Оглавление
4#2011
Оглавление
О главном
Женское дело
Здоровье
Инновации
История
Культура Самарской области
Лето господне
Поздравления
Право
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Фестиваль
Энергоэффективность
Юбилей

Самарский оперный театр. Страницы биографии балетной труппы

— Самара

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2011 (декабрь)

Самарский академический театр оперы и балета

Первого июня 2011 года Самарскому академическому театру оперы и балета исполнилось 80 лет. В предыдущем – третьем номере нашего журнала – мы рассказали об основных вехах истории оперной труппы театра. В этой публикации мы перелистаем страницы биографии его балетной труппы.

Важно подчеркнуть, что на протяжении всей своей истории куйбышевский – самарский балет тесно связан с петербургской балетной школой. Практически все главные балетмейстеры театра: Наталья Данилова, Алла Шелест, Игорь Чернышёв, Никита Долгушин – воспитанники этой школы, носители её традиций. В репертуаре театра всегда были и остаются балеты классического наследия, бережно перенесённые именно с петербургской сцены.

Балетная труппа открывшейся в 1931 году Средневолжской краевой оперы была укомплектована не только профессиональными, но и самодеятельными артистами и поначалу не была готова к постановке больших балетных спектаклей. Положение стало меняться с приходом в 1933 году в качестве главного балетмейстера А. Томского. В 1930-е годы были осуществлены первые постановки полнометражных балетов. Значительное влияние на становление местной балетной труппы оказали спектакли эвакуированного во время Великой Отечественной войны в Куйбышев Большого театра.

Эпоха Даниловой и Шелест

В 1939 году в Куйбышеве началась балетмейстерская деятельность выпускницы Ленинградского хореографического училища по классу А. Вагановой Натальи Даниловой. В 1940 году Данилова возобновила «Лебединое озеро», а в ноябре 1941 года поставила «Дон Кихота». С 1944 по 1967 год с небольшим перерывом Данилова – главный балетмейстер театра. Это был период становления куйбышевского балета. Самобытный хореограф, высокопрофессиональный педагог, Данилова вписала в биографию местной балетной труппы немало ярких страниц. Талант Даниловой-хореографа, сочетавший в себе режиссёрский дар и поэтическое видение мира, ярко проявился в балетах с её собственной хореографией. Это прежде всего «Легенда о любви» Г. Крейтнера, «Утёс» Э. Лазарева, а также ставшая подлинным хореографическим открытием «Читра» на музыку Р. Тагора. В 1970 году за эту постановку Данилова получила Международную премию имени Дж. Неру. Балет оставался в репертуаре около полутора десятилетий.

При Даниловой на самарской сцене проявились яркие индивидуальности многих незаурядных исполнителей, в числе которых Н. Щёголев, А. Статкевич, В. Сергеев, С. Россет, К. Гаврилова. В 1960 году Данилова создала при театре хореографическую студию, выпускники которой в течение десятилетий пополняли труппу, успешно работали и в других городах.

В 1966 году по приглашению Даниловой выдающаяся в прошлом танцовщица, опытный педагог Алла Шелест поставила в Куйбышеве «Дон Кихота». С 1970 по 1973 год Шелест – главный балетмейстер театра. Совместно с Рафаилом Вагабовым она поставила «Лебединое озеро», «Семь красавиц», «Тщетную предосторожность» и «Жизель». Шелест пригласила в труппу одарённую молодёжь. Это выпускники Ленинградского хореографического училища О. Гимадеева, В. Пономаренко, Н. Шикарёва, В. Морозова, а также Е. Брижинская из Новосибирска, Т. Багирова, В. Маленький, Г. Акачёнок, М. Козловский. Большинство из них заняли ведущее положение в труппе и в течение почти двух десятилетий несли на своих плечах весь репертуар театра.

Чернышёв и Долгушин

Приход в театр в середине 1970-х годов ещё одного воспитанника ленинградской школы Игоря Чернышёва – колоритного, много лет выступавшего на сцене Кировского театра танцовщика и к тому времени уже заявившего о себе на балетмейстерском поприще, открыл новые перспективы перед самарской труппой. Чернышёв виделся мастером со своим неординарным хореографическим мышлением, способным, отталкиваясь от классического наследия, повести труппу вперёд, открыть перед ней новые горизонты современной танцевальной лексики. Самарский балет 1976–1995 годов – это, по существу, балетный театр Чернышёва. Возглавляя в течение почти двух десятилетий балетную труппу, он являлся автором и постановщиком абсолютного большинства спектаклей.

