Оглавление
3#2012
Оглавление
Города и районы Самарской области
Гражданское общество
Здоровье
История
Концепция будущего
Культура Самарской области
Поколение
Право
Репортаж
Сельское хозяйство Самарской области
Событие
Спорт Самарской области
Творчество
Туризм в Самарской области
Фестиваль
Экология
Юбилей

Чайковский – Чулков – «Виват, Баян!», или Счастливая судьба гармоники

Областной журнал «Самара и Губерния», номер 3#2012 (сентябрь)

Партия аккордеонов из чистовой рукописи партитуры Сюиты №2 П.И. Чайковского

То, что Самара является российской столицей баяна, сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения. Мало того, что именно у нас, благодаря подвижнической деятельности музыканта и композитора Сергея Войтенко уже более 10 лет проходит знаменитый фестиваль «Виват, баян!», в следующем году Самара будет проводить 63-й чемпионат мира по баяну «Трофей мира», который только во второй раз проходит в России, так ещё и доказано, причём опять-таки нашим, самарским исследователем Леонидом Рафельсоном, что и сам-то баян был изобретён именно в Самаре! Леонид Львович сумел собрать неоспоримые свидетельства того, что легендарный потомственный тульский мастер-изготовитель гармоник, музыкант Павел Леонтьевич Чулков создал в Самаре в самом конце позапрошлого века свою трёхрядную концертную хроматическую гармонику – первый отечественный баян!

А совсем недавно Леонид Рафельсон, проделав объёмную исследовательскую работу, нашёл доказательства того, что первым в состав симфонического оркестра ввёл гармонику (нем. Harmonikas, фр. Accordеons) сам П.И. Чайковский, тем самым выведя инструмент на мировую сцену. Аккордеоны были использованы П.И. Чайковским в Scherzo burlesque – третьей части Характеристической Сюиты № 2, ор. 53, до мажор. Запись Чайковского в партитуре гласит: «Для надлежащего эффекта этой пьесы аккордеоны весьма желательны…» Далее следуют подробнейшие инструкции для исполнителей партий аккордеонов.

Леонид Львович Рафельсон

Леонид Львович Рафельсон:

– Да, гармоника была тогда ещё очень несовершенна, ведь до создания настоящих концертных инструментов – русского баяна Павла Чулкова и итальянского кнопочного аккордеона Паоло Сопрани – было ещё далеко – целых 14 лет.

Гениальный русский композитор увидел в ещё примитивной гармонике не только её близость душе своего народа, её созвучие национальному музыкальному колориту, но и огромные потенциальные возможности этого инструмента.

«Инновация», как мы бы сказали сегодня, Чайковского была до дерзости смелой, даже шокирующей! Гармоника Чайковского, зазвучав на большой профессиональной сцене, увлекла не только его современников-меломанов, сановников, даже особ титулованных и власть имущих, но и мастеров гармонного дела той поры, дала им мощный стимул для совершенствования перспективного «сына полка» симфонического оркестра.

Пройдёт ещё без малого полвека, и немецкий композитор Г. Геррманн сочинит в 1927 году свой цикл «Семь новых музыкальных пьес-игр» – сюиту, положившую начало процессу формирования баяно-аккордеонного искусства как самостоятельного вида музыкальной культуры Восточной и Западной Европы.

Постепенно гармоника из несовершенной музыкальной «игрушки», забавлявшей подвыпивших ямщиков и дворников, превратилась в сложнейший по конструкции и изготовлению концертный музыкальный инструмент. Общий подъём любительского музицирования, создание национальных исполнительских школ выведут видных представителей аккордеонного искусства на мировую сцену в качестве солистов-профессионалов. Будет создан новый жанр: камерно-инструментальная музыка с участием аккордеона и баяна. Они утвердятся среди классических инструментов симфонического оркестра в качестве равноправных академических сольных исполнителей.

А на раннем этапе формирования нового вида академической музыкальной культуры, в судьбе гармоники, находившейся тогда ещё в детских пелёнках, принял деятельное участие гениальный русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Как знать, может быть именно этот счастливый случай так благотворно повлиял на её судьбу?»

Полный текст исследования Леонида Рафельсона можно найти ЗДЕСЬ.