Оглавление
4#2011
Оглавление
О главном
Женское дело
Здоровье
Инновации
История
Культура Самарской области
Лето господне
Поздравления
Право
Промышленность Самарской области
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Фестиваль
Энергоэффективность
Юбилей

Покуда ходят по Руси гусляры…

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 4#2011 (декабрь)

Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли»

В конце сентября в Самаре состоялся IV Открытый Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли», организованный Поволжским историко-культурным фондом при поддержке правительства Самарской области. Почти пять дней в Центре социализации молодёжи на улице Куйбышева, ставшем основной площадкой фестиваля, демонстрировались документальные фильмы, повествующие о современниках, о людях труда, о героях нашего времени, утверждающие ценности православной культуры, родного языка, семьи, любовь к родной стране и к людям, проходили творческие встречи и мастер-классы по кинодокументалистике.

Жизнь как чудо

…Капля за каплей – капает со сломанной берёзовой ветки прозрачный весенний сок, заполняя привязанную бутылку. В надтреснутой печной конфорке светится пламя. Маленькая сельская школа – единственный учитель и единственный ученик. На стене – карта уже несуществующей страны – Советского Союза. Математика, чтение, немецкий, пение под старенький баян и новый предмет под названием «окружающий мир»… Учитель граблями сгребает в кучу прошлогодние листья на школьном дворе, поджигает: в вечерних сумерках ярко пылает костёр – круг прирученного огня, противостоящий хаосу. А где-то за околицей дикий огонь жадно пожирает сухую траву – необузданная злая стихия, выпущенная на волю человеком... Мама моет пол, мальчик спешит в школу, бегут талые воды, поят вербу в золотой пыльце… В сельской пекарне женские руки проворно извлекают из форм румяные куличи, щедро обмазывают сверху белоснежной глазурью, крестообразно украшают цветной посыпкой… Таков мир, окружающий героев фильма, – бесхитростный, трудный, вечный…

На Четвёртом открытом Всероссийском фестивале документальных фильмов «Соль земли» фильм «Окружающий мир» москвичей Антона Уткина и Андрея Семашко завоевал Гран-при – золотую статуэтку Архангела Михаила. Для режиссёра Антона Уткина эта победа была неожиданностью – ведь, по его мнению, на фестивале было столько достойных работ, гораздо больше заслуживающих этой высокой награды.

Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли»

Не скрывал своего изумления и обладатель серебряного Архангела Михаила – приза «За честь и достоинство в профессии»Вячеслав Васильевич Орехов, заслуженный деятель искусств России, академик Российской Академии Кинематографических искусств «Ника». А вот коллеги его ничуть не удивились. «Очень рада, что этот приз был вручён моему однокурснику – Вячеславу Орехову, – поделилась в кулуарах режиссёр из Санкт-Петербурга Валентина Матвеева. – Я много лет знаю его жизнь, творчество, характер, поступки – он настоящий человек! Он в высшей степени достоин этого». «Он очень бережно берёт в руки судьбу героя, о котором снимает фильм, и очень бережно, чтобы это всё не расплескать и нигде не попачкать, переносит на экран», – сказала о нём президент фестиваля Мария Михайловна Серкова.

Видимо, фестиваль и собрал именно таких личностей – способных видеть в первую очередь не себя в творчестве, а смотреть вокруг внимательным и любящим взором и видеть других людей. И передавать, транслировать это зрителю. Об этом говорит и девиз самарского кинофорума – слова Священного Писания: «Да светит свет ваш перед людьми!» О евангельских истинах напоминает и название самого фестиваля – ведь крылатое выражение «соль земли» родилось именно из слов Христа, применившего их к своим ученикам. А символом мероприятия и его святым покровителем был избран победитель злых сил – архангел Михаил. Его золотая, серебряная и бронзовые статуэтки были торжественно вручены на закрытии победителям фестиваля в пяти номинациях: «Здесь и сейчас», «Времена не выбирают», «Русский собор», «Чти отца твоего и матерь твою», «Камо грядеши?»

