Оглавление
4#2011
Оглавление
О главном
Женское дело
Здоровье
Инновации
История
Культура Самарской области
Лето господне
Поздравления
Право
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Фестиваль
Энергоэффективность
Юбилей

Вопрос энерговыживания страны

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2011 (декабрь)

Сегодняшняя ситуация с реализацией Федерального закона об энергосбережении №261-ФЗ вызывает серьёзные опасения специалистов. По мнению директора СРО НП «СредВолгЭнергоаудит», кандидата технических наук Сергея Недорезова и заместителя директора, доктора технических наук Льва Евсеева, существует целый ряд негативных факторов и системных ошибок, которые препятствуют эффективной реализации жизненно необходимого для страны комплекса мероприятий.

Сергей Недорезов Лев Евсеев

Федеральный закон №261-ФЗ совместно с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» создают реальную юридическую основу для активной работы СРО в области энергетических обследований, открывают очередную страницу в современной истории энергосбережения. Однако при реализации закона в настоящее время прослеживается ряд негативных факторов, которые могут воспрепятствовать достижению его конечной цели.

Во-первых, до настоящего времени не разработана часть необходимых подзаконных актов, а другие вышли с большим опозданием.

Во-вторых, в руководство ряда СРО в области энергетических обследований приходят люди, которые не имеют никакого опыта в этой сфере. Появилось много желающих «осваивать» бюджетные деньги. Очевидно, это является причиной значительного увеличения числа СРО без создания соответствующей базы: без качественно подготовленных специалистов, без полного оснащения инструментарием, без разработки нормативной документации.

В-третьих, налицо недостаточная эффективность подготовки будущих энергоаудиторов. Действующая программа рассчитана на относительно подготовленную в техническом отношении аудиторию. Однако на практике, как правило, в энергоаудиторы идут экономисты, юристы, врачи, психологи и много кто ещё. Какие они могут выпускать стандарты и какие выдавать рекомендации по результатам энергоаудита?

Не единичны ситуации, когда молодые и энергичные директора вновь образованных энергоаудиторских компаний берутся выполнять достаточно серьёзные бюджетные заказы даже в тех случаях, когда на это выделяется не более 30% реальной стоимости работ. Ни один здравомыслящий и добросовестно относящийся к работе специалист в сфере энергоаудита за это не возьмётся. Но, как ни странно, работы в скором времени оказываются «выполненными», а энергопаспорта «готовыми». Об их качестве говорить не приходится.

Создаётся впечатление, что ни вновь организованные агентства по энергосбережению, ни ответственные за исполнение Закона №261-ФЗ региональные министерства реальная эффективность мероприятий по энергосбережению не волнует, а волнует только наличие энергопаспорта и его своевременная передача в вышестоящие органы.

В-четвёртых, энергопаспорта, которые сейчас готовят все СРО, стремясь оправдать полученные бюджетные средства, часто представляют собой только статистический отчёт по энергопотреблению, а не предложения по устранению реальных потерь тепловой и электрической энергии. Зачем нам нужна такая статистика? Нам нужны реальные, грамотные и ответственные рекомендации по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

И несколько слов о саморегулировании. Модель саморегулирования существует в большинстве экономически развитых стран, но там она развивалась постепенно: разрабатывались корпоративные стандарты, складывалась система корпоративной ответственности, формировалась модель взаимодействия власти и бизнеса. И в большинстве случаев инициатива шла «снизу», от самих предприятий.

Думаем, что и у нас понадобится не один год для отработки механизма взаимодействия СРО в условиях переходной экономики. Должны существовать не более десятка СРО в различных регионах страны. Взаимодействие необходимо отрабатывать на пилотных проектах. И лишь учтя допущенные ошибки, откорректировав нормативную документацию и подзаконные акты, можно начинать внедрение по всей стране.

Некоммерческое партнёрство «СредВолгЭнергоаудит» (www.sro-svea.ru), в состав которого входят такие мощные научные центры, как СамГТУ и СГАСУ, совместно с другими ведущими саморегулируемыми организациями страны активно участвует в разработке эффективных механизмов реализации Закона №261-ФЗ, в работе по упорядочиванию рынка энергоаудита. Отрадно, что необходимость этого понимают не только многие специалисты отрасли, но и широкая общественность. К голосу СРО и ведущих учёных прислушиваются и бизнес, и представители государственных структур. В этой связи важным мероприятием декабря 2011 года стала интернет-конференция «Энергоаудит. Перспективы, проблемы, рекомендации» (www.portal-energo.ru) и круглый стол по её итогам.

Судьба Федерального закона №261-ФЗ сегодня волнует многих, так как решение проблемы энергосбережения, особенно после вступления России в ВТО — это решение вопроса энерговыживания страны, её конкурентоспособности в мировой экономике.

Автор: Алексей Сергушкин


Автор:Алексей Сергушкин