«Маленький принц». 1980-е годы

Вместе с Чернышёвым самарская труппа ещё раз дала жизнь ранним работам балетмейстера, выдвинувшим его в своё время в ряд перспективных современных хореографов. Это балеты «Антоний и Клеопатра», «Щелкунчик», «Ромео и Юлия», позднее «Спартак» и «Казнь Степана Разина». Были и новые авторские работы балетмейстера: «Ангара», «Помните», «Гусарская баллада», «Поэма двух сердец», «Золушка», вечер одноактных балетов: «Болеро» М. Равеля, «Скифская сюита» С. Прокофьева и «Рапсодия в стиле блюз» Д. Гершвина. Была также череда премьер и капитальных возобновлений балетов классического наследия: «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Баядерка».

«Дон Кихот». 1980-е годы

С 1997 года главным балетмейстером театра стал выдающийся танцовщик и хореограф Никита Долгушин – один из самых тонких знатоков классического наследия, занимающийся бережным восстановлением старой хореографии. Его «заявкой» стала постановка балета Ц. Пуни «Эсмеральда». Затем состоялась премьера «Вечера одноактных балетов серебряного века» – триада балетов с хореографией Михаила Фокина: «Жар-птица» И. Стравинского, «Сильфиды» на музыку Ф. Шопена и «Павильон Армиды» Н. Черепнина. «Спящая красавица» явилась собственной версией Долгушина, опирающейся на постановку «Русского балета» Дягилева лондонского периода. Последней работой Долгушина в самарском театре стал «Дон Кихот». Осуществлённые Долгушиным постановки следовали лучшим традициям петербургской школы и позволяли в полной мере раскрыться балетной труппе.

«Баядерка». 1995 год

Эстафету Никиты Долгушина на посту художественного руководителя самарской балетной труппы на несколько лет приняла ещё одна воспитанница петербургской школы – Надежда Малыгина. Знаковой для неё и для самарской труппы стала постановка балета «Дама с собачкой» к 70-летнему юбилею композитора Родиона Щедрина.

На обновлённой сцене

Большим испытанием для балетной труппы стала продолжавшаяся около пяти лет реконструкция основного здания театра. В обретённом в сентябре 2010 года обновлённом помещении уже состоялось несколько балетных премьер. В течение ряда последних сезонов во главе балетной труппы находится выпускник Пермского хореографического училища, в прошлом танцовщик и руководитель балетной труппы Пермского оперного театра Кирилл Шморгонер.

Свидетельством продолжающихся творческих связей самарской балетной труппы с петербургской школой стала выпущенная в преддверии 80-летнего юбилея театра премьера «Спящей красавицы». Известная санкт-петербургская балерина и педагог Габриэла Комлева в содружестве со сценографом Вячеславом Окуневым перенесла на самарскую сцену балет в приближённой к идущей на сцене Мариинского театра версии, максимально сохранив жанровую и хореографическую уникальность жемчужины П. Чайковского и М. Петипа и не превратив современный спектакль в формальную, навевающую скуку тень великого первоисточника. Самарская «Спящая красавица» – два с половиной часа чистого действия, представляющего собой практически беспрерывную череду танцевальных эпизодов, которые отличают внутренняя гармония и совершенство не устаревающей хореографии Петипа.

С самой лучшей стороны показала себя в этом спектакле обновлённая и помолодевшая за последние пять-шесть лет балетная труппа театра. Это относится не только к солистам, но и к кордебалету, значение которого в «Спящей красавице» трудно переоценить. Танцевальные сцены с его участием порадовали слаженностью, чистотой линий и стилистической точностью исполнения. Не подвели и юные учащиеся хореографического училища, органично вписавшиеся в ответственные танцевальные эпизоды действия.

Почти вслед за «Спящей красавицей» вышел балет выдающегося танцовщика и хореографа Владимира Васильева «Анюта» на музыку В. Гаврилина. На заключительном, предпремьерном этапе работу над спектаклем возглавил сам Васильев.