На фестиваль было прислано около 140 работ из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Из них для конкурсного показа отобрали 60. Просмотры продолжались с раннего утра до позднего вечера, а то и до глубокой ночи. Аншлага не было, но и пустых залов тоже – многие зрители, придя на просмотр случайно, на следующий день приводили родных и знакомых, благо вход на все мероприятия фестиваля был бесплатным. Особенный интерес у самарцев вызвала творческая встреча с почётным гостем – любимым многими актером Владимиром Конкиным, чьих персонажей – Павла Корчагина и Шарапова из «Место встречи изменить нельзя» не раз вспоминали в ходе обсуждений и дискуссий на самую актуальную для фестиваля тему – тему положительного героя современного документального кино.

В поисках героя

Кто он – герой нашего времени, кого можно с полным правом назвать солью земли? Может быть, это – человек успешный, богатый, знаменитый, может, это те, кого мы каждый день видим на экране? Но успех в обществе – вещь зачастую настолько эфемерная, зависящая не столько от реальных дел, сколько от публичности, «раскрученности», рейтингов, рекламы, купленного времени на экране, вписанности в формат, который, собственно, и диктуют те же, кто заказывает музыку. А простой зритель, пощёлкав пультом и видя на всех каналах всё те же лица, те же шоу, те же сериалы, тех же звёзд эстрады, смиряется и продолжает есть, что ему дают.

В «обществе спектакля» – как назвал современное общество автор одноимённой книги Ги Дебор, – где «товар созерцает сам себя в им же созданном мире», а «знаменитость является не живым человеком, но его ряженым образом, репрезентацией в рамках спектакля», герои фильмов, представленных на фестивале «Соль земли», действительно «неформат», ибо они-то как раз люди живые – даже те, кого уже нет среди нас. Они – настоящие, и тем притягательны. И тем самым убедительно свидетельствуют о том, что правда жизни, «жизнь как она есть» – это «жизнь как чудо», а не чернуха и безнадёжность. И потому даже в тех картинах, где много боли, тем не менее много света, – как в фильме вологжанки Снежаны Малашиной «Город, где резной палисад», завоевавшем на фестивале приз зрительских симпатий. Тема его – гибель исторического города, деревянной, одноэтажной Вологды, с её невыразимой прелестью старых двориков с сиренью, скрипучих лестниц и веранд, резных наличников, затронула болевые точки многих, в том числе самарцев, видящих то же самое на примере и своего города. Но автор идёт не от обличения тех, кто разрушает, убивает облик города рекламами и бездумной застройкой и по чьей вине горят деревянные дома, освобождая место под новые безликие многоэтажки и торговые центры, – а от любви к городу людей, чьими глазами видит его зритель, от их воспоминаний о Вологде своего детства и юности. Фильм обращён от людей к людям – в том числе и к мальчику, который говорит о том, что хочет стать архитектором. Если он и его сверстники научатся любить не только блеск и комфорт новых построек, но и те уголки, где и по сей день живёт дух старого города, тогда, быть может, не всё потеряно…

Есть надежда у людей, что живут в вымирающих сёлах – таких, как Степное Дурасово в нашем Клявлинском районе, где действует православный приют для детей-сирот. О поездке туда тольяттинских гимназистов режиссёр Светлана Пивоварова (телестудия «Ставрос» архиерейского подворья управляющего Самарской епархией в Тольятти) сняла фильм «Прикосновение сердца. Степное Дурасово», отмеченный специальным дипломом оргкомитета фестиваля и призом от Агентства социокультурных технологий Самарской области. Жизни села вообще было посвящено много фильмов, представленных на фестивале, – жизни, показанной прежде всего через людей, на которых она и держится, – жизни подлинной, трудной… Жизни в труде.

«Я соскучился по тому, как водят трактор, я хочу увидеть на экране, как селянин пашет землю нашу русскую, как доярка дергает за вымя, и как из него течёт молоко, а не из бутылки», – сказал на открытии фестиваля почётный гость, заслуженный артист России Владимир Конкин. И действительно, главный герой фестиваля «Соль земли» – это человек труда. Такой, например, как сапожник из маленького киргизского села в фильме Нурлана Разакулова (Бишкек), отмеченном дипломом жюри. Человек, преодолевающий трудности, вселяющий надежду в окружающих – как герои фильмов «Деревенские паровозы» Виктора Серова и Бориса Травкина из Новосибирска (первая премия в номинации «Здесь и сейчас»), «Против течения» режиссёра Марины Ивановой из Саратова (первая премия в номинации «Камо грядеши?»). Творящий руками красоту «Глиняных дел мастерица» москвички Ольги Антроповой (первое место в номинации «Чти отца своего и матерь свою»), «Маляваны рай» режиссёра Галины Адамович («Беларусьфильм»), занявший первое место в номинации «Времена не выбирают». Дарящий тепло своего сердца нуждающимся, как монахини из фильма «Нет предела милосердию» Валентины Матвеевой из Санкт-Петербурга (первое место в номинации «Русский собор»).

