии…

С&Г: А долгие размышления, муки творчества Вам знакомы?
Юлия Кузнецова: Нет, у меня скорее как у классика: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» В моих работах нет такой драматургии, как у художников-мужчин. Я мыслю позитивно, и мне хочется окружать себя радостными образами.

С&Г: Творчество художниц-женщин порой определяют как «женское искусство»…
Юлия Кузнецова: Я думаю, это чей-то субъективный взгляд, связанный с представлением, что женщины чувствительнее, у них более тонкая душевная организация, которая проявляется и в художественном творчестве. Но искусство не имеет половой принадлежности, хотя женщин-художниц меньше, чем мужчин, потому что у них больше обязанностей по дому, воспитанию детей. А искусство требует полной самоотдачи. Но, тем не менее, история знает прекрасные примеры. Например, Берта Моризо, Анна Остроумова-Лебедева, Зинаида Серебрякова. У неё, кстати, было четверо детей и непростая судьба, но это выдающийся художник, крупнейший мастер живописи.

С&Г: А как Вам удаётся сочетать профессию художника и роль хранительницы очага?
Юлия Кузнецова: Когда я работаю, мои мужчины, муж и сын, освобождают меня от домашних дел. Я им за это очень признательна.

Впечатление третье. В поисках того, чего нет

Впечатления раннего утра

Розы, маки, ирисы, сирень, подсолнухи, пионы, лилии, колокольчики…

С&Г: Цветы на Ваших натюрмортах символичны?
Юлия Кузнецова: Нет, это просто цветы.

С&Г: А серия картин «Женщины-сезоны»? Ведь это своеобразное соединение двух жанров – портрета и натюрморта, что вряд ли может быть не символично.
Юлия Кузнецова: Тут вы правы. Я постаралась отыскать во временах года черты, которые могут охарактеризовать женщину, её настроение, её состояние.

С&Г: А сама Вы кто? Вот сейчас пришла осень – Вас это радует или огорчает?
Юлия Кузнецова: Радует. У меня день рождения осенью, поэтому никакой грусти нет. Мне нравится осень – она богата на колорит. Люблю гулять по осеннему городу, находить сюжеты, люблю осенние тропинки.

Вот картина «Осенний город». Уныло серое небо. Оно холодно обнимает одинокую крышу озябшего здания, подле которого припаркован понурый автомобиль – будто прижался, чтобы согреться. Голые деревья сгорбились в порыве безжалостного ветра. Капельки красно-жёлтых листьев распластались на мокром асфальте… А люди куда-то идут, невзирая на осень и ветер, у них своя жизнь, своя радость, свой смысл.

Есть ли очарование у осени?.. Есть ли романтика у её сюжетов?... «Красота хмурого осеннего города – как Вы её передаёте!.. Я забыла Коровина, Писсарро… Буду пересматривать Ваши работы снова и снова...» – цитирую отзыв с интернет-сайта художницы.

А вот и люди из прошлого – это картина «Французский мотив». Дамы в кружевных туалетах и изящных шляпках, мсье в цилиндре остановился на пороге старинного дома... Может быть, осталось одно мгновение – и произойдёт приятная встреча? Не такую ли милую пару мы видим и на картине «Долгий разговор»?

«Наверное, это всё герои из прошлого, из классики, – рассказывает Юлия. – В наше время мир жёсткий, прагматичный, не хватает какой-то неспешности, размеренности, лирики. Поэтому, видимо, я в своих картинах ищу то, чего сейчас нет».

Приятно беседуя о жизни и живописи, мы с Юлией и не заметили, как потемнело на улице и город погрузился в вечернюю тайну осени. Казалось, вот оно, вдохновение, заглядывает в окна и манит своими неповторимыми соблазнами…

С&Г: А какое время суток Вам больше по душе? – задаю моей собеседнице последний вопрос.
Юлия Кузнецова: Раннее утро. Оно бодрит и вдохновляет…

Автор: Ольга Кувичка


Автор:Ольга Кувичка