У «Анюты», впервые увидевшей свет рампы в 1986 году в неаполитанском театре Сан-Карло, а затем, полгода спустя, в Москве, в Большом театре, счастливая судьба. За прошедшие четверть века спектакль был перенесён на многие отечественные и зарубежные сцены. Для самарских артистов, танцующих балеты классического наследия, хореография «Анюты» не явилась сверхсложной в техническом плане. Однако этот балет предъявил к исполнителям совершенно особые требования. В нём не спрячешься за внешнюю форму, красивую позу, чётко исполненный технический трюк. Каждую роль нужно пропустить через себя, найти психологический подтекст её танцевальной партитуры и суметь донести всё это до зрителя. Таковы требования жанра драматического балета, к которому относится «Анюта». К тому же партию Анюты, обладающую особенно глубоким психологическим подтекстом и находящуюся в непрерывном драматургическом развитии, Владимир Васильев создавал специально для Екатерины Максимовой.

Сегодня в самарской балетной труппе оказалось достаточно способных артистов для того, чтобы в «Анюте» – балете с множеством снабжённых индивидуальными чертами характера персонажей обеспечить несколько достойных составов исполнителей.

В течение двух последних сезонов выпущены новые сценические редакции балетов «Жизель», «Дон Кихот» и «Лебединое озеро».

Фестиваль имени Аллы Шелест

В 2011 году возобновился давно ставший визитной карточкой не только оперного театра, но и Самары фестиваль классического балета имени А. Шелест. Он вырос из состоявшегося в 1994 году вечера «В честь Аллы Шелест». Алла Яковлевна присутствовала на этом вечере и на фестивалях 1995 и 1997 годов. В 1997 году, когда отмечалось 60-летие её творческой деятельности, в фестивале приняли участие отобранные ею самой молодые солисты Мариинского театра, среди которых была несравненная Ульяна Лопаткина. А спустя ровно два года, в марте 1999-го, в Самаре состоялся вечер памяти Шелест, незадолго до этого ушедшей из жизни.

Алла Шелест. Самара, 1994 год

В последующие годы – вплоть до 2005 года – на каждом из фестивалей делался акцент на одной из граней творческой личности Шелест. Так, в 2002 году фестиваль был посвящён «белому» – романтическому балету, в 2003 году – профилям современного танца. В 2004 году фестиваль прошёл под девизом «Душа танца», и Алла Шелест была обладательницей этого приза в номинации «Мэтр танца», а на фестивале 2005 года бал правил драматический балет. В 2003 году за сохранение традиций петербургской школы классического балета и вклад в мировую хореографию фестиваль имени А. Шелест был награждён почётным орденом «Екатерина Великая», а в начале 2011 года он стал членом Европейской ассоциации фестивалей EFA.

Акцент шелестовского фестиваля 2011 года был сделан на хореографические шедевры, что значительно расширило диапазон фестиваля за счёт включения в его афишу не только спектаклей классического наследия, но и сочинений выдающихся хореографов ХХ столетия. В фестивальных спектаклях и гала-концерте приняли участие гости – ведущие танцовщики лучших отечественных балетных трупп: Мариинского и Михайловского театров Санкт-Петербурга, а также Большого театра России и Московского музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко.

Открывшее фестиваль «Лебединое озеро» стало первым показом обновлённого спектакля. Заявленный по существу как премьера, этот спектакль заменил вышедшую в 2001 году с декорациями и костюмами российского парижанина с самарскими корнями Александра Васильева версию «Лебединого озера», которую в далёком 1978 году поставил Игорь Чернышёв.

Самарский академический театр оперы и балета

В этот вечер внимание зрителей было приковано к исполнительнице партии Одетты-Одиллии солистке Мариинского театра Софье Гумеровой, воплотившей в себе лучшие черты петербургской школы: безупречную технику, протяжённую кантилену движений, сочетающиеся с психологической глубиной создаваемого образа. В партии принца Зигфрида выступил коллега балерины по Мариинскому театру Никита Щеглов. Порадовал музыкальный уровень этого спектакля. Впервые за пультом оркестра самарского театра был его новый художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России, народный артист и лауреат Государственной премии Республики Беларусь Александр Анисимов.

Благодаря участию звёздных танцовщиков-гастролёров в дни шелестовского фестиваля премьерные балетные спектакли Самарского оперного театра заиграли новыми красками.

Автор: Валерий Иванов


Автор:Валерий Иванов