Люди известные – как легендарный певец Иван Семёнович Козловский или кинорежиссёр Марк Донской, которым посвящены фильмы Нелли Тоболкиной (г. Тюмень) и Александра Бруньковского (г. Москва). И люди «маленькие» – те, с кем мы ежедневно встречаемся и кого, быть может, не замечаем – как не замечаем воздуха, которым дышим, но жить без которого нельзя. Они и есть – соль земли. И потому фильмы о них, по словам председателя жюри фестиваля, известного кинокритика, заслуженного деятеля искусств России и Армении Армена Николаевича Медведева, – это «золотой фонд – клад не просто кинематографический, а социальный».

Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли»

Жюри фестиваля отметило и высокий уровень работы режиссёров и операторов. «Сегодня каждый имеет возможность получить изображение – снимать на телефон, на цифровой фотоаппарат, – заметил член жюри, кинооператор Николай Васильевич Волков, лауреат международных, всесоюзных и российских кинофестивалей. – И поэтому даже профессионалы, в том числе режиссёры, берут камеру и считают, что сами всё могут делать. В результате мы видим фильмы с замечательными темами, мыслями, но с абсолютно небрежным изображением. Но невозможно построить дом из плохого материала. Можно построить его без сложного современного оборудования – как построили Кижи одним топором. Не надо забывать фронтовых операторов, которые снимали в таких условиях, с ограниченным количеством плёнки, с ручным заводом камеры, короткими планами… Я не перестаю восхищаться их работой – как и кинематографическим материалом, снятым вплоть до 90-х годов. И мне очень приятно отметить высокую изобразительную культуру, которую демонстрируют многие из работ, представленных на этом фестивале».

Серебряного Архангела Михаила за лучшую операторскую работу получил оператор фильма «В том саду при долине» Евгений Корзун из Новосибирска.

Свои награды участникам фестиваля вручили также его друзья и партнёры – Клуб Почётных граждан Самарской области, Совет ветеранов кино Самарской области, Самарская губернская дума и другие организации, в числе которых был и информационный партнёр – Областной журнал «Самара и Губерния». Главный редактор Юлия Галочкина вышла на сцену, чтобы отметить призом и дипломом авторов фильма «Василий Васильевич Докучаев» режиссёра Ольги Подольской (Санкт-Петербург).

Звёздные тропы Самарской земли

Нынешний год, когда весь мир отмечает 50-летие первого полёта человека в космос, для самарской земли выдался особенным – ведь именно здесь готовилось это знаменательное событие, строилась гагаринская ракета. И конечно, фестиваль не мог обойти это событие стороной. Премьера документального фильма «Звёздные тропы Самарской земли», посвящённого специалистам ЦСКБ «Прогресс», прошла торжественно и вместе с тем удивительно тепло, тем более что в зале присутствовали и герои фильма – такие, как бывший заместитель генерального конструктора «Прогресса» Александр Васильевич Чечин. И особенно приятно отметить, что в роли режиссёра выступила давний друг журнала, заслуженная артистка России Елена Орлова, ныне работающая в Тюмени, но не забывающая Самару.

«Общаясь с нашими консультантами – заместителями генерального конструктора Александром Васильевичем Чечиным, Геннадием Петровичем Аншаковым, Георгием Евгеньевичем Фоминым, понимаешь, что самое главное в жизни человека – это труд, – отметила Елена, рассказывая о работе над фильмом. – Только через труд можно познать жизнь. И меня до слёз тронуло то, что мы строили такие ракеты, такие мощные производства у нас были – и вдруг так быстро начали всё терять, терять своё достоинство, силу. А сейчас я думаю: возродимся ли мы? Знаете, очень хочется гордиться своей страной. Я видела, с каким теплом встречали сотрудники ЦСКБ «Прогресс» Александра Васильевича, когда он пришёл туда в качестве консультанта. И была такая гордость, когда я приходила после съёмок и рассказывала своей семье, с какими людьми мне довелось общаться…»

