- Самарский оперный театр. Страницы биографии балетной труппы
- Шелест-гала: финал празднества
- Книги из библиотеки журнала «Самара и Губерния»
- «Евроконцерт» по наивысшему евростандарту!
- From Samara with love
- Сергей Петров: «Самаранефтегаз» продолжает наращивать объёмы добычи нефти и газа»
- Нефтяники и нефтепереработчики встретились в Самаре
- Связующее звено науки и практики
- Эффективный промышленный диалог
- Тернистый путь инноваций
- Обновлённая набережная
- Международный конгресс ELPIT-2011 в Тольятти
- Затерянная битва
- Парад памяти
- Муниципалитеты представили инвестпроекты
- Жигулёвск готовится к юбилею
- Люди, достойные восхищения
- Мода, дружба, красота
- Фестиваль национальных свадеб – 2011
- Покуда ходят по Руси гусляры…
- Похвистнево: Театральный бум 2011
- Кукольная «Радуга»
- Вопрос энерговыживания страны
- Будущее за энергосервисными контрактами
- Российские реалии энергоаудита
Вопрос энерговыживания страны
Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2011 (декабрь)
Сегодняшняя ситуация с реализацией Федерального закона об энергосбережении №261-ФЗ вызывает серьёзные опасения специалистов. По мнению директора СРО НП «СредВолгЭнергоаудит», кандидата технических наук Сергея Недорезова и заместителя директора, доктора технических наук Льва Евсеева, существует целый ряд негативных факторов и системных ошибок, которые препятствуют эффективной реализации жизненно необходимого для страны комплекса мероприятий.
Федеральный закон №261-ФЗ совместно с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» создают реальную юридическую основу для активной работы СРО в области энергетических обследований, открывают очередную страницу в современной истории энергосбережения. Однако при реализации закона в настоящее время прослеживается ряд негативных факторов, которые могут воспрепятствовать достижению его конечной цели.
Во-первых, до настоящего времени не разработана часть необходимых подзаконных актов, а другие вышли с большим опозданием.
Во-вторых, в руководство ряда СРО в области энергетических обследований приходят люди, которые не имеют никакого опыта в этой сфере. Появилось много желающих «осваивать» бюджетные деньги. Очевидно, это является причиной значительного увеличения числа СРО без создания соответствующей базы: без качественно подготовленных специалистов, без полного оснащения инструментарием, без разработки нормативной документации.
В-третьих, налицо недостаточная эффективность подготовки будущих энергоаудиторов. Действующая программа рассчитана на относительно подготовленную в техническом отношении аудиторию. Однако на практике, как правило, в энергоаудиторы идут экономисты, юристы, врачи, психологи и много кто ещё. Какие они могут выпускать стандарты и какие выдавать рекомендации по результатам энергоаудита?
Не единичны ситуации, когда молодые и энергичные директора вновь образованных энергоаудиторских компаний берутся выполнять достаточно серьёзные бюджетные заказы даже в тех случаях, когда на это выделяется не более 30% реальной стоимости работ. Ни один здравомыслящий и добросовестно относящийся к работе специалист в сфере энергоаудита за это не возьмётся. Но, как ни странно, работы в скором времени оказываются «выполненными», а энергопаспорта «готовыми». Об их качестве говорить не приходится.
Создаётся впечатление, что ни вновь организованные агентства по энергосбережению, ни ответственные за исполнение Закона №261-ФЗ региональные министерства реальная эффективность мероприятий по энергосбережению не волнует, а волнует только наличие энергопаспорта и его своевременная передача в вышестоящие органы.
В-четвёртых, энергопаспорта, которые сейчас готовят все СРО, стремясь оправдать полученные бюджетные средства, часто представляют собой только статистический отчёт по энергопотреблению, а не предложения по устранению реальных потерь тепловой и электрической энергии. Зачем нам нужна такая статистика? Нам нужны реальные, грамотные и ответственные рекомендации по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
И несколько слов о саморегулировании. Модель саморегулирования существует в большинстве экономически развитых стран, но там она развивалась постепенно: разрабатывались корпоративные стандарты, складывалась система корпоративной ответственности, формировалась модель взаимодействия власти и бизнеса. И в большинстве случаев инициатива шла «снизу», от самих предприятий.
Думаем, что и у нас понадобится не один год для отработки механизма взаимодействия СРО в условиях переходной экономики. Должны существовать не более десятка СРО в различных регионах страны. Взаимодействие необходимо отрабатывать на пилотных проектах. И лишь учтя допущенные ошибки, откорректировав нормативную документацию и подзаконные акты, можно начинать внедрение по всей стране.
Некоммерческое партнёрство «СредВолгЭнергоаудит» (www.sro-svea.ru), в состав которого входят такие мощные научные центры, как СамГТУ и СГАСУ, совместно с другими ведущими саморегулируемыми организациями страны активно участвует в разработке эффективных механизмов реализации Закона №261-ФЗ, в работе по упорядочиванию рынка энергоаудита. Отрадно, что необходимость этого понимают не только многие специалисты отрасли, но и широкая общественность. К голосу СРО и ведущих учёных прислушиваются и бизнес, и представители государственных структур. В этой связи важным мероприятием декабря 2011 года стала интернет-конференция «Энергоаудит. Перспективы, проблемы, рекомендации» (www.portal-energo.ru) и круглый стол по её итогам.
Судьба Федерального закона №261-ФЗ сегодня волнует многих, так как решение проблемы энергосбережения, особенно после вступления России в ВТО — это решение вопроса энерговыживания страны, её конкурентоспособности в мировой экономике.
Автор: Алексей Сергушкин