«Мне как одному из ветеранов нашего ракетно-космического центра очень приятно отметить тот факт, что впервые за много лет было уделено столько внимания на всех уровнях нашего общества нашей космической истории, – сказал в ответном слове Александр Васильевич Чечин. – И моё мнение – фильм удался. Конечно, в одном фильме не охватишь все аспекты многогранной космической темы, да и не нужно этого делать. Но фильм хороший, душевный такой. И было бы правильнее, я думаю, продолжить эту работу – ведь есть много событий, которые почти не нашли отражения в нашей истории космонавтики – например, в будущем году исполнится 20 лет со дня запуска с северного полигона одного из наших космических аппаратов на базе «Ресурса-Ф», который сделал несколько витков вокруг Земли и был приводнён у западного побережья Северной Америки. Или предстоящий в октябре запуск нашей ракеты «Союз» из Французской Гвианы, когда «Союз» станет ракетой уже трёх континентов – Азии, Европы и Южной Америки (запуск состоялся в конце октября 2011 года. – прим. авт.)».

Песню, звучащую в фильме, написал оренбургский бард Павел Мантель, который также присутствовал на фестивале и выступил со своей гитарой перед самарскими зрителями.

Трудный путь к зрителю

Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли»

Ещё одна важная и, пожалуй, самая больная и для авторов, и для поклонников документального кино проблема – это возможность увидеть фильмы массовому зрителю. Ведь для телевидения многие из них – «неформат», фестиваль бывает раз в год, а старая советская традиция показывать документальные фильмы перед художественными киносеансами в кинотеатрах, увы, ушла далеко в прошлое, не говоря уже о самостоятельном прокате, невыгодном для владельцев кинотеатров.

На пресс-конференции перед открытием зашёл разговор о том, насколько представлен фестиваль в сети Интернет, и в частности, можно ли увидеть там фильмы, участвующие в конкурсной программе. К сожалению, на второй вопрос организаторы ответили отрицательно – в первую очередь из-за того, что выкладывание фильмов в свободный доступ в сети влечёт за собой неизбежные хлопоты по соблюдению всех авторских прав. Кроме того, как отметил Армен Николаевич Медведев, кино на дисплее компьютера всё-таки существенно проигрывает по своему воздействию на зрителя широкому экрану – теряется нечто важное: магия экрана, дыхание зала… Однако, как возразила профессор ВГИКа Галина Семёновна Прожико, остаётся самое важное – то, что хочет сказать автор. Некоторые из картин, показанных на фестивале, я потом нашла в сети: например, на сайте режиссёра Дмитрия Завигельского, создавшего своеобразный виртуальный кинотеатр документальных фильмов, а также в социальных сетях. Однако Интернет Интернетом, но я бы, например, с удовольствием купила диск с понравившимся фильмом, как часто делаю на музыкальных фестивалях и концертах, где, как правило, в фойе всегда можно найти лоток с записями коллективов-участников. Подарила бы родным, друзьям – и, может, в следующий раз они тоже захотели бы прийти на фестиваль, чтобы увидеть эти и другие фильмы на белом полотне экрана… Возможно, это сложно и затратно – выпускать такие диски официально, с соблюдением авторских прав и законодательства, – но, наверное, рады этому были бы многие из тех, кого фестиваль не оставил равнодушным.

И всё-таки, хоть этот путь и короче к зрителю, не хочется, чтобы документальное кино целиком уходило на YouTube, торренты или видеодиски. Даже мне, рядовому зрителю, не хочется, а уж тем более – профессионалам, посвятившим себя этому благородному искусству, и тем, кто сполна может оценить его значение в жизни нашего общества, в воспитании чувств, в воспитании нового поколения. Самарский киновед Вера Ивановна Мордвинова, одна из организаторов фестиваля, выступая перед журналистами, призвала обратить внимание на нужды кинозрителей, на судьбу старых кинотеатров, отданных в аренду. «Не пора ли вернуть кинотеатры зрителям, восстановить их, отремонтировать? – поставила вопрос она. – Потому что коммерция коммерцией, а ухудшение вкусов людей, безграмотность – это очень серьёзная проблема. Не пора ли в Самаре создать фестивальный центр, школу для кадров для продолжения истории кино? Ведь документальное кино востребовано молодыми, есть киноклубы в университетах, есть молодёжный парламент, который поддерживает нас. И конечно, включить фестиваль «Соль земли» в число приоритетных направлений, лучших проектов нашей области. Мы обязаны формировать идеалы, путеводные огоньки, на которые должны идти люди».

Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли»

Серкова Мария Михайловна, президент фестиваля «Соль земли»:

Я бы сравнила документальное кино с гуслярами, которые раньше ходили по Руси и через песню, часто иносказательно, выражали мысли, чаяния людей. Как говорили: пока ходят по Руси гусляры, жива душа народа. Мне кажется, что и документальное кино – это душа народа. К сожалению, очень много фильмов печальных, но даже несмотря на эту печаль, настолько преображаешься, когда их смотришь, получаешь такую мощную отдачу, что хочется жить.

Прожико Галина Семёновна, профессор ВГИК, заслуженный работник культуры РФ:

Мне вспомнились слова из чеховской «Чайки»: «Неси свой крест и веруй». Мы не можем мгновенно изменить ситуацию и с документальным кино, и с утратой высоких нравственных и эстетических ценностей в обществе. Но каждый должен делать то, что должен, свой маленький труд на своём участке. И может быть, на этом фестивале «Соль земли» зритель – хотя бы один – сделает для себя выбор. Выбор серьёзного кинематографа, серьёзного искусства… Это особенно важно, когда речь идёт о молодых людях.

Я преподаю, и мне много приходится общаться с молодыми и пользоваться таким Интернет-ресурсом, как торренты – файлообменники, где есть и огромный каталог документальных фильмов. Я читаю комментарии молодых людей, которые скачивают картины – документалистику эпохи СССР, фильмы об истории, православии, – и всякий раз радуюсь, когда вижу очень большие цифры, указывающие число тех, кого заинтересовал тот или иной фильм…

Конкин Владимир Алексеевич, заслуженный артист России:

В Саратове, где я вырос, был кинотеатр «Победа», и один из трёх его залов – Зелёный – был полностью отдан научно-популярному и хроникальному кино. Мои родители с пяти лет водили меня в этот Зелёный зал, и мы смотрели фильмы о космосе, животных, истории, географии… Ведь очень важно, когда это формирует маленького человека… И задача фестиваля, мне кажется, быть тем родником около великой Волги, который питает великую реку своими дивными ручейками, восполнять то, что раньше делали общество «Знание», общество книголюбов – те общественные организации, которые действительно просвещали наше население.

Сейчас всё больше снимают штаны, а не кино. А документальное кино обращено к человеку. И для меня отрадно видеть, сколько молодых людей приехали на этот фестиваль, потому что коли молодые люди занимаются этим, значит, не все ещё захрюкали. А кому-то очень хочется, чтобы мы захрюкали окончательно.

Мордвинова Вера Ивановна, киновед, член жюри фестиваля:

Главная заслуга фестиваля «Соль земли» в том, что он подходит в историческом контексте к проблеме положительного героя. Я отсматривала все фильмы, которые приходили к нам на протяжении всех этих лет, и не могла не заметить, какой любопытный крен может дать документальный материал. Сегодня мы уже не можем рассматривать отдельно одного героя документального фильма, его конфликт с окружающей действительностью в отстаивании своих идеалов, в борьбе с негативными явлениями. На мой взгляд, речь идёт уже о некоем коллективном герое. Сложилась очень любопытная ситуация – один герой как бы дополняет другого, они показывают жизнь разными гранями, как в этом году, когда несколько фильмов на фестивале посвящено женским судьбам.

Протоиерей Алексий Богдан, священник Покровского собора, Самара:

Документальное кино вскрывает проблемы и показывает реальную жизнь. Хорошо было бы, если бы оно составляло альтернативу гламуру на телеэкране, в художественных фильмах, фантастике, блокбастерам и всякого рода шоу, которые отводят от реальности. Хотелось бы, чтобы современная документалистика несла в себе духовную подоплёку, не просто рассказывала о бедах, но показывала причины, путь к исправлению человеком самого себя.

Автор: Надежда Локтева


Автор:Надежда